Абонент своевременно недоступен
Многие казахстанцы рискуют с первого дня зимы остаться без мобильной связи. Сотовые операторы предупреждают, что с указанного дня прекратят обслуживать номера абонентов, которые не переоформили сим-карты на себя.
Вот какие уведомления разместили на днях на своих официальных информационных ресурсах казахстанские операторы сотовой связи: “По требованию комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК от 10 октября 2014 года уведомляем незарегистрированных абонентов о необходимости произвести регистрацию абонентского номера на пользователя в срок до 30 ноября 2014 года.
В соответствии с вышеуказанным требованием по абонентским номерам, по которым отсутствуют регистрационные данные пользователей, с 1 декабря 2014 года будет приостановлено оказание всех услуг сотовой связи”.
У тех абонентов, которые не успели зарегистрировать свои номера, на все про все осталось всего две недели. Сотовые операторы, понимая, что часть их клиентов скоро “уйдет в бан”, всячески подстегивают поспешить с документами. Кое-кто даже сулит подарки самым ретивым.
Как выяснилось, операторы получили сию директиву за подписью зампреда комитета связи, информатизации и информации МИР Дмитрия ГОЛОБУРДЫ. Чиновник сетует: в адрес ведомства постоянно приходят жалобы правоохранительных органов на то, что услуги мобильной связи вопреки законодательству предоставляются незарегистрированным пользователям. И приводит пример: за шесть месяцев этого года из 4491 запроса органов финансовой полиции на получение данных о владельцах номеров по 1348 (или по каждому третьему!) сведения отсутствовали, несмотря на активность номера.
Откуда берутся незарегистрированные или оформленные на кого попало сим-карты? В ситуации, сложившейся на рынке мобильной связи, в многозначительной степени виновны сами операторы. Первая волна прокатилась еще в начале 2000-х. Тогда многие номера продавались с абонентской платой, а избежать ее можно было, купив корпоративный номер - сим-карту, оформленную на юрлицо. Тогда сотнями создавались липовые ТООшки только для того, чтобы оформить на компанию тысячи номеров без абонплаты с последующей перепродажей.
Еще один источник неоформленных симок - сами операторы. Несколько лет назад некоторые из них бесплатно раздавали свои сим-карты на различных концертах, фестивалях и промоакциях. Правда, в конце 2011 года правительство своим постановлением №1718 утвердило правила оказания услуг сотовой связи. Там-то и прописали, что каждый номер должен быть оформлен на конкретное физлицо - как положено, с удостоверением и ИИН. С тех пор операторы перестали шалить с раздачей незарегистрированных сим-карт.
Однако свинью им стали подкладывать некоторые посредники между ними и абонентами - дилеры. Продавая сотовые номера, они нередко оформляют их пачками на одного человека - так им дешевле и проще. А бывают случаи, когда и вовсе продают ни на кого неоформленные сим-карты. Это на руку в первую очередь криминалитету. И по сей день на любом крупном базаре и автовокзале страны можно легко купить симку без удостоверения.
- Операторы не могут обеспечить продажу сим-карт своими силами, поэтому вынуждены обращаться к дилерам, - поясняет эксперт в области телекоммуникаций Аида ДОСАЕВА (на снимке), много лет проработавшая в лоне крупного сотового оператора. - На основе договора оператор может выставлять штрафы дилеру в случае нерегистрации абонентов. Но дилеры - это ТОО. И когда оператор его штрафует, дилер просто закрывает свое предприятие и тут же открывает новое и вновь может заключить договор с кем угодно. Операторы неоднократно обращались в различные органы, включая КНБ, прокуратуру, с просьбой внести поправки в законодательство, чтобы дилеры несли такую же ответственность. Ведь операторы сегодня рискуют вплоть до отзыва лицензии. И это, пожалуй, одна из самых репрессивных мер в странах СНГ, и не только в отношении операторов. Например, в Узбекистане за неправильно оформленный номер дилер может понести уголовное наказание, поскольку нерегистрация или левая регистрация приравнена к фальсификации. Более того, в ряде стран, в том числе Европы, существует ответственность абонентов - они обязаны зарегистрировать номер на себя. В Казахстане же ответственность абонента прописана только в публичном договоре, а по факту он никакой ответственности за нерегистрацию номера или за неверно заполненные данные не несет. Если органы хотят навести порядок, нужно вводить ответственность дилера и абонента.
Кстати, мы задали вопрос всем участникам мобильного рынка: сколько незарегистрированных сим-карт они обслуживают? Однако ни один оператор не сообщил нам такие данные. По оценке Аиды Досаевой, это может быть 2-3 процента от числа всех абонентов. А если говорить о номерах, зарегистрированных на других лиц, то таких сим-карт может быть гораздо больше. Учитывая, что в Казахстане более 25 млн. действующих номеров, без связи рискуют остаться сотни тысяч абонентов.
Виктор БУРДИН, коллаж Владимира ЗАИКИНА и фото с интернет-ресурсов, Алматы