“Кудайбергенов после задержания спал и шутил”
Один из подозреваемых в убийстве Дениса ТЕНА Арман КУДАЙБЕРГЕНОВ (на нижнем снимке) за несколько дней до нападения на фигуриста в Алматы “бомбил” машины в Астане и был пойман с поличным. Подробности его поведения и общения с полицейскими сразу после задержания в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту рассказал житель столицы Сапар ШАМШИЕВ (на верхнем снимке).
В минувшую субботу, 21 июля, в черный для страны день - день похорон народного любимца, на сайте газеты “Время” появился сенсационный материал: Денис Тен мог остаться в живых, если бы стражи правопорядка Астаны не отпустили Кудайбергенова восвояси после задержания на месте преступления (см. “Сапар ШАМШИЕВ: “Трагедии с Денисом Теном могло не быть!”, www.time.kz).
Сапар Шамшиев оказался владельцем машины, с которой Кудайбергенов в ночь на 11 июля снял зеркала, обрезав провода ножом. Потерпевший опознал преступника, о чем и сообщил в интервью нашему корреспонденту. Запись этой беседы, прошедшей по телефону, была помимо сайта “Времени” размещена на видеопортале Youtube - и вызвала мощный резонанс: меньше чем за двое суток она набрала более 90 тысяч просмотров. А общее количество людей, прочитавших репосты статьи в СМИ и в соцсетях, исчисляется сотнями тысяч.
Все это свидетельство того, насколько глубоко затронула практически каждого казахстанца гибель 25-летнего талантливого фигуриста, прославившего свою страну во всем мире. Люди резко осудили действия полицейских, отпустивших вора-рецидивиста под подписку о невыезде, что не помешало ему благополучно покинуть Астану. В глазах народа упустившие преступника правоохранители стали косвенными виновниками гибели Дениса.
На следующий день после нашей публикации фактически о побеге Кудайбергенова от органов преследования я вылетел на встречу с Сапаром Шамшиевым в Астану. Из нового, теперь уже очного разговора с ним стали известны подробности событий, предшествовавших гибели фигуриста - сколь потрясающие, столь же и возмутительные (фрагмент нашей беседы на YouTube в ролике “Кудайбергенов после задержания спал и шутил”).
- Вообще, Кудайбергенов после того, как снял с моей машины зеркала, попался в руки полиции случайно, - вспоминает Сапар. - На него наткнулся полицейский патруль, прочесывавший один из районов Астаны в поисках преступников, ограбивших прохожего на улице Жумабаева. Ограбление случилось примерно в 300 метрах от моего дома. Дело было в ночь на 11 июля. Патрульные вдруг увидели парня с небольшой сумкой через плечо, который быстро шел, прижимая к груди пакет. Это, как позже выяснится, был Кудайбергенов. Они его окликнули, тот прибавил шагу. Один из полицейских его догнал и остановил, взяв подозрительного прохожего за плечо. Впоследствии сотрудник мне рассказывал, что почувствовал, как у Кудайбергенова сильно заколотилось сердце. На вопрос, что в пакете и сумке, он ответил: “Да я их только что нашел на улице! Подумал, что в сумке деньги, вот и взял. А в пакете не знаю что. Хотел сдать в бюро находок...”
Полицейские заглянули в пакет, увидели автомобильные зеркала и, задержав Кудайбергенова, стали ходить по окрестным дворам в поисках ограбленной машины. Авто Шамшиева с оборванными “ушами” нашли быстро. Тут же установили сведения о хозяине и вызвали его на улицу.
- Мне очень понравилось, как полицейские оперативно и быстро сработали, - продолжает Сапар. - Но удивило, что после недолгих разбирательств один из патрульных попросил меня о двух вещах: вызвать на место опергруппу, позвонив на 102, и ни в коем случае не примиряться с преступником. Он объяснил: мол, дежурному оператору говорить о том, что преступник пойман, пока не надо, иначе полицейские не приедут. А на примирение не соглашаться просто потому, что у “ребят руки опускаются, когда пойманные преступники легко уходят от ответственности”.
Безрезультатно прождав опергруппу после вызова больше часа, патрульные решили отвезти подозреваемого вместе с потерпевшим и вещдоком в ближащий - Алматинский - РОВД столицы.
- Каким вам показался Кудайбергенов?
