6581

Вагончик тронется - туман останется

     Почему Банк развития Казахстана наотрез отказывается предоставлять информацию о том, как работают деньги ЕНПФ, вложенные в частный сектор?

     Любопытная ситуация складывается вокруг 17,5 миллиарда тенге, полученных Банком развития Казахстана от Единого накопительного пенсионного фонда. Эти деньги впоследствии были вложены в вагоностроительную отрасль. В прошлом году БРК с гордостью сообщил, что вся сумма до последней тиынки приносит невероятную пользу казахстанской экономике - миллиарды вложили в строительство 801 вагона-платформы, которые успешно трудятся в системе КТЖ по направлению КНР - Европа. Была даже указана сумма, перечисленная в БРК-Лизинг в качестве чистой прибыли. Однако когда год с небольшим спустя редакция “Времени” решила уточнить, сколько еще денег Банк развития Казахстана получил благодаря построенным на пенсионные деньги вагончикам, нам отказались предоставлять эту информацию, сославшись на... коммерческую тайну! Так имеют ли право будущие пенсионеры знать, кто именно и как конкретно использует их пенсионные накопления в своем бизнесе?

В октябре Национальный банк Казахстана и наше правительство “порадовали” казахстанцев очередной новостью: из Единого накопительного пенсионного фонда 300 миллиардов тенге выделят отечественным банкам. Учитывая, что наши ВБУ в последние годы не могут похвастаться стабильностью, многие соотечественники занервничали: вернутся ли эти огромные деньги в пенсионный фонд? кто гарантирует, что наши пенсии в результате этих операций не станут меньше? Как заверил новый министр финансов Алихан СМАИЛОВ, будет разработан механизм по контролю за целевым использованием этих средств. Что ж, нам остается лишь поверить на слово высокопоставленному чиновнику.
И в связи с тем, что из ЕНПФ вновь забирают деньги, мы в редакции вспомнили прошлогоднюю историю, также связанную с инвестированием пенсионных накоплений. Тогда, как уже было сказано выше, речь шла о 17,5 миллиарда тенге, выделенных фондом через Банк развития Казахстана на спасение вагоностроительной отрасли. Деньги эти ЕНПФ вложил в облигации БРК сроком обращения 10 лет со ставкой 14 процентов. То есть напрямую пенсионный фонд деньги на строительство вагонов не давал, лишь передал 50 миллионов долларов (по тогдашнему курсу) в БРК, чтобы там решили, как ими лучше распорядиться. А в Банке развития в свою очередь передали всю сумму в АО “БРК-Лизинг”. И уже оттуда деньги попали в АО “ЗИКСТО”, где и собрали эти вагоны-платформы. Впоследствии лизингополучателем было выбрано некое ТОО “Вагон Строй Менеджмент”. Что это за фирмы и кому принадлежат - можно прочитать в материале, опубликованном нами полтора года назад (см. “Миллиардер из хрущоб”, “Время” от 01.03.2017 года).
Тогда в рамках подготовки статьи мы отправили несколько запросов в различные госорганы, в том числе и на имя председателя правления БРК Болата ЖАМИШЕВА. И нам прислали очень подробный ответ за подписью зам­преда банка Думана АУБАКИРОВА, в котором рассказали, как именно принималось решение о выборе поставщиков и насколько все это выгодно всем - и БРК, и АО “БРК-Лизинг”. Например, было указано, что продавцом предмета лизинга в лице АО “ЗИКСТО” была произведена 801 вагон-платформа, переданная в финансовый лизинг лизингополучателю в лице ТОО “Вагон Строй Менеджмент”. А лизингодателем в этой сложной схеме выступило АО “БРК-Лизинг”.
В том же ответе на наш запрос зампред Аубакиров любезно сообщил, что сотрудничество приносит свои плоды. На 1 января 2017 года лизингополучатель (ТОО “Вагон Строй Менеджмент”) перечислил лизингодателю (АО “БРК-Лизинг”) 1 278 000 000 (один миллиард двести семьдесят восемь миллионов) тенге. Прекрасная информация, прямо доказывающая, что деньги ЕНПФ работают, приумножаются, плюс помогают развиваться экономике в целом и вагоностроительной отрасли в частности!
