9512

Соблазнительный маркетинг

Как казахстанки становятся жертвами организаторов кулинарных шоу

Об одной такой истории, в которую вляпалась 71-летняя алматинская пенсионерка Надежда ПРОНИНА, газете “Время” рассказала ее внучка Ольга ГУРИНОВИЧ.

- В один из мартовских дней бабушке позвонили на городской телефон, назвали все ее данные: имя, фамилию, адрес - и сообщили, что она оказалась в числе счастливчиков, которых приглашают на кулинарное шоу и презентацию посуды и постельного белья, причем бесплатно.
В начале апреля Надежда Родионовна действительно получила конверт от ТОО “Органика Казахстан”, в котором нашла красочный пригласительный билет на кулинарный мастер-класс: “Специально для вас наши представители соединят классические рецепты и современные решения приготовления блюд. Наши представители вдохновят вас на позитивные изменения пищевого поведения и модернизацию кухни”. К билету прилагался отрывной ценник-купон на 10 000 тенге с крупной красочной надписью “ОПЛАЧЕНО”. Но и это еще не все - к пригласительному прилагался купон на получение специального средства (в виде небольших шариков) для стирки белья, который компания описала как “немецкий продукт высокого качества, который удаляет пятна грязи, травы и жира, его хватает на 1000 стирок, и он на 90% ограничивает расход порошка”. Ну разве не редкостная удача, которую нельзя упустить?!
- Естественно, бабушка пошла на это шоу в одну из алматинских гостиниц. Там было около десяти человек, все пенсионного возраста, - продолжает Ольга. - Всем раздали шарики для стирки, показывали посуду и постельное белье, устраивали розыгрыш призов. Конечно же, в числе победителей оказалась и моя бабушка - ей полагались скидки на товары. Менеджер по имени Анастасия быстренько посадила ее за какой-то стол и стала настойчиво предлагать что-нибудь приобрести. У бабушки с собой денег не оказалось, и она призналась, что хранит все сбережения на депозите. Тут не растерялась другая девушка-менеджер - она вызвала такси, и они вместе с бабушкой поехали к ней домой, а потом - в банк. И всю дорогу, не умолкая, менеджер расхваливала предлагаемые товары и то, как бабушке несказанно повезло!
Однако был уже вечер, все филиалы банка оказались закрыты, снять деньги бабушка не смогла.
- Менеджер и тут не растерялась - привезла бабушку обратно на презентацию, где менеджер Анастасия стала оформлять кредит на бабулю на 380 000 тенге на три года с условием, что на следующий день она внесет задаток 150 000 тенге. Общая сумма покупки вышла в 530 000 тенге! Бабуле вручили сковородку, подушку, а после внесения задатка пообещали выдать еще и какую-то кастрюлю! - на лице Ольги мелькнула веселая ирония.
- Я говорила менеджерам, что на меня кредит в банке не оформят, ведь я получаю всего 50 000 тенге в месяц. Но они меня успокаивали, сказали, что на это никто даже не посмотрит, - тяжело вздохнув, серьезно вставляет молчавшая до этого Надежда Родионовна.
Только оказавшись дома, пенсионерка словно очнулась от страшного сна. Но сон оказался суровой реальностью: на следующий день менеджеры звонили, требуя деньги. Надежда Родионовна рассказала все дочке и внучкам. Те - в Альфа банк, через который фирма “Органика Казах­стан” оформила кредит. Там сообщили, что необходима справка - письменный отказ от товара, только тогда кредит будет закрыт.
- В ресторане, куда нас пригласили менеджеры фирмы, шла очередная презентация. И чтобы мы не шумели и не распугали участников, они отвели нас в сторонку и стали выяснять причины отказа, - говорит Ольга. - Потом нас попросили написать расписку о том, что мы не имеем к ним претензий, только, мол, на этом условии они выдадут нам справку, что мы действительно им вернули товар, и поэтому можно закрыть кредит.
Других вариантов не было - Надеж­да Родионовна хотела как можно скорее покончить с этой историей.
Но Ольга на этом не остановилась. “Откуда в этой фирме знают персональные данные совершенно посторонних, чужих людей?” - задалась она вопросом и обратилась в ДВД Алматы с заявлением. Его зарегистрировали, выдали соответствующий талон и пообещали сообщить о результатах расследования. При этом Ольга обратила внимание, что в договоре фирмы, которая обрабатывала бабушку, указано другое ТОО - “Vesna Life”.
