Оптимизма - хоть отбавляй!
Алексей Прокопьев (слева) и Камель Каримов у Темиртауского горсуда.
На “АрселорМиттал Темиртау” (АМТ) продолжаются сокращения сотрудников. Руководство компании вытуривание людей именует добрым словом “оптимизация”. А потерявшие работу граждане, не разделяя этого оптимизма, подают на предприятие иски в суд. В то же время на металлургическом комбинате не прекращаются кражи. Тащат оттуда не только готовую продукцию, но и просто то, что плохо лежит. И точную цифру ущерба установить вряд ли получится. Не всех ведь несунов удается поймать.
Никто не спорит, когда под гребенку сокращений попадают злостные нарушители трудовой дисциплины или не вполне квалифицированные специалисты. Если рассуждать с позиции бизнеса, то в период кризиса и спада производства, на который так любит уповать администрация АМТ, волей-неволей приходится урезать расходы. А как быть, когда пинок под зад получают добросовестные работники с большим опытом и стажем? К примеру, резчик холодного металла листопрокатного цеха (ЛПЦ) №3 Алексей ПРОКОПЬЕВ двадцать лет отдал родному предприятию. На зарплату 170 тысяч тенге растил двух дочерей и содержал пожилых родителей. И вдруг в одночасье оказался на улице, потому что перед руководством цеха менеджеры АМТ поставили задачу избавиться от части сотрудников. Начальник ЛПЦ №3 Дмитрий ВОЙТЕХОВСКИЙ, машину которого, к слову, недавно обстреляли неизвестные хулиганы (см. “Люди гибнут за металл”, “Время” от 13.11.2014 г.), не посмел ослушаться приказа.
- Ничего плохого о Прокопьеве как о работнике сказать не могу. Как и об остальных работниках, которые по данной профессии у меня работают. Не испытываю к Прокопьеву никаких неприязненных отношений. По его вопросу речь шла только о превышении штатной численности. Выбор на него пал, скажем так, случайный, - пояснил Войтеховский на слушаниях в Темиртауском горсуде, где сокращенный металлург пытается доказать, что его лишили работы незаконно.
Не помогло и то, что за Прокопьева вступался профсоюз металлургов “Жактау”, представители которого тоже сейчас выступают в суде в пользу резчика.
- Формулировки “случайный выбор” быть не должно. Необходима таблица выборки с указанием стажа, срока работы, характеристик, на основании которой руководство может принять решение о сокращении какого-то человека, - считает юрист Камиль КАРИМОВ, взявшийся защищать интересы рабочего. - Более того, мой клиент нашел работу в другом цехе АМТ, начальник которого согласился взять его к себе. Но вместо этого Прокопьеву предложили должность озеленителя с зарплатой 40 тысяч тенге. Между тем профсоюз “Жактау” предоставил список из 15 вакантных мест, образовавшихся за счет увольнения людей по отрицательным мотивам. Но Прокопьеву никто их не предложил. Предполагаю, что комбинат специально ведет такую политику: всеми путями снижать себестоимость продукции, в том числе и через сокращение персонала. Только непонятно, каким тогда образом комбинат собирается повышать производительность труда, если выгоняет высококвалифицированных работников?
Представители “АрселорМиттал Темиртау” в свою очередь не видят никаких нарушений закона при сокращении резчика из ЛПЦ №3 и твердят, что за работу озеленителем готовы были платить Алексею не 40, а аж 67 тысяч тенге в месяц. А непредоставление Прокопьеву места одного из уволенных нарушителей дисциплины начальник управления по кадровому администрированию АМТ Болатбек АЙТКУЛОВ объяснил пунктом коллективного трудового договора, в котором сказано, что подобные переводы могут происходить только в случае необходимости. Есть ли она - решает непосредственно работодатель.
- Надежда только на справедливость. Если она не восторжествует в суде, то я буду вынужден уехать из Темиртау, поскольку работу по своей специальности здесь найти не смогу, - говорит Алексей Прокопьев.
История этого резчика холодного металла отнюдь не единична. Часть сокращенных рабочих пробуют добиться восстановления на металлургическом комбинате через суд, но большинство уходят безропотно, что, конечно, на руку администрации компании и ее владельцу Лакшми МИТТАЛУ. В минувшем декабре во время встречи с президентом Казахстана Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ стальной магнат бодро рапортовал, что за последние четыре года, несмотря на нестабильность в мировой экономике, деятельность АМТ постоянно расширялась, и в год в это предприятие инвестировалось от 350 до 400 миллионов долларов. Глава государства в беседе заметил, что наблюдается улучшение показателей, рост прибыли, а также подчеркнул, что важно обеспечить благоприятные социальные условия для работников компании.
- Сейчас самое главное - социальное самочувствие тех, кто работает на производстве. С темиртаускими металлургами и карагандинскими шахтерами у меня особые отношения. Поэтому в случаях, когда сокращаются рабочие места и не выплачивается заработная плата, они напрямую обращаются ко мне, - подчеркнул Нурсултан Абишевич.
Но, похоже, Лакшми Миттал пропустил эти слова мимо ушей. Вероятно, для него легче снижать расходы за счет сокращения бедолаг-рабочих, чем искать иные пути. Ведь почему бы, например, ему не задуматься о реальной борьбе с хищениями на АМТ? Местная газета “Вести Темиртау” на днях сделала подборку криминальных сводок, где привела конкретные примеры краж с территории предприятий компании. В конце августа на ТЭЦ-2 неизвестные злоумышленники похитили 1 тонну металлолома. В том же месяце на меткомбинате кто-то обчистил пришедший из КНР вагон почти на полмиллиона тенге. В сентябре доменный цех лишился электрического кабеля, а в другом подразделении пропала куча щебня. В том же месяце зафиксированы еще две кражи продукции из вагонов. Ноябрь также не обошелся без происшествий: с территории доменной печи №2 украли имущества на 1 миллион 444 495 тенге, а чуть позже был выявлен факт недостачи 18 бракованных блюмов общим весом 37,17 тонны. И это только те факты, которые официально зарегистрированы в полиции.
Добавим к этому списку еще один случай, когда злоумышленников удалось вычислить. Уголовный процесс по их делу как раз начался в Темиртауском горсуде. На скамье подсудимых оказались 11 человек из числа теперь уже бывших работников АМТ. Одного из них обвиняют в хищении вверенного имущества, а остальных - в пособничестве ему. Речь идет об ущербе в размере 31 миллион тенге из-за исчезнувших минувшим летом 203 тонн белой жести.
А теперь представьте: не случись у “АрселорМиттал Темиртау” подобных убытков, глядишь, нашлась бы в казне компании сумма на содержание честных работников, и не пришлось бы их сокращать. Но судя по тому, что поток краж на АМТ не прекращается, несмотря на усиленные меры по охране объектов, кому-то выгодно, чтобы дела обстояли именно так.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда