Родина-мать, позови!
Сергей РУССМАН: не нужен мне берег немецкий...
Гражданин Германии Сергей Руссман, проживший в этой стране долгих 12 лет, так устал от “новой родины”, что просит у “старой” - Казахстана - политического убежища
Сергей РУССМАН (на снимке), въехавший в Казахстан по гостевой визе около двух лет назад, нарушил установленные нашим миграционным законодательством сроки пребывания в родном Костанае. Теперь бедолага отказывается верить, что его могут депортировать в “благословенную” Германию, паспорт которой довел его до нервного срыва.
В истории Сергея, прогремевшей на весь Казахстан после того, как он побывал под арестом (см. “Руссман хочет домой”, “Время” от 8.3.2014 г.), многое до последнего времени оставалось непонятным. Человек, прибывший из Германии на родину в конце 2011-го, до сих пор не может узаконить свое проживание в Казахстане. Почему? И с чем связано его громкое заявление о желании обрести здесь “политическое и физическое убежище”?
Установить прямой контакт с Руссманом не так просто: у него нет мобильного телефона. За то время, что он живет в Костанае на нелегальном положении, Сергей вошел в роль человека-невидимки: ненужных встреч с представителями госорганов он старательно избегает. В 2012 году его уже привлекали за нарушение миграционного законодательства: тогда он отсидел под административным арестом трое суток. В марте этого года наказание было более мягким - всего сутки ареста. Но проблема осталась. И чем дальше, тем труднее разрешить ее.
Сергей пришел на встречу со мной, несмотря на холод, в одном свитере и без шапки. В руках он держал большую дорожную сумку, доверху заполненную документами. Его сбивчивый и долгий рассказ о своих жизненных злоключениях выдавал в нем человека, находящегося в крайне растрепанных чувствах.
- Я живу здесь без средств к существованию, не имея никаких прав, - говорит Руссман, прежде носивший фамилию ФЕДОРОВ. - В Германии было ничем не лучше. После семи лет совместной жизни я развелся с женой. Больше четырех лет жил один и убедился: “фатерлянд” для меня чужая и враждебная страна. Все эти годы у меня длился конфликт с арендодателем жилья. Были моменты, когда я не мог ему вовремя заплатить, потому что мне незаконно прекращали выплату пособия по безработице. Несколько раз доходило до стычек и прямых угроз моей жизни. Когда меня все-таки выселили, в распоряжении хозяина квартиры осталось все мое имущество. Я ничего не смог добиться и оказался в форс-мажорной ситуации: жить негде, работы нет, становиться бомжем я не хотел. Меня постоянно оскорбляли по национальному признаку (Руссман - этнический русский. - С. К.). В общем, ничего не оставалось, как сесть в самолет и вернуться в Костанай к престарелым родителям...
Сегодня Сергей расценивает случившееся с ним как нарушение его прав и свидетельство враждебности к нему немецкого государства.
- Сразу после прибытия на родину я написал заявление о получении убежища в Казахстане, но тогдашний начальник городской миграционной службы отказался его принимать. Он посмеялся надо мной и сказал: “Германия - это же не Сирия!”. Впоследствии я еще писал о том же и указывал причины, по которым не считаю возможным вернуться в Германию.
Это заявление Руссман показал судье, рассматривавшему дело о нарушении миграционного законодательства. Тем не менее его вину как иностранца, не выехавшего в установленные визой сроки из страны пребывания, суд счел доказанной. Сейчас Руссман намерен обжаловать постановление адмсуда в апелляционной инстанции.
- Я ни в чем не виноват! - восклицает мой собеседник. - Мой вопрос рассматривается слишком долго, и это беда для меня…
Между прочим, в Костанае случай с Руссманом - прецедент. Здесь еще не было ни одного человека, который просил бы о политическом убежище. Так утверждают в областной миграционной полиции, начальник которой Кайрат ДУТПАЕВ поделился с нами своей точкой зрения на проблему Руссмана:
- Он въехал на территорию Казахстана по частной визе, по истечении срока которой страну не покинул. Еще в 2012 году Руссману был разъяснен смысл закона, а также правила возвращения в РК и получения гражданства. Есть определенный порядок, но он его не соблюдает. Он тихий, спокойный человек, ничем предосудительным не занимается. Но сейчас ситуация уже такова, что ему как нарушителю миграционного законодательства вообще может быть отказано в виде на жительство и получении гражданства. После ареста, 6 марта, Руссман был у меня на личном приеме. Я снова ему разъяснил все, что положено. Сказал, что его ситуация не соответствует критериям, установленным законом для желающих получить статус беженца…
- Вы знаете, что стоите перед угрозой принудительной депортации? - спросил я Сергея. - В этом случае вам будет запрещен въезд в Казахстан в течение нескольких лет, и вам придется жить в Германии.
- Нет, нет, этого не может быть! - заметно разволновался он. - Со мной не могут так поступить, это будет несправедливо! Я ведь здесь родился, меня не могут лишить родины! Я хочу чувствовать себя нормальным человеком, живущим в нормальной стране...
В ближайшие дни перспективы дальнейшей судьбы бывшего казахстанца станут более четкими. Но, к сожалению, это не отменит уникальности ситуации, в которой оказался Руссман. Ведь этот человек нуждается уже не столько в юридической помощи, сколько в гуманном отношении. Годы постоянного стресса, несомненно, повлияли на его здоровье. Что произойдет с Сергеем в результате грозящей ему депортации - нетрудно представить. В то же время на вопрос “Возможен ли какой-то иной законный вариант разрешения этой проблемы?” - сегодня ответить не может никто.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай
От редакции Эта дикая история может и, по нашему глубокому убеждению, должна закончиться хеппи-эндом. Формально костанайские миграционные власти правы: гражданин другого государства, просрочивший визу, подлежит выдворению из страны. А если отбросить формальности? Что мешает государственной машине сделать исключение и пойти навстречу человеку, не представляющему никакой угрозы для Казахстана? Ежедневно сводки новостей приносят сообщения о “творческих узбеках” многочисленных нарушителей визового режима: убийствах, грабежах, изнасилованиях. Да, таких надо выдворять без сожаления - своих преступников хватает. Но в данном случае родина могла бы повернуться к Сергею лицом, предоставив ему для начала хотя бы вид на жительство.
Просим считать эту публикацию официальным запросом полковнику Серику САИНОВУ - начальнику департамента миграционной полиции МВД Казахстана.