8900

По собственному нежеланию

Как сотрудника полиции, ставшего фигурантом уголовного дела, быстренько уволили из органов за прогул... в выходной день!

По собственному нежеланию

Житель Алматинской области Курманбек МУСАХАНОВ до лета прошлого года вел самую обычную жизнь: трудился автоинспектором процессингового центра в департаменте полиции, иногда ездил отдыхать в Алматы, звезд с неба не хватал. И совершенно неожиданно в июле 2021-го мужчину арестовали коллеги, заподозрив его в организации... заказного убийства! Причем потенциальной жертвой обычного инспектора оказался не кто-нибудь, а целый заместитель начальника областного департамента полиции полковник Ержан ОРАЗБЕКОВ. Мусаханов провел несколько месяцев за решеткой, но в итоге сумел доказать свою непричастность к нападению на высокопоставленного полицейского. Теперь же Курманбек пытается восстановиться на службе, откуда его уволили за прогул. Ирония заключается в том, что Мусаханова задержали, когда он… находился на рабочем месте!

Мы уже как-то привыкли, что любой скандал, связанный с госслужащим, практически всегда заканчивается одинаково: стоит сотруднику правоохранительных органов или чиновнику попасть в некрасивую ситуацию, как тут же выясняется, что он накануне был официально уволен. Даже ходят слухи, что на такой случай каждый полицейский заранее пишет рапорт с открытой датой, и стоит ему в пьяном виде сесть за руль и совершить ДТП со смертельным исходом, кадровики тут же достают бумагу из-под сукна - а он ведь уволен буквально вчера! Примеров - сотни, но самый яркий случился в мае 2020 года, когда сотрудник правоохранительных органов Азат АЗАМАТОВ протаранил на своем BMW машину с коллегами, и в результате погиб­ли два человека. В департаменте полиции поначалу заявляли, что такого сотрудника у них отродясь не было, но позже признали, что он все-таки был, но уволился за пару дней до аварии.

Совершенно очевидно, почему так происходит: честь мундира, статистика, различные показатели вроде “100 дней без ЧП”. Вот и автоинспектор Курманбек Мусаханов столкнулся с тем, что система обвинила его в преступлении, а затем отвергла.

А началось все со стрельбы на перевале. 26 июня прошлого года полковник Ержан Оразбеков выехал вместе с коллегой Эльмуратом НУРСЕИТОВЫМ из Талдыкоргана в Алматы. В Кербулакском районе их “рендж ровер” догнал корейский внедорожник Hyundai Santa Fe, откуда раздались выстрелы. На служебном джипе остались следы от пуль, угодивших в стекла и стойку, но в полицейских стрелок не попал.

Позже полиция задержала двоих жителей области - Темирболата ЗЕЙДЕНОВА и Жандоса САДЫКОВА. Один из них дал признательные показания и заявил, что напасть на полковника Оразбекова его подбил Курманбек Мусаханов, пообещав за это 100 тысяч долларов! Якобы зам­начальника департамента грозился уволить инспектора, вот он и решил его то ли припугнуть, то ли устранить. В конце июля Мусаханова задержали и предъявили ему обвинение в покушении на убийство. Но уже осенью антикоррупционная служба, расследовавшая это уголовное дело, не нашла никаких доказательств причастности Курманбека к стрельбе. К тому же давший на него показания Зейденов от своих слов отказался.

Таким образом, все претензии к Мусаханову сняли, он оказался абсолютно свободен, причем в полном смысле этого слова. Дело в том, что пока Курманбек сидел в следственном изоляторе, его уволили из правоохранительных органов. Интересное совпадение, правда? 26 июля он был задержан, а уже 28-го числа уволен приказом начальника департамента. Поводом для увольнения стала служебная проверка, установившая, что Мусаханов отсутствовал на рабочем месте в праздничный день Курбан-айт.

Как установила проверка, действительно, 20 июля 2021 года вся страна отдыхала, но полицейские трудились, поскольку в МВД решили сделать этот день рабочим. А Мусаханов, получается, прогулял работу без уважительной причины.

И вроде бы все выглядит именно так: если в министерстве сказали, что все должны работать, то почему для какого-то автоинспектора из Алматинской области должны делать исключение? Но есть нюанс. Статья 85 Трудового кодекса четко объясняет, в каких случаях работник может быть привлечен к труду в выходной день - для этого необходимо его письменное (!) согласие либо его личная просьба. Да, бывают исключения, и они прописаны в статье 86 того же кодекса, где сказано, что сотрудников можно привлекать к работе в праздничные или выходные дни, например, если произошло стихийное бедствие или чрезвычайное происшествие, несчастный случай или какая-то непредвиденная ситуация. Но что может быть непредвиденного в религиозный праздник? И ничего этого в Курбан-айт не случилось, но Мусаханова за прогул все равно уволили.

Со стороны это выглядит так, как будто от него просто избавились, чтобы в случае чего сказать: да он вообще за прогулы уволен! Но Мусаханов не только вышел из СИЗО, но и обратился в суд, чтобы вернуться на работу. Однако судья Талдыкорганского городского суда Бейбит ТУРУСОВ решил, что департамент полиции все сделал правильно, уволив своего работника, и сообщения на телефон вполне достаточно, чтобы человек бросил все дела и побежал на работу. Тем более судья еще и подчеркнул, что уволили-то не самого ценного работника. Вот как написано в решении суда: “В отношении Мусаханова К. Т. возбуждалось уголовное дело, и сам факт этого является дискредитирующим и наносит ущерб авторитету органов внутренних дел”. Хотя в рамках расследования было установлено, что полицейского оговорили и в итоге претензий к нему у органов нет, а вот у судьи Турусова, получается, есть.

Еще Турусов очень смешно разобрал вопрос с применением срока давности - в департаменте полиции решили, что Мусаханов слишком поздно обратился в суд, хотя узнал об увольнении еще 28 июля. Но инспектор никак не мог подать иск сразу же, поскольку находился в следственном изоляторе и проходил подозреваемым по делу о заказном убийстве! Вряд ли кто-то будет думать о восстановлении на службе, когда грозит реальный срок. Но судья Турусов оказался непоколебим: надо все делать вовремя!

Одним словом, доказать в Талдыкорганском горсуде свою правоту Курманбеку Мусаханову не удалось, теперь же его доводы изучит апелляционная инстанция Алматинского областного суда. И даже интересно, чем все в итоге закончится: восстановят ли на службе полицейского, который ни в чем не виновен?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть