Дело на сто миллионов
Новое потрясение, связанное с претензиями пострадавших от пыток граждан, уготовано для ДВД Костанайской области. Герой наших материалов рудничанин Расим БАЙРАМОВ (на снимке) предъявил этому учреждению рекордный иск - 100 миллионов тенге!
Руководство ДВД еще не успело прийти в себя после новости о 15-миллионном иске жителя райцентра Узунколь Руслана БАЙМАГАМБЕТОВА (см. “Униженный и оскорбленный”, “Время” от 16.9.2014 г.), как на полицейское ведомство свалилось новое пренеприятное известие о еще более дорогой претензии. Теперь юристам ДВД предстоит “воевать” на два фронта, причем в новом процессе дело придется иметь с тяжелой артиллерией в виде Комитета ООН против пыток.
Напомним, эта организация 14 мая признала Расима Байрамова жертвой жестокого обращения со стороны правоохранительных органов, не получившей защиты от государства, и подтвердила его право на реабилитацию.
Однако спустя всего лишь несколько дней после того, как наша газета рассказала о деле “Байрамов против Казахстана”, у полицейских случилось очередное обострение - на Расима “нажали” с новой силой и попытались навесить на него убийство 7-летней рудничанки Вики Гани. Люди в погонах буквально затерроризировали Расима и его родных: заблокировали дом, не пускали к шокированной бабушке Байрамова врачей “скорой помощи”, даже пытались выломать двери. Скандал тогда вышел знатный, но закончилось все неплохо для Байрамова: полицейские от него отстали, реальный подозреваемый в убийстве ребенка был найден в другом месте, а прокуратура возбудила уголовное дело по факту пыток Расима, основываясь на решении ооновского комитета. Кстати, оно же стало основой искового заявления Байрамова, составленного при юридической поддержке директора местного бюро по правам человека Анастасии МИЛЛЕР и адвоката Снежанны КИМ.
На 16 страницах этого документа приведены ужасающие подробности всего, что приключилось с Расимом Байрамовым за последние шесть лет. О том, как его задержали с нарушением норм УПК. Как лишили права на юридическую помощь. Как били в полицейских кабинетах, не давая спать несколько суток. Как выбили признание и, не имея прочих доказательств, осудили на пять лет лишения свободы в колонии строгого режима за ограбление, которого Байрамов не совершал.
Прокуратура и суд игнорировали сообщения Байрамова о пытках. В колонии он был доведен до полного истощения и чуть не погиб от приобретенных страшных болезней. Из зоны он вышел уже другим человеком - сломленным, не верящим никому и ни во что.
Вот фрагменты заключения психолога кризисного центра Светланы ЧЕРНИКОВОЙ, составленного по результатам обследования Расима Байрамова: “Предъявляет жалобы на отсутствие сна, не может расслабиться, уснуть, пропал аппетит, к еде появилось отвращение. Сильно худеет, слабеет. Очень раздражителен, нервозен, много курит. Не может выйти из ритма жизни, который сформировался в колонии (“нельзя расслабляться, даже ночью ты находишься в опасности, нужно быть всегда начеку”). Отмечает, что полностью изменился характер, мировоззрение: “Ушла жалость, любовь, раньше всегда пытался вмешаться в ситуацию, где есть несправедливость, помочь слабым, а сейчас мимо пройду, нет справедливости”, “Верить никому нельзя, вижу людей такими, какие они есть, маски отпали”, “Я всегда был добрым и доверчивым, а сейчас никого не люблю и себя не люблю”. Идет постоянное давление со стороны правоохранительных органов. Любое ЧП, любое преступление, правонарушение - вызывают в Рудненский ГОВД. Постоянное чувство тревоги, страха, стал интуитивно чувствовать, когда приедут полицейские и увезут в полицию”.
По словам адвоката Снежанны Ким, решение Комитета ООН позволяет Расиму не дожидаться, когда государство установит виновных в пытках, тем более что все его прежние сигналы о злодеях в погонах госорганы проигнорировали.
- Байрамов не должен и не может ждать результата расследования, - говорит она. - Вина государства в допущенном беззаконии уже установлена. Поэтому истец, до сих пор вынужденный обращаться в медицинские учреждения по поводу ухудшения здоровья и не могущий трудоустроиться, вправе поставить вопрос о реабилитации и получении компенсации.
Правозащитник Анастасия Миллер поясняет:
- Комитет ООН установил, что казахстанское государство не предупредило акт пыток и не провело “быстрого, беспристрастного и эффективного расследования утверждений о пытках”. Особо отмечено, что выбитые из жертвы показания были использованы в суде. Из этого следует: право Байрамова на получение сатисфакции от государства, гражданином которого он является, бесспорно.
Что и говорить, размер морального ущерба, указанный в иске Расима Байрамова, можно считать беспрецедентным. И вряд ли такой иск будет удовлетворен в полном объеме. Стоит вспомнить, что другой герой наших расследований - Александр ГЕРАСИМОВ, тоже пострадавший от пыток в полицейских застенках, минувшей осенью пытался взыскать с ДВД 21 миллион тенге. В итоге суд наказал это учреждение всего лишь на два миллиона.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай
Ссылки по теме
“Следствие без правил”, “Время” от 25.5.2010 г.
“ООН уважать права заставит”, “Время” от 17.6.2014 г.
“Повестка из прошлого”, “Время” от 26.6.2014 г.
“Убытки - за пытки”, “Время” от 23.11.2013 г.