Прошло полтора года, и в коридорах столичного Дома министерств вновь заговорили о необходимости изъятия пенсионных накоплений для инвестирования. Тут мы и вспомнили о вагоностроительной отрасли как о примере успешного вложения денег ЕНПФ. Поэтому, памятуя об открытости Банка развития Казах­стана, направили новый запрос Болату Жамишеву с просьбой рассказать, сколько еще миллиардов “Вагон Строй Менеджмент” перечислил на счета БРК-Лизинга. И здесь нас ждал неприятный сюрприз.
Из Банка развития пришел новый ответ, на этот раз подписанный зампредом Дмитрием БАБИЧЕВЫМ, который сослался на Предпринимательский кодекс РК: дескать, информация может составлять коммерческую тайну, поэтому не может быть раскрыта. То есть один из руководителей БРК наотрез отказался сообщать, сколько денег получил БРК-Лизинг от “Вагон Строй Менеджмента”. При этом Дмитрий Юрьевич посоветовал обратиться за информацией в БРК-Лизинг, быть может, там могут помочь.
Мы так и сделали - новый запрос ушел на имя председателя правления акционерного общества Нурлана БАЙБАЗАРОВА. Через какое-то время нам пришел ответ, подписанный его замом Ринатом ГАППАРОВЫМ. Представьте себе, он тоже не захотел отвечать, как работают пенсионные деньги! Правда, Ринат Эдуардович сослался уже не на Предпринимательский кодекс, а на закон “О доступе к информации”. Но сути, как вы понимаете, это не меняет. Также господин Гаппаров сообщил, что БРК-Лизинг отправил запрос в ТОО “Вагон Строй Менеджмент” с просьбой разрешить предоставить газете “Время” информацию в рамках нашего запроса. А в этой фирме наотрез отказались такое разрешение давать.
И вот что получается. Счастливым выгодополучателем от инвестирования денег ЕНПФ становится широко не известное товарищество с ограниченной ответственностью “Вагон Строй Менеджмент”. Генеральный директор компании - некий Дмитрий Анатольевич КУЛЯБИН, а единственный учредитель - Дмитрий Николаевич ДЕМЕНТЬЕВ. И вот Дмитрий Николаевич и Дмитрий Анатольевич, получив в свое пользование 801 вагон-платформу, построенную за деньги пенсионеров, сидят и решают, передавать ли информацию о своих доходах и убытках тем, у кого взяли деньги для их маленького бизнеса. Неужели это и есть тот самый механизм, о котором недавно говорил министр финансов Алихан Смаилов: дескать, мы будем контролировать целевое использование средств ЕНПФ, передаваемых банкам? А не получится ли, как с ТОО “Вагон Строй Менеджмент” - сошлются потом на коммерческую тайну и не скажут “контролерам”, на что потратили пенсионные накопления казах­станцев? Как вам такая перспектива, Алихан Асханович?
Но самое страшное даже не это, а то, что ответственность за 17,5 миллиарда, на которые построили 801 вагон-платформу, несет не ТОО “Вагон Строй Менеджмент” и даже не АО “ЗИКСТО”. Ответственность за эти деньги несет Банк развития Казахстана. Как нам любезно сообщили в ответе на запрос, БРК исправно оплачивает купонное вознаграждение по облигациям, на данный момент это 4,9 миллиарда тенге. И если окажется, что у ТОО “Вагон Строй Менеджмент” возникли какие-то проблемы с бизнесом, в связи с чем руководители компании и начали скрывать информацию, то им не стоит переживать - деньги пенсионному фонду будет возвращать государственный банк, а не бизнесмены.
Нам же остается только порадоваться за господ Кулябина и Дементьева - не каждому ведь государственная структура дает “попользоваться” имуществом аж на 50 миллионов долларов! Причем без каких-либо особых обязательств...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее