5881

Роща даст дуба?

В поселке Жаугашты Алматинской области, в котором расположена знаменитая женская колония ЛА-155/4, разгорается нешуточный скандал. Причем фигурируют в нем отнюдь не зэчки и тюремная администрация, а законопослушные граждане, выступившие против планов чиновников. Местная администрация решила построить столовую для жаугаштинской средней школы, правда, участок для реализации столь светлой идеи выбрало, мягко говоря, весьма странный - почти вековую дубовую рощу! Эта роща и стала камнем преткновения.

Своим появлением на карте республики Жаугашты обязан НКВД СССР. В 1937 году крас­ные комиссары организовали здесь трудовой лагерь для репрессированных заключенных, а рядом основали небольшое поселение для обслуживающего персонала. Сюда в основном доставляли врагов народа - тех, кто оказался в немилости у вождя Советов Иосифа СТАЛИНА. В качестве сельскохозяйственной трудовая колония просуществовала до 1949 года. Затем была преобразована в женскую исправительную, а ее контингент стал сменяться убийцами, воровками и мошенницами. Как рассказывают старожилы, село было секретным объектом и подчинялось только Москве. И обеспечение было исключительно столичное. До середины 90-х годов прошлого столетия ни колония, ни поселок не имели названия. Письма и открытки со всего Союза шли просто на адрес: КазССР, почтовый ящик №9.
Сегодня это закрытое учреждение называется ЛА-155/4 и находится под управлением КУИС по городу Алматы и Алматинской области. А вот село, получившее название Жаугашты, похоже, осталось бесхозным: разбитые, требующие уже лет двадцать капитального ремонта улицы, двух­этажные бараки с обшарпанными стенами и перекошенными штакетниками, пустые заиленные арыки и груды мусора. О принадлежности поселка Междуреченскому сельскому округу Илийского района говорит только вывеска на здании местной школы, возле так называемого стадиона которой и разгорелся скандал.
- 28 марта примерно в обеденное время мы услышали доносившиеся из дубовой рощи звуки работающих бензопил, - рассказывает сельский активист Анаурбек НЕТАЛИЕВ. - Побежали туда, а там работники строительной компании, повалив два дуба, взялись за третий. Пришлось гнать их в шею.
Дубовая роща, расположенная в самом центре поселка, - единственное место отдыха в Жаугашты. Ее разбили политзаключенные еще в 1936 году. На площади в 1500 квадратных метров - 204 дуба.
Прогнав дровосеков, сельчане вызвали на разговор сельского акима Куата БАЗАРБАЕВА, который поведал жаугаштинцам о том, что в роще решено построить школьную столовую на 120 мест и современные спортивный и актовый залы. Правда, для этого придется срубить полсотни деревьев. Вопрос, мол, уже решенный и даже деньги на эти цели из бюджета выделены - порядка 235 млн. тенге.
- Аким нам сказал: ради детей можно пожертвовать и дубами, ведь вместо вырубленных мы, дескать, посадим по три сосенки, - рассказывает житель поселка пенсионер МВД Владимир КОРОЛЕВ. - Мы ему возразили: наши деды в годы войны, разрухи не позволили себе срубить ни одно деревце! Растили эти деревья для нас!

Одним словом, позиция акима вызвала у сельчан бурю негодования. От полицейских, которых они вызвали, чтобы остановить вырубку деревьев, толку оказалось мало: служивые, предупредив жаугаштинцев, что их сборища незаконны, поспешили удалиться восвояси. Пришлось поборникам экологии самим организовывать круглосуточное дежурство в роще.
За время гражданского патрулирования сельчане не только очистили парк от мусора, но и, обсудив список других немаловажных проблем поселка, сплотились.
Между тем свободная земля для строительства необходимых школе зданий есть - заброшенные футбольное поле и баскетбольная площадка. По мнению жаугаштинцев, на территории этих некогда спортивных сооружений может спокойно разместиться новый школьный объект. Да вот беда - земельные участки якобы отданы под индивидуальное жилищное строительство.
Почему бы не построить школьное здание на этой огромной пустующей территории? - с этим вопросом возмущенные сельчане обратились к акиму Илийского района Бердаулету АБДУЛДАЕВУ.
К радости жаугаштинцев, аким распорядился изучить возможность пересмотра проекта:
- Пусть сейчас измерят всю территорию. Если площадь позволит, тогда мы попросим проектировщиков переделать план и объект начнем строить на этом участке. Но тогда придется пожертвовать карагачами, которые на нем растут.
Жаугаштинцы на предложение акима согласились: все же карагач - не дуб.
Однако свое сомнение по поводу изменения проекта выразили прокуроры. На подготовку проектно-сметной документации были затрачены государственные средства, поясняют они, а для изменения проекта потребуются дополнительные бюджетные деньги, что влечет за собой соответствующие правовые последствия.

Новые школьные помещения должны быть сданы в экс­плуатацию в августе нынешнего года. Отстоят ли сельчане свою дубовую рощу?

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область

Поделиться
Класснуть