2412

На птичьих правах

Как разрешение на самоподготовку водителей повлияло на рынок автошкол? И где будут готовить мопедистов, если их обяжут иметь водительское удостоверение?

На птичьих правах

В Казахстане перестала действовать норма о самоподготовке будущих водителей, которая давала возможность сдавать экзамены на права категорий А и В, А1 и В1 без обучения в автошколе. Действовало это правило с июля 2016 года. По данным Министерства внутренних дел, за это время 78 000 человек сдали на права после самоподготовки. Это чуть больше шести процентов от 1 250 000 авто­мобилистов, которые за этот же период в первый раз получили водительское удостоверение. Теперь возвращается обязательное обучение в автошколах.

Официальная причина отмены самоподготовки - возросшее количество ДТП. Улучшит ли ее отмена ситуацию на дорогах? Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ не понимает, на каких данных основано это решение:

- Где корреляция между само­обучением и ростом аварий? Почему в МВД решили, что дело только в водителях-новичках, которые самостоятельно учились ездить за рулем? Пока нам не предоставили статистику, мы не можем судить, насколько это решение правильно и приведет ли оно к положительным последствиям.

Я считаю, выучить ПДД можно и самостоятельно, а вот уроки вождения обязательно брать у профессионального инструктора. Подобная модель применяется во многих странах.

- Много ли осталось профессиональных инструкторов? Представители авто­школ выступали против внедрения самоподготовки. Они предупреждали, что это негативно отразится на их работе.

- Опять же у нас нет официальной статистики, опираясь на которую, можно было судить о рынке автошкол в нашей стране. Больше их стало или меньше? Сколько курсантов они готовят? Насколько качественна их работа? Как она влияет на ситуацию на дорогах? Никто вам не ответит на эти вопросы.

Мы попытались выяснить это в самих автошколах. И там подтвердили: никто точно не скажет, сколько организаций готовят будущих водителей.

- Я не скажу, что мы продвинулись в качестве обучения будущих водителей за те семь лет, что существовала самоподготовка, - констатирует председатель профессионального объединения “Ассоциация автошкол-KZ” Майя КАН. - Мы никогда не скрывали, что и до введения самоподготовки до 70 процентов рынка занимали школы-однодневки. Мы называем их “подснежники”, потому что они появлялись весной. После 2016 года они расцвели. Они предлагали ускоренные курсы: две-три недели вместо положенных двух с половиной месяцев, вождение три-четыре часа на автодроме (при минимуме 10 часов), еще и без выезда в город. Соответственно, и цена на обу­чение в таких автошколах ниже.

Наши люди выбирают там, где быстрее и дешевле. Уполномоченные органы не проверяют, учился ли человек и как долго, ведь сертификат о прохождении курса не был обязательным. Да и что скрывать, его можно было купить. И потом эти “водители” и учатся на дорогах, на нас с вами.

Примерно в одно время с внед­рением самоподготовки начал действовать закон о саморегулировании, под юрисдикцию которого попали автошколы. Никто их деятельность особо не контро­лировал. Опять же выгодная для школ-однодневок ситуация.

- Хороших автошкол стало меньше?

- Я не могу назвать цифры, но школы, которые не пошли вразрез со своей совестью и выдерживали полный курс обу­чения, закрывались, - продолжает Майя Кан. - Курсантов, а соответственно, и денег стало значительно меньше. По своему опыту скажу: приходилось выживать. Если до внедрения само­подготовки мы выпускали за год 400-500 курсантов, то после нее - 50-60.

Я открывала группы, в которых училось по шесть-семь человек, тогда как раньше их было минимум 20!

Качественные автошколы требуют серьезных вложений: наглядные пособия, классы, специально оборудованные автомобили и, самое главное, профессиональные инструкторы. Раньше мы могли в это вкладываться, сейчас нет.

- Поэтому надо запретить ускоренные курсы?

- Кто будет это мониторить и проверять? Все школы невозможно контролировать. Это не выход. Самоподготовку отменили - это здорово, но пока не введут единую государственную систему по регистрации курсантов автошкол, ничего не изменится. МВД обещает это сделать, надеюсь, скоро система заработает. Может, тогда порядка в этой сфере станет больше? Хочешь не хочешь, но сроки обучения ты будешь обязан соблюдать.

