Доигрались до колонии
Верховный суд поставил точку в нашумевшем уголовном деле, связанном с организацией игорного бизнеса на территории Восточно-Казахстанской области. За колючей проволокой оказались восемь человек, двое из которых - уже бывшие помощник прокурора Усть-Каменогорска и начальник Зыряновского ОВД.
Почти год назад, в феврале 2018 года, специализированный межрайонный суд по уголовным делам (СМУС) Восточно-Казахстанской области вынес приговор в отношении восьми членов транснациональной преступной группировки.
СМУС установил, что в 2014 году 55-летний житель Усть-Каменогорска Анатолий ДИОНИСИАДИ и “другое лицо” придумали, как организовать азартные игры на территории региона под видом распространения лотерейных билетов.
Под “другим лицом” в деле значится некто Максим ЧЕРНЫХ, который покинул Казахстан и обосновался в России. Собственно, этот факт и стал отправной точкой для определения ОПГ как транснациональной.
На радость игроманам (далеко не каждый из которых может позволить себе рвануть на Капшагай или в Боровое), в Усть-Каменогорске, Зыряновске и Шемонаихе появились завуалированные под лотерейные терминалы игровые автоматы. Участники ОПГ согласно распределенным ролям осуществляли инкассирование, охрану автоматов, их пополнение, учет доходов и расходов, а также отправку денег за бугор на имя Черных.
В 2015 году, как следует из судебных документов, Дионисиади попросил о покровительстве незаконного игорного бизнеса помощника прокурора Усть-Каменогорска 31-летнего Рустама АМРЕНОВА. Не бесплатно, конечно. К слову, это был не единственный правоохранитель в этой цепочке. Как сообщается в приговоре суда, за крышевание незаконного бизнеса 150 тысяч тенге ежемесячно получал тогдашний начальник Зыряновского ОВД 55-летний Ермек СЫДЫКОВ.
Наверняка во многом благодаря такому солидному прикрытию общий доход ОПГ составил 7 308 606 тенге.
В деле, на мой взгляд, заслуживает внимания такой любопытный факт. В июле 2016 года Амренов позвонил Дионисиади и сообщил, что по вступившему в силу приговору суда по некоему делу об игорном бизнесе остались вещдоки - игровые терминалы, которые якобы хранятся в гараже на территории прокуратуры Усть-Каменогорска. Автоматы подлежали уничтожению, в связи с чем была возможность извлечь запчасти - диспенсеры и купюроприемники - для дальнейшего использования.
К гаражам, как следует из судебного документа, полицейские подогнали “газель”, загрузили в нее терминалы и повезли для показательного уничтожения на свалке в присутствии СМИ. Однако по дороге из машины тайком выгрузили три диспенсера и столько же купюроприемников.
После того как аппараты уничтожил бульдозер, Амренов заявил журналистам: “Мы доказали, что данное оборудование является игорным и посредством него люди играют в азартные игры”.
Примечательно, что показания свидетелей - водителя “газели” и грузчика - во время следствия и в суде разнились. “Проанализировав показания свидетелей, суд пришел к выводу, что в суде они изменены в целях сокрытия истинных обстоятельств дела для избежания Амреновым уголовной ответственности”, - отметил председательствовавший на процессе судья Куаныш ЗАБЕНОВ.
В итоге СМУС признал Анатолия Дионисиади виновным по трем статьям Уголовного кодекса (“создание транснациональной организованной преступной группы и руководство ею”, “незаконная организация деятельности в сфере игорного бизнеса и проведение азартных игр вне мест, установленных законодательством об игорном бизнесе, с извлечением дохода в крупном размере, в составе транснациональной организованной преступной группы”, “хранение, распределение денежных средств, полученных от организации незаконного игорного бизнеса, между участниками транснациональной организованной преступной группы”) и назначил ему 11 лет лишения свободы.
Оба правоохранителя - Ермек Сыдыков и Рустам Амренов - были признаны виновными по двум статьям УК: “участие в транснациональной организованной преступной группе должностного лица с использованием своего служебного положения” и “участие должностного лица с использованием своего служебного положения в незаконной организации деятельности в сфере игорного бизнеса и проведение азартных игр вне мест, установленных законодательством, с извлечением дохода в крупном размере, в составе транснациональной организованной преступной группы”. Их осудили на 12 лет три месяца лишения свободы каждого.
Остальные фигуранты отделались менее длительными сроками заключения - от 4 лет трех месяцев до 8 лет лишения свободы.
В мае дело пересмотрела судебная коллегия по уголовным делам Восточно-Казахстанского областного суда. В апелляционных ходатайствах прокуратура области просила отменить приговор за мягкостью наказания, представители подсудимых - оправдать своих подзащитных.
Коллегия пришла к выводу, что ни о какой транснациональной ОПГ и речи быть не может, поскольку еще в марте 2015-го Максим Черных выехал в РФ. “Сам факт получения российского гражданства одним из фигурантов по уголовному делу не может служить основанием для квалификации действий по статье 264 Уголовного кодекса, - посчитала судебная коллегия. - Черных покинул Казахстан не с целью дальнейшего руководства ОПГ с территории другого государства, а с целью скрыться от уголовного преследования по уголовному делу, в рамках которого он был объявлен в международный розыск”.
Не нашло своего подтверждения в апелляции и участие Сыдыкова и Амренова в создании и участии в организованной группе. Реабилитировали в облсуде Амренова в том числе по инциденту с уничтожением игровых автоматов. Дескать, прокурор никак не мог попасть в гараж, где находились терминалы, поскольку ключ от помещения хранился в Службе экономических расследований департамента госдоходов. Коллегия среди прочего приняла во внимание показания старшего следователя СЭР, который поклялся, что нарушений целостности печати и пломб, а также следов взлома не установлено.
Вина Амренова, как следует из постановления облсуда, заключалась в том, что он своевременно извещал Дионисиади о готовящихся проверках по части игорного бизнеса сотрудниками прокуратуры и финпола. В итоге действия Амренова были квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия в интересах преступной группы. Срок ему скостили больше чем наполовину - до пяти лет лишения свободы. Кроме того, Амренов лишен чина юрист первого класса.
Действия Сыдыкова тоже переквалифицировали по иной статье - “превышение власти или должностных полномочий лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, повлекшее тяжкие последствия в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц” и назначили шесть лет лишения свободы. Он лишен звания полковник полиции.
А в связи с упрощением статуса ОПГ (она, напомним, перестала называться транснациональной) меньшие сроки получили и другие подельники. В частности, организатор - восемь вместо 11 лет лишения свободы.
Разбирательство продолжилось в Верховном суде - по протесту генерального прокурора и ходатайствам защитников. Прокурор настаивал, что речь идет именно о транснациональной ОПГ, поэтому требуется более жесткое наказание подсудимых.
Но судебная коллегия по уголовным делам ВС согласилась с протестом лишь в одном: что апелляционная инстанция неверно квалифицировала действия Сыдыкова и Амренова, поскольку судом первой инстанции установлена их причастность к организации незаконного игорного бизнеса и деятельности организованной преступной группы. В итоге бывшим силовикам ужесточили наказание до девяти лет лишения свободы каждому с отбыванием срока в учреждении максимальной безопасности.
Фото из соцсетей, Усть-Каменогорск