2935

Всем бедам назло

Пять лет назад о них писали все газеты, ими восхищались с высоких трибун. Тогда Сайрамгуль и Ардакжан АРИПЖАНОВЫ, уже имея своих трех детей, в одночасье стали родителями еще шестерых! В том числе для новорожденных тройняшек - Гулгул, Жайны и Ансаган. За четыре дня до их появления на свет пьяные хулиганы насмерть забили их отца Артыкжана КОКЕНОВА. А вскоре трагически погибла и обезумевшая от горя мама малышек… Как сложилась судьба Арипжановых, когда отгремели фанфары?

Ардакжан до сих пор искренне недоумевает: почему тогда вдруг поднялась такая шумиха? Разве он мог поступить иначе? Погибший - его брат, родная кровь. Заменить осиротевшим племянникам родителей - ведь это так естественно…
Окраина Семея рядом с цемент­ным заводом, колонией строгого режима № 35 и загаженными пустырями - с таким соседством, как говорится, и врагов не надо. Но городской акимат в 2008 году выделил жилье многодетной семье даже в таком неблагополучном районе с большим скрипом.
Вот он дом, на девятом этаже которого Арипжановым предоставили четырехкомнатную квартиру.
- Кто скажет, что нашему дому всего шесть лет?! - разводит руками хозяин и показывает на трещины, избороздившие фасад. - Страшно! Вдруг однажды рухнем? Дом новый, а материалы старые! Трубы ржавые, дырявые. Подвал полон воды. Крыша течет. А мы же на последнем этаже! Не успеваем замазывать трещины и просушивать отсыревший потолок…
Узнаю от Ардакжана, что я счастливая: сегодня лифт работает! Арипжановы живут на девятом этаже, но мы выходим из кабинки лифта на восьмом. Идем по длинному открытому балкону. Затем вверх по лестнице. И снова путь лежит через балкон… Иначе в их квартиру не попасть! Почему, проектируя такое архитектурное “творение”, никто не задумался об удобстве и безопасности жильцов?
- Хлещет ливень или стоят сорокаградусные морозы - нам нужно преодолеть два балкона! - невесело усмехается Ардакжан. - А у нас маленькие дети! За все время, пока мы здесь живем, ни разу их не выпустили из квартиры без сопровождения взрослых…
А в затяжные морозы малышки даже в квартире не снимали валенки, пуховики, шапки и варежки.
- Зато нашим детям теперь никакие жизненные трудности не страшны! - восклицает Сайрамгуль.
Ну вот наконец мы дома у Арипжановых. Запах стряпни! Из кухни вылетают тройняшки с беляшами в руках. Как же они похожи на сказочных принцесс! Кожа белая как снег. Нежный румянец. Длинные волосы русого цвета…
- Их родная мама Рита русская. Девчата - ее копия, - скажет позже Ардакжан. - Но сейчас для них единственная и неповторимая мама - это Сайрамгуль! Слышу, шепчутся: “Хорошо, что наша мама толстая! А то бы мы все не поместились вокруг нее!” Водят по ее животу: вот тут ты была, ты - тут, а я - здесь!.. Подрастут, расскажем. Сейчас рано, не поймут…
А как же привыкали к новым родителям еще три осиротевших ребенка? Наргиз освоилась быстро, ей тогда только исполнилось четыре года. Маленьким легче. А вот старшим детям пришлось тяжело…
- Назерке было 9 лет, Нурсултану - 10. Во сне им часто снились родители. Плакали, - грустнеет Ардакжан. - Но время лечит…

Когда-то супруги Арипжановы мечтали: вот вырастут их дети - Шынгыс, Алмас и Гульзат, и они наконец заживут для себя! И что же? 21-летний Шынгыс, отслужив в армии, отправился покорять столицу. 18-летний Алмас сейчас с ним. Проходит практику и готовится отдать долг родине. Гульзат на днях исполняется 16 лет.
- Мы и глазом не успеем морг­нуть, как она выйдет замуж и покинет родной дом! - подмечает Ардакжан. - И что осталось бы нам с женой? Слушать тишину? Гулгул, Жайна, Ансаган, Назерке, Наргиз и Нурсултан избавили нас от этой печальной участи. Это такое счастье, когда в твоем доме звенит детский смех!
Девиз в этой семье: “Грустно? Посмотри, что вытворяют тройняшки!” Вот сестренки, лопаясь от смеха, пародируют героев любимых мультфильмов. Услышав заводную музыку, пускаются в уморительный пляс: кара жорга, танец маленьких утят и… куда же сегодня без гангам стайл?! Переведя дух, малышки встают в ряд и, не отводя взгляда от тетрадки, поют песенку!
Не верю своим глазам: девочки в пять лет умеют бегло читать?
- Делают вид! - смеется Сайрамгуль. - Для нулевок у них большие успехи! Складывают пять плюс пять, читают первые слова по слогам, выводят прописи. В августе им исполнится 6 лет, и 1 сентября пойдут в первый класс. Вот тогда и начнется настоящая учеба.
В последнее время Сайрамгуль достает гипертония. Приходится регулярно ходить в дневной стационар на процедуры.

А два года назад серьезно заболел глава семейства, попал на операционный стол. Со службы пришлось уйти. Вместо приличной зарплаты его ждала пенсия - 30 тысяч тенге.
- К счастью, в свое время нам очень хорошо помогли сотрудники отдела опеки и попечительства, подсказав, что надо оформить патронат над осиротевшими детьми, - говорит Ардакжан. - Благодаря этому мы не нуждались, даже когда я лишился работы: вместе со всеми детскими пособиями государственные выплаты составили больше 100 тысяч тенге!
В их семье такой распорядок: как только Сайрамгуль получает пособия, сначала оплачивают коммунальные счета. А потом все вместе едут по оптовым рынкам и магазинам.
- Соседи до сих пор удивляются, когда видят нас с покупками! - смеется хозяйка. - Еще бы! На месяц едва хватает 50 килограммов муки. Любим печь - так легче прокормиться. Макаронных изделий на месяц берем 15 кг, круп разных видов по 5 кг. Печенье, пряники, сладости покупаем коробками! А еще ведь нужны овощи, фрукты…
Для большой семьи пособий хватало лишь на самое необходимое. А ведь папе еще хотелось побаловать своих дочек! Поэтому Ардакжан, собравшись с силами, организовал свое маленькое дело по грузоперевозкам. Он и начальник, и работник в одном лице. С тех пор каждодневные покупки, обновки и подарки для всех членов семьи обеспечивает по мере возможности папа.
Все девочки в семье Арипжановых любят наряжаться, но больше всех - тройняшки. Правда, в этом году их чувство прекрасного изрядно пострадало: как только началась весна, пришлось купить всем резиновые сапоги - 10 пар по 2 тысячи тенге. Иначе невозможно было выйти из дома. Лужи побили все рекорды!
Всеми силами они стараются свыкнуться с теснотой. Общая площадь четырехкомнатной квартиры всего 70 квадратных метров. Комнатки крошечные. Тройняшки по привычке спят вместе с мамой на двуспальной кровати! А ведь они растут!
- Нам стыдно идти куда-то просить. Вокруг так много обездоленных, которым действительно не выжить без помощи государства, - грустно вздыхает Ардакжан. - А мы так давно не появлялись в акимате, что в этом году наших детей даже забыли пригласить на главную городскую елку... Но ничего, бывало и хуже!

Милана ГУЗЕЕВА, lana_semey@mail.ru, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть