Уникальный представитель “Фауны”
или Почему Тоты АМИРОВА (на снимке) неравнодушна к Виталию ГРОМОВУ
В начале осени наша газета рассказала о странной ситуации, возникшей вокруг самолета авиакомпании “Фауна Эйр” с бортовым номером UP-A0316. Именно этот борт совершил очень жесткую посадку в Докучаевском сельском округе Алтынсаринского района Костанайской области. Напомним, Ан-2, выполнявший сельхозработы, при посадке перевернулся и получил серьезные повреждения. Однако когда на место происшествия прибыли сотрудники госорганов, то самолета они не нашли. Аппарат с таким же бортовым номером вскоре был обнаружен в аэропорту Атбасара целым и невредимым!
Причем фотографии “кукурузника” опубликовала в соцсетях не кто-нибудь, а зампред комитета гражданской авиации Тоты АМИРОВА, решившая заступиться за главу “Фауны” Виталия ГРОМОВА. И все бы ничего, но смутила одна мелочь: цвета упавшего в Костанайской области “кукурузника” и того, что показала общественности г-жа Амирова, не совпадали (тот, который упал, был красно-серый, а на фото в соцсетях - бело-голубой. - М.К.), хотя бортовой номер был один! (см. “Фантом теряет высоту”, “Время” от 6.9.2018 года). После выхода нашей статьи в редакцию обратилась предпринимательница Фания ЖАРКОВА (на снимке), поведавшая о своем неудачном опыте сотрудничества с тем самым Виталием ГРОМОВЫМ.
- Малая авиация - это наш семейный бизнес, - начала разговор Фания Хасановна. - У нас три самолета Ан-2, и с 2010 года мы передавали их в аренду общественному объединению “Ассоциация пилотов любителей Казахстана”. Именно эта организация является эксплуатантом наших воздушных судов, на которых оказывала различные услуги заказчикам, в том числе и государству. Например, один из наших самолетов длительное время работал в санавиации Кызылординской области, и никогда к нам не было никаких нареканий - только благодарность со стороны врачей, летавших на нашем Ан-2.
В общем, по словам г-жи Жарковой, все были довольны сотрудничеством, пока в 2015 году в ассоциацию не пришел... новый директор Виталий Громов.
- В первый год у нас было все нормально: тендеры выиграны, самолеты загружены, услуги оплачены, - продолжает наша собеседница Фания Жаркова. - Но в 2016 году у Громова начались проблемы с департаментом госдоходов, и он просто перестал оплачивать аренду самолетов, требуя, чтобы мы взяли на себя расходы по обязательным платежам в бюджет, которые есть у его компании. Но я плачу налоги отдельно и не понимаю, почему должна оплачивать НДС еще и за “Ассоциацию пилотов любителей”. В итоге за 2016 год он просто не оплатил мне аренду самолета, работавшего в санавиации Кызылординской области. Пришлось обращаться в суд...
Рассмотрев спор между двумя предпринимателями, межрайонный экономический суд Алматы полностью удовлетворил требования Жарковой.
- Согласно решению суда “Ассоциация пилотов любителей Казахстана” должна вернуть мне более 44 миллионов тенге, а также мой самолет со всеми документами на него. Решение вступило в силу, самолет нам отдали, а вот деньги и документы - нет. Причем Громов меня предупредил заранее: если я пойду в суд, то документов мне не видать. Так и получилось... А без бумаг мы не имеем права эксплуатировать воздушное судно.
Но на этом судебные тяжбы не закончились.
- Аналогичная ситуация у нас возникла с другим нашим бортом, - вздыхает Фания Жаркова. - Он тоже был передан “Ассоциации пилотов любителей”, по нему также есть долг. И что вы думаете? Самолет нам вернули, но снова без документов! Нам пришлось уже в этом году обращаться в суд, чтобы принудить Громова вернуть бумаги на технику. Решение суда вступило в силу, но документы он так и не отдал...
- Быть может, у Виталия Громова просто возникли трудности в бизнесе, вот он и погряз в долгах?
- Когда у нас был первый суд, Громов принес банковские документы, и мы увидели, куда он переводил наши деньги, - отвечает предпринимательница. - За 2016 год он должен мне заплатить 44 миллиона, но не делает этого, ссылаясь на отсутствие финансирования. Однако в тот же год он перечисляет в ТОО “Фауна Эйр” более 63 миллионов тенге! Виталий Громов возглавляет ОО “Ассоциация пилотов любителей Казахстана” и ТОО “Фауна Эйр” одновременно. То есть в свою фирму он перечисляет десятки миллионов тенге за аренду самолетов, а всем остальным говорит: денег нет!
Фания Жаркова неоднократно обращалась в комитет гражданской авиации, чтобы там как-то подействовали на Громова, но все безрезультатно.
- В КГА мне отвечают: мол, у вас с Громовым гражданско-правовые споры, значит, надо обращаться в суды, - разводит руками Фания Хасановна. - В суды мы и обращаемся, но он же не выполняет судебных решений - не отдает документы, якобы им утерянные. При этом продолжает оказывать авиационные услуги: по всей стране его самолеты летают, тендеры он выигрывает. Спрашивается, почему уполномоченный орган даже не пытается навести порядок в своей сфере? Почему КГА не хочет нам помогать?
Но на этом беды Фании Жарковой не закончились. Есть вероятность, что Виталий Громов вообще никогда не отдаст ей ни денег, ни документов.
- Мы совершенно случайно узнали, что общественное объединение “Ассоциация пилотов любителей Казахстана” будет подвергнуто процедуре банкротства по инициативе налоговиков, - объясняет предпринимательница. - Мы собираемся заявить о своих претензиях, чтобы наши интересы тоже учитывались в судебном процессе по банкротству. Хотя мои юристы говорят: в действиях Громова уже есть состав нескольких уголовных преступлений - он не исполняет решения судов, занимается самоуправством, не возвращая нам документы, довел прекрасно работающую компанию до банкротства...
И при этом в комитете гражданской авиации его защищают, даже хвалят: вот, мол, молодец, сам прислал фотографии самолета! (того самого “кукурузника”, фото которого появилось в соцсетях стараниями Тоты Амировой. - М.К.). А вы посмотрите, что он сделал с нами: деньги не заплатил, документы на наши самолеты куда-то подевал... мы теперь не можем летать! Найдется ли человек, который наведет наконец порядок в малой авиации?!
Михаил КОЗАЧКОВ, фото автораи с интернет-ресурсов, Алматы
От редакции Было бы очень интересно получить ответ на этот далеко не праздный вопрос предпринимательницы от руководства КГА. Предпочтительнее всего от самой Тоты Амировой.