- Очень уверенным в себе, ни о чем не переживающим человеком, - говорит Шамшиев. - Он преспокойно спал себе в патрульке, пока мы добирались до РОВД! Он ни о чем не переживал, прилег на сиденье и спал, несмотря на наручники… В РОВД, когда с него сняли браслеты, он спокойно перемещался по кабинету. Подошел ко мне и говорит: “Брат, ты заявление не пиши, давай я тебе поставлю зеркала на место”. Я его спрашиваю: “Да ты же говорил, что их не трогал и понятия не имеешь о зеркалах!”. А он отвечает: “Да просто я шарю в электрике, могу поставить так, что будут как новые”. Я отказался. Он воспринял это спокойно, отошел в сторону и больше меня ни о чем не просил. Пока шли допросы, он даже шутил с полицейскими... В общем, чувствовал себя вольготно и явно ничего не опасался.
- Можно ли было подумать о нем как о преступнике, который способен на убийство?
- Поначалу - нет. В какой-то момент мне вообще стало его жалко: ну что, вот пацан - какой-то субтильный, невысокий, побитый жизнью, может, бедность его толкнула на преступление… Шевельнулась даже мысль: а может, простить его?.. Но потом я понял: у него нет ни грамма раскаяния, он действует по обстоятельствам. Если надо с кем-то договориться, то договорится, надо в какой-то момент промолчать - промолчит, а если надо ножом полоснуть - зарежет запросто…
Сапара Шамшиева поразил еще один момент: во время оформления происшествия сотрудники РОВД спокойно брали в руки зеркала и трогали воровские инструменты Кудайбергенова.
- Я им говорю: “Вы бы сняли для начала отпечатки, это же все-таки доказательства”. А они: “Да там вряд ли что есть, преступник, наверное, в перчатках работал”. При этом ребята-патрульные на месте происшествия к зеркалам боялись прикоснуться, они просто смотрели на них, заглядывая внутрь пакета. Видите, какая разница в отношении к работе между теми, кто “в поле” работает, и операми да криминалистами…
Но Сапару Шамшиеву пришлось еще больше удивиться, когда сутки спустя ему позвонила сотрудница Алматинского РОВД Астаны и спросила, можно ли дать его номер телефона преступнику.
- Она объяснила, что Кудайбергенов хочет примириться со мной, - вспоминает Сапар. - Я ответил резким отказом. С тех пор я о Кудайбергенове ничего не слышал, будучи уверенным, что он находится под стражей. К тому же стало известно, что он ранее был судим за кражу, то есть - рецидивист. Ущерб он нанес мне приличный - 400 тысяч тенге. В общем, по моему мнению, его не должны были выпускать. В РОВД мне объяснили, что подобные дела об очевидных преступлениях (когда ничего расследовать уже не нужно) в экспериментальном порядке оформляются в электронном виде и в считаные дни передаются на рассмотрение в суд. Я ждал, когда назначат дату рассмотрения, а вместо этого узнал, что Кудайбергенов сбежал из Астаны в Алматы, где напал с ножом на Дениса Тена…
Надо сказать, что вопрос о том, как именно в Алматинском РОВД поступили с делом Кудайбергенова, пока не прояснен. Можно предположить: либо оформление его затянулось, либо оно каким-то образом было прекращено. Однако факт остается фактом - в производство суда дело Кудайбергенова не поступало. Это подтвердила мне пресс-секретарь горсуда Астаны Ботагоз БАЯН. По ее мнению, вся информация по этому поводу находится в ДВД либо в прокуратуре. Однако в столичном департаменте внутренних дел в минувшие выходные никаких разъяснений на этот счет не давали. Пресс-служба ведомства смогла выдавить из себя лишь одно предложение по поводу опубликованного нашей газетой расследования: “Мы работаем с этой информацией”…
Тем временем казахстанцы вовсю обсуждают информацию о том, что в ближайшее время в рамках гуманизации из мест лишения свободы будут досрочно выпущены пять тысяч заключенных, осужденных за серьезные преступления (см. “Прокурорская зачистка”, “Время” от 11.7.2018 г.). После гибели средь бела дня мировой знаменитости от руки вора-рецидивиста невольно задаешься вопросом: а зачем Казахстану нужна эта самая гуманизация? И насколько помогут навести порядок в правоохранительном ведомстве только лишь громкие отставки главы МВД и руководителя ДВД Алматы? Они, конечно, должны ответить по полной. Но не лучше ли озаботиться не только отставками, но и качеством работы полиции и уровнем профессионализма правоохранительной системы в целом? Ведь если после страшного убийства в центре Алматы не изменится сама суть прогнившей полицейской системы, это станет не чем иным, как осквернением памяти Дениса ТЕНА.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и с интернет-ресурсов, Костанай