Эдуард ЭДОКОВ: Наши люди - не олигархи
Упадут ли цены на автомобили при вступлении Казахстана в ВТО? Почему на авторынках все труднее найти оригинальные запчасти? Увеличится ли сбор платежей в бюджет при повышении налога на транспорт? Об этом и многом другом мы беседуем с главой Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуардом ЭДОКОВЫМ.
- Эдуард, недавно правительство выступило с инициативой с 2014 года значительно повысить транспортный налог для автомобилей объемом двигателя 3-4 литра. Много на этом государство заработает?
- В стране около 100 тысяч автомобилей объемом 3-4 литра. Если налог увеличится в среднем на 50-70 тысяч тенге, то разработчики, видимо, планируют собрать на 5-7 млрд. тенге налогов больше. В рамках страны это совершенно небольшие деньги. Их можно получить, просто улучшив собираемость налогов - в регионах вон поголовно этот налог не платят. Но вместо того чтобы наладить финансовую дисциплину, Минфин решил пойти по самому простому пути - содрать шкуру со среднего класса, который еще как-то барахтается.
- В стране тяжелая экономическая ситуация, и правительство делает все, чтобы сэкономить лишнюю копейку - сокращает декретные выплаты, намеревается увеличить пенсионный возраст и т.д. Курочка по зернышку клюет, вот и Минфин, возможно, из этих соображений увеличивает налог на машины с большим объемом двигателя.
- Вполне вероятно. Но наши люди не олигархи, с четырехкратным повышением налога у всех в четыре раза зарплата не повысится. Они просто начнут обходить закон - станут оформлять машины на родственников-инвалидов и ветеранов, для которых предусмотрены льготы. И собрать этот непомерный налог будет сложно. И что лучше для разработчиков? Собирать со 100 тысяч автовладельцев по 250 долларов, как сейчас, или по 1 тысяче долларов в будущем, но не собрать? Зато они точно добьются того, что в очередной раз пострадает авторитет Минфина и власти в целом, возрастет социальная напряженность. Ведь речь идет о среднем классе, на котором, как говорит президент, зиждется экономика страны. Так зачем этот средний класс так бить фейсом об тейбл? Считаю, данный законопроект должен быть отозван и серьезно переработан.
- Если налог будет введен, то не ринутся ли автомобилисты продавать свои авто с большим объемом двигателя? Не упадут ли цены?
- 100 тысяч машин - это меньше 3 процентов от общего автопарка страны. Поэтому я очень сомневаюсь, что это как-то повлияет на рынок. Да я и не думаю, что машины массово будут продавать, ведь что-то надо будет купить взамен по разумной цене.
- Наши люди действительно часто изворачиваются. Взять хотя бы историю автомобилей с киргизскими номерами. Уже не первый год многие казахстанцы ездят на них фактически незаконно.
- Все потому, что наш потребитель два последних десятилетия покупал машины японского, немецкого и американского производства, то есть избалован относительно недорогими и хорошими машинами. Мы не Россия, которая привыкла ездить на продукции ВАЗа. Теперь же Таможенный союз (ТС) закрыл нам возможность покупать хорошие автомобили по приемлемой цене, и нас всех пытаются пересадить на авто российского производства или, что тоже большой “подарок”, корейско-узбекские машины. Да, они сошли с конвейера недавно, но многие из этих моделей разработаны еще 20-30 лет назад. Но мы по-прежнему хотим ездить на хороших автомобилях. Вот и смотрим на машины в Киргизии и пускаем слюнки, потому что таможенная пошлина у соседей крайне низкая. И автомобили там относительно свежие завозятся, особенно праворульные. Вот наш народ и пытается каким-то образом, обходя законы, приобретать их там. Схема простая: гражданин Киргизии заезжает на территорию РК и оформляет доверенность на свое авто на гражданина Казахстана, который по этой доверенности здесь ездит. Все бы хорошо, но Таможенный кодекс гласит: ездить здесь по доверенности на иностранной машине можно при условии, что таможенные пошлины за машину внесены. То есть если машина стоит 10 тыс. долларов, то таможенные платежи - столько же. По такой цене ее никто не купит. К тому же праворульные машины у нас запрещено регистрировать. Вот большинство людей таможенные платежи и не платят. Один человек мне сказал, что ему дешевле на месте договориться с полицейским, чем платить бешеные деньги за то, чтобы ввезти машину легально.
- Но ведь год назад на такие машины уже устраивали облавы, транспорт ставили на штрафстоянки. Сейчас все утихло, и киргизских машин в Алматы видимо-невидимо.
