Засада для новосёлов
Как в Павлодарской области выполняют госпрограмму “Занятость-2020”, решили выяснить журналисты. Согласно этой программе жители бесперспективных населенных пунктов должны по своему желанию переселяться в перспективные с предоставлением жилья и работы. Журналисты поехали навестить переселенцев в пригородных селах Набережное и Новочерноярка и... оказались в весьма пикантной ситуации. В общем, говоря прямо, мы не смогли попасть в туалет. В Набережном на пять двухквартирных домов наспех сколочены две уличные уборные, которые сильно покосились. А в Новочерноярке в добротных с виду клозетах отсутствуют… выгребные ямы. Народ ходит по нужде к соседям или в кусты.
Помыть с дороги руки мы тоже не смогли - ближайшие колонки расположены в полутора километрах от жилья. Да что там руки, общаться с измученными переселенцами пришлось на улице. Их 20 квартир - по десять в каждом из сел, за каждую из которых заплачено по 4,9 миллиона тенге (по 70 тысяч за квадратный метр), только издали радуют глаз кирпичной кладкой и блеском новеньких жестяных крыш. При ближайшем рассмотрении заметно, что часть крыш кое-где сорвана, в пристроенных коридорах повываливалась кирпичная кладка, повыпадали двери вместе с косяками. У домов ни ограды, ни сарайчика. Между тем в этих селах рыночная цена добротных домов местных жителей со всеми хозяйственными постройками, забором, техусловиями, скважиной и огородами - 1,5 миллиона тенге.
Внутриквартирные перегородки и потолки в новых домах сделаны из гипсокартона, между потолком и крышей никакого утеплителя. При малейшей оттепели сверху начинает капать, печки коптят. Договор на энергоснабжение за весь год акимат заключить так и не сподобился, и в Новочерноярке к нашему приезду электричество отрезали.
- Напряжение низкое, вся проводка сделана кое-как, все на скрутках, - рассказывает новосел Рашид НУРМАГАМБЕТОВ, переехавший по настойчивому приглашению руководства Павлодарского района в Новочерноярку из Аксуской сельской зоны вместе с женой и братом. - Но самое плохое, что не дали работы. Три-четыре раза на день звонили из акимата, чтобы мы переезжали, а как только оказались на месте, все забыли о нашем существовании. Я механизатор, мой брат - сварщик. По программе нам должны были оказать содействие в трудоустройстве, мы же здесь никого не знаем. Пока ждали этого, согласились на предложение местного акима выкопать выгребную яму, чего не сделал застройщик. Копали в 45-градусный мороз, нам обещали заплатить 4 тысячи тенге. Но после этого деревянную коробку никто так и не привез, деньги тоже.
Как известно, для решения жилищного вопроса сельчан кабинет министров предложил акиматам два варианта: строить дома либо покупать у частников готовые. Строительные хлопоты отнимают много времени: это же тендеры, разработка проектно-сметной документации, госэкспертиза, госнадзор. А у бастыков и без того в последнее время хватало забот. Сдается нам, что акимат Павлодарского района все свои силы и энергию направил на борьбу с недоброжелателями своего акима. Ведь в последнее время аким района, Толеген БАСТЕНОВ (на левом снимке), возглавляющий его с небольшим перерывом с 2003 года, и его заместитель Евгений ГУБАРЕВ (на правом снимке), частенько упоминались в прессе в связи с весьма неприглядными фактами: они отстаивали репутацию учителя физкультуры Алиша ЖУНУСОВА, после чьих побоев в подвале Чернорецкой сельской школы погиб одинадцатиклассник, и в то же время подвергли прессингу свою землячку Жаухасын ЖУМАГУЛОВУ, которая давно пытается вскрыть школьные проблемы в районе.
Напомним, Жаухасын Жумагулова уже несколько лет борется за качество преподавания в школе села Жана Кала, где учатся ее дети, и критикует акима района за бездействие. Все ее жалобы в высокие инстанции неизменно подтверждаются. В марте прошлого года аким Бастенов провел сход жителей Жана Кала, на котором осудил поведение Жумагуловой и потребовал, чтобы она не позорила район и его руководство. Не помогло. Тогда замакима Губарев, вместе взятые, занялся организацией схода учителей и аксакалов села Жана Кала, чтобы те под протокол подтвердили, что тоже не любят свою односельчанку. А в мае того же года под руководством господина Бастенова прошла встреча актива района с журналистами, на которой представители местной власти и аксакалы потребовали от прессы прекратить негативные публикации о физруке Алише Жунусове, которому следствие к тому времени уже предъявило обвинение. Вот мы и думаем: когда в таком плотном графике было строить дома и заниматься трудоустройством?!
Но покупать жилье у местных жителей, отдавая такие деньжищи совершенно посторонним людям, тоже, видимо, не хотелось. Поэтому акимат принял “гениальное” решение. Некое частное лицо, чьи данные в райакимате сейчас тщательно скрывают, быстренько строит дома как бы для себя, в частном порядке, для чего не нужно ни тендеров, ни заключения государственного архитектурно-строительного контроля. А потом их у него без всяких заморочек выкупает акимат. Не глядя, к примеру, на то, что в доме, который позже достался семье участницы программы Гульнары БЕЙСЕМБАЕВОЙ, к моменту покупки и переселения не было ни внутриквартирных стен, ни окон. Их подрядчик кое-как доделывал уже после заключения сделки по купле - продаже.
- Я понять не могу, как так вышло, что с этими людьми (переселенцами. - О.В.) случилась такая беда. Ума не приложу, кто виноват? - стал грустно восклицать замакима района Губарев, после того как жалобы переселенцев дошли до руководства области.
Пока что “за неисполнение должностных обязанностей и срыв программы “Занятость-2020” снят начальник райотдела строительства, архитектуры и градостроительства Асхат КОПЕШЕВ.
- Настанет день, и вы поймете, что дело не только в Копешеве, - пообещал журналистам руководитель аппарата акима области Канат КАРИМОВ.
Да мы-то и сейчас это понимаем.
Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар, тел. 8-7772265543, e-mail: pvl@time.kz, фото автора и с сайта акимата Павлодарского района