Директор жетысуского профессионально-технического учебного центра Алматы Виктор КЛИМАКИН больше 30 лет готовит будущих водителей. Автошкола, которой он руководит, правопреемница ДОСААФ, здесь есть свой авто­дром, классы и профессио­нальные инструкторы. Но даже старожилы этого рынка почувствовали на себе влияние самоподготовки.

- До 2016 года наша школа выпускала около двух тысяч курсантов в год, 80 процентов учились, чтобы сдать экзамены на категорию В, остальные - А и Е. После того как вступил в силу закон о самоподготовке, количество обучающихся сократилось в 10 раз, до 200 человек в год, - приводит он цифры, которые говорят сами за себя.

Спрашиваю Виктора Ивановича: много ли в Алматы школ, в которых готовят курсантов категорий А и А1? В МВД обещают обязать водителей мопедов получать права. Учиться они должны будут по методикам мотоциклетной категории А и сдавать теоретический и практический экзамен в спецЦОНе.

- Обучение вождению на мото­цикле производится только на закрытой площадке. В город такие курсанты не выезжают. Но большинство автошкол, в отличие от нашей, не имеют своих автодромов, - рассказывает о тонкостях подготовки мопедистов Климакин. - Поэтому лицензированных автошкол с обучением на эти категории в Алматы немного. Иногда ко мне обращаются коллеги, мы заключаем договор. Они дают теоретические знания, практические занятия проводим мы. Есть еще один вариант: взять в аренду площадку, сделать на ней разметку и обучать мотоциклистов и мопедистов.

- Сколько мопедистов вы можете подготовить?

- В нашей автошколе три класса, в каждом по правилам может обучаться не более 30 человек. Получается, одновременно я могу готовить 90 человек. Обу­чение длится два месяца, в год мы можем выпустить максимум 540 курсантов.

В Алматы около 20 000 мопедистов. Они, по моим наблюдениям, не знают и не соблюдают даже базовых правил дорожного движения. Давно пора узаконить их присутствие на дорогах. Думаю, десятка автошкол для их подготовки было бы достаточно. Ведь понятно, что права решат получать далеко не все мопедисты.

- Почему?

- Почти все мопеды, которые снуют по городу, куплены незаконно - их завозят без документов, поэтому их невозможно будет поставить на учет. Какой смысл получать права, если тебе не на чем будет ездить? Предположим, закон приняли. Полиция всерьез занялась мопедистами - их станет намного меньше, причем очень быстро.

Другое дело, если государство решит легализовать даже те транспортные средства, на которые нет документов. Тогда многим парням, занимающимся доставкой, все же придется получать водительские права. Рынок среагирует, и наверняка найдутся автошколы, которые смогут предоставить такие услуги.

- Вы думаете, мопедисты придут учиться в автошколы?! Найдут же варианты, как получить права, или будут дальше без них гонять.

- Их должны вынудить учиться. А как иначе навести порядок на дорогах? Трудно сдать экзамен в спецЦОНе без обучения вождению на мотоцикле - там есть свои особенности, отдельная площадка для проверки навыков вождения на мотоцикле. Все равно придется накатать часы в автошколе.

И, подытоживая, вспомним про коррупцию. Рассуж­дать о безопасности на дорогах исключительно с экс­пертной точки зрения можно будет лишь тогда, когда пропадает возможность купить права.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Андрея ХАЛИНА, Алматы

Кстати

По данным Министерства транспорта, планируется более чем втрое увеличить штрафы за формальный технический осмотр - с 30 до 100 МРП. За правонарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, предусматривается лишение разрешения на деятельность оператора техосмотра на срок до трех лет.
Премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ в ответе на депутатский запрос сообщил, что рассматривается введение дифференцированного подхода в налогообложении автовладельца в зависимости от года выпуска машины. В частности, предлагается установить такие пониженные коэффициенты к ставкам налога: для авто с годом выпуска от 10 до 20 лет - 0,7, свыше 20 лет - 0,5.

По сообщениям КазТАГ

Поделиться
Класснуть

Свежее