- Думаю, это до очередного указа сверху или рейда, или, не дай бог, до первого страшного ДТП автомобиля с киргизскими номерами. Приманят и будут ждать, когда этих машин наберется много. Потом ловушка захлопнется. И кто-то на этом, возможно, заработает какие-то политические очки или даже деньги.
- Многие автомобилисты, надеются, что с вступлением Казахстана в ВТО стоимость растаможки автомобилей резко снизится.
- По опыту России, которая в прошлом году вступила в ВТО, ничего не изменится. Более того, Россия оперативно ввела у себя утилизационный сбор, который увеличил стоимость ввозимых машин на 700 долларов и выше. В нашем случае, так как мы в ТС и в едином экономическом пространстве, никакого резкого изменения не будет. Россия не заинтересована в том, чтобы в РК ввозили иномарки по привлекательной цене и создавали конкуренцию российскому автопрому.
Скорое присоединение Киргизии к ТС тоже, думаю, никак не повлияет на цены. Наверняка будут приняты подзаконные акты, которые не дадут возможности свободного перемещения в Казахстане автомобилей, ввезенных на территорию Киргизии. Ведь в Россию разрешены ввоз и регистрация праворульных машин, но зарегистрировать в РК их нельзя, хотя мы в едином ТС.
- В Алматы с осени запускают платные автоматизированные парковки. Стоимость стоянки 100 тенге за час. По данным чиновников, 90 процентов прибыли с этого будет получать фирма, которая их установила, и только 10 процентов - бюджет. Справедливо ли это?
- Это, конечно, потрясающее решение! Во всем мире средства, полученные с платы за парковку, распределяются городом на развитие транспортной инфраструктуры, альтернативных средств передвижения и развития общественного транспорта. У нас же, получается, средства пойдут в карман какой-то частной структуре, которая делает бизнес. Отдавать 10 процентов с прибыли частной фирме еще куда ни шло. Но когда на таких вещах делают бизнес и когда от этого мы, горожане, ничего полезного не будем иметь...
От имени автомобильного союза я уже обратился к акиму Алматы Ахметжану ЕСИМОВУ с рядом вопросов. Например, на основание каких тендеров выбрана та или иная компания оператором парковки? Они что, имеют особые навыки или оборудование? На каком основании частная компания будет зарабатывать деньги на городской инфраструктуре, на дорогах и улицах города, которые построены на бюджетные деньги для всех, а не для какой-то частной компании? Также интересно, какими нормативно-правовыми актами закрепляется работа таких парковок? На основании каких законов будут штрафовать водителей, нарушивших правило частной парковки? Где закон, который это регулирует? Из-за отсутствия такого закона сейчас “зеленые жилеты” берут деньги с автовладельцев за стоянку на улице абсолютно незаконно, и вы можете не оплачивать их “услуги”.
- В Казахстане все сложнее найти на авторынках оригинальные запчасти. Почему?
- Все из-за недавнего включения автомобильных брендов в реестр таможенного контроля. Пионером в этом деле была “Тойота”, которая внесла бренды Toyota и Lexus в реестр, и теперь официально завозить на территорию РК запчасти для этих машин имеет право только “Тойота Мотор Казахстан” (ТМК), и никто больше. Позже по этому пути пошли другие торговые марки. Считаю, это сильное ограничение конкуренции, которое приводит к повышению цен.
Проблема по той же “Тойоте” в том, что ТМК имеет право поставлять запчасти в Казахстан только через филиал “Тойота Мотор” в Европе. А оптовые цены на запчасти со склада в Великобритании гораздо дороже, чем розничные в тех же Эмиратах. Из ОАЭ, где очень большой хаб, раньше ввозили в Казахстан запчасти около 100 фирм. Но сейчас они перестраивают свой бизнес и после введения запрета стали ввозить дубликаты.
- На прошлой неделе вице-министр индустрии и новых технологий Альберт РАУ предложил ввести госсубсидии на покупку машин отечественного производства.
- В принципе, субсидирование спроса - это хорошо и важно для экономики. Но посмотрите на самые продаваемые машины, которые сейчас у нас производятся. “Лада Нива” разработана 35 лет назад. “Дэу Нексия” - автомобиль, который в 80-х годах прошлого века еще в Европе назывался “Опель Кадет”, а к концу 80-х в Корее стал “Дэу Нексия”. Потом эту устаревшую технологию передали в Узбекистан. И на эти машины нас хотят пересадить!
Виктор Бурдин, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
15.08.2013