Расходный дом
Семей может смело составить конкуренцию Детройту - американскому городу-призраку, на чьи развалины слетаются киношники как мухи на мед. Реалистичный фон для мрачных антиутопий и зловещих триллеров всегда в цене.
История печально известных семейских руин написана как будто под копирку. Во время экономического развала государственную собственность втихаря приватизировали за бесценок, после чего новые хозяева дружно как в воду канули на долгие годы. Похоже, их абсолютно не заботило, что владения, брошенные на произвол судьбы, превращаются в жалкие развалины. Когда же общественники взывали к властям: “Приведите в порядок изуродованный облик города!” - получали всегда один ответ: “Это частная собственность! Мы ничего не можем сделать”...
Фактически в каждом районе Семея есть свое бельмо на глазу. В центре города - руины бывшего зооветинститута. На левобережье - остов Дома культуры фабрики ПОШ. Но самая катастрофическая ситуация складывается вокруг разгромленного магазина промтоваров в первом микрорайоне. Его владелец подвергает угрозе жизнь и здоровье жильцов 80 квартир! Полуразрушенный магазин занимает большую часть первого этажа злосчастной пятиэтажки, и люди... практически живут на развалинах. Они балансируют между жизнью и смертью вот уже десять лет, несмотря на то что все это время заложники мертвого магазина взывают о помощи к властям.
Вот тот самый дом по улице Сатпаева, 186. Со стороны дороги его практически не увидеть. Буйные заросли надежно маскируют уродство и разруху былой гордости всего района - громадного магазина, где влет уходили дефицитные товары. Сейчас сквозь перебитые стекла проглядывают лишь тотальное запустение и кучи мусора. Председатель КСК Геннадий ГОЛУБЕВ (на снимке) показывает на круглые отверстия в чудом уцелевших стеклах:
- Видите? Это следы от пуль. Такая забава у крутых - стрелять под покровом ночи по витражам из пневматических пистолетов! Раньше нам удавалось прикрывать дыры листами железа. А в этом году прямо какая-то атака! Все перебито! Теперь нам своими силами не справиться. На хозяина давно нет надежды. Он довел магазин до бесхозного состояния. Его даже никто не охраняет. Поэтому неудивительно, что лезут все, кто захочет. Радиаторы отопления срезали, украли. Но заброшенный магазин все равно отапливается. Через него же проходит транзитный стояк, по которому тепло идет дальше к квартирам. Помещение общей площадью 600 квадратных метров продувается всеми ветрами. Мы фактически отапливаем улицу! Несем колоссальные теплопотери! Хозяин с незапамятных времен ни за что не платит. Долг за тепло у него - миллион тенге. Еще один миллион он задолжал КСК за эксплуатационные расходы. Жильцы платят по полной - и мерзнут в своих квартирах. А что будет предстоящей зимой, когда в доме нет 70 процентов стекол - даже страшно представить. Похоже, перемерзнет вся система отопления...
Поднимаемся на второй этаж к пенсионерке Нине Васильевне КЛУБНИКИНОЙ.
- Во всех квартирах на втором этаже зимой - ледниковый период. Пол - ледяной! Ходим в валенках, - вздыхает она.
К нам с третьего этажа спускается ее соседка Лариса ЧЕРКАШИНА с дочкой Раечкой.
- Прошлой зимой начали промерзать стены. Постоянно черная плесень в отсыревших углах. Это мы на третьем этаже, и то невыносимо. Трещины внутри. Фасад садится. А если мы однажды рухнем, что тогда? - вопрошает она. - Не рухнем, так сгорим! В магазине ночуют бомжи, жгут костры. Не так давно там был пожар. Хорошо, что вовремя потушили... А сколько мусора скапливается! Самое обидное - детей из окрестных школ сгоняют туда на субботники. И моя Рая убирала. Хорошо, что хотя бы в перчатках. Но там шприцы кровяные! Презервативы! Разбитые бутылки! Страшно за детей...
Мы говорили в тот день и с другими жильцами. У всех одна мечта - чтобы наконец у пустующего помещения появился настоящий хозяин.
- Пусть там будет магазин. Собирались же крестьянские хозяйства Бескарагайского района продавать там свое мясо и молоко по ценам производителя. Или еще лучше открыть там детскую поликлинику! - рассуждают женщины. - Как же она нам нужна! Уже давным давно наши детки обслуживаются в одной СВА вместе со взрослыми. А ведь среди них и больные с открытой формой туберкулеза встречаются!
Оказывается, у бывшего магазина, который выглядит так, как будто пережил не одну бомбежку, уже есть хозяин.
- Два года у нас ушло, чтобы разыскать его, - говорит Геннадий Голубев. - А в 2011 году мы получили такой ответ от начальника государственно-правового отдела акимата Семея АЗБЕРГЕНОВА: “Магазин вследствие неплатежеспособности предприятия как залоговое имущество в обеспечении кредита переведен в собственность банка”. Но вопрос перевода магазина в собственность банка до сих пор не решен. Судебные разбирательства по этому поводу затянулись на два года... А что делать нам?
Во время недавней рабочей поездки по городу аким Семея Айбек КАРИМОВ посетил многострадальный дом. А на днях жильцам дома стало известно, что после беседы с акимом владелец заброшенного магазина обещал утеплить его к зиме. Люди с нетерпением ждут обещанного. Выбора у них нет...
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей
07.09.2013