Это обстоятельство заинтересовало уже и меня. Дозвонившись по телефону, указанному в договоре, под видом потенциальной покупательницы я выяснила: ТОО “Органик Казах­стан” - дочерняя структура Vesna Life. И заодно спросила: а почему их фирму интересует именно эта возрастная категория людей - не моложе 35 лет?
- Ну потому что именно в этом возрасте люди начинают заботиться о себе и своем здоровье, интересоваться, как готовить разные блюда, - откровенно пояснила мне девушка, представившись менеджером Оксаной.
- А почему вы навязываете людям услуги, предлагаете брать товары в кредит?
- Если у клиента есть возможность приобрести товар - он его приобретает, мы предлагаем разные варианты оплаты. Если нет, то никто его не заставляет.
Связь оборвалась. Снова звоню, и теперь уже менеджер по имени Руслан объясняет мне, откуда у фирмы персональные данные пенсионеров:
- Мы звоним, используя случайный набор цифр. А если кому-то конкретно, то по телефонам: после презентаций участники оставляют нам номера тех людей, которым мы также можем предложить свои товары.
Простенько, но со знанием дела!
Как оказалось, такой маркетинговый бизнес процветает не только в Алматы. Я стала искать хоть какую-то официальную информацию о компании: ее сайт, каталог товаров, благодарные отзывы клиентов - за такие-то деньги посуда должна быть качественнее некуда!.. Но нашла в социальных сетях кызылординку Нургуль АЙДОСОВУ, которую в феврале этого года тоже хотели пригласить на кулинарное шоу, но, увы, она не вышла возрастом!
- Мне позвонила на мобильный некая представительница фирмы “Органика Казахстан” и хотела пригласить на бесплатное кулинарное шоу у нас в Кызылорде. Целевая аудитория - люди от 35 лет и старше. При этом она спросила, есть ли у меня подруги и знакомые, подпадающие под данную возрастную категорию. Я стала искать в Интернете информацию о компании и нат­кнулась на статьи, которые вызвали у меня определенные сомнения, - пояснила Нургуль газете “Время”.
Тем временем под постом в соц­сетях о кулинарном шоу один из комментаторов тэгнул официальный аккаунт ДВД Кызыл­ординской области. Те оперативно отреагировали, написав тут же (цитирую дословно): “По факту возможных мошеннических действий неизвестных лиц, заманивающих граждан на кулинарное шоу, 22.02.2018 года зарегистрировано в книге учета информации и для рассмотрения направлено в УВД г. Кызылорды. Указанные вами доводы будут тщательно проверены и о принятом решении вы будете уведомлены”.
Между тем Нургуль в своем посте в соцсетях поделилась ссылкой на атыраускую газету, куда прислал письмо-предупреждение казахстанцам… житель украинского Кривого Рога Владислав. В письме мужчина сообщил, что работал телефонным оператором в польской фирме PVM Group, но ушел оттуда по идейным соображениям - не хотел быть причастным к обману пенсионеров!
“Мы прозванивали номера телефонов разных городов Украины, России и недавно начали звонить в Казахстан. На Украине и в России мы должны представляться работниками компании “Арбат - Москва”, в Казахстане - компании “Органика Казахстан”, - рассказал Владислав.
А дальше - причем во всех городах трех стран - все идет по уже знакомому сценарию: операторы рассказывают людям о восхитительном кулинарном шоу, куда вход только по пригласительным, всех гостей ждет обязательный подарок - шарики для стирки.
“Предпочтение отдается людям в возрасте от 35 до 78 лет. Пожилые люди часто доверчивы и наивны, а среднего возраста, как правило, озабочены здоровым образом жизни, тем более правильное питание сегодня в моде. На это и делается ставка в поиске тех, кого можно заманить на так называемое кулинарное шоу, а потом впихнуть вполне обычную посуду за большие деньги”, - был откровенен Владислав.
Однако в ТОО “Органика Казахстан” отрицают какую-либо причастность к белорусским, украинским и тем более польским компаниям, утверждая, что товар у них прямиком из... Дании.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P.S. Вот как описала газете “Время” свое состояние в процессе бесед с менеджерами интересной фирмы Надежда Родионовна Пронина: “Знаете, у меня даже не было времени подумать, все произошло слишком быстро. Я ведь очень доверчивая, живу по совести, сама никого никогда не обманывала, никому не навязывалась и считаю, что и другие тоже так живут. Но вот ошиблась...”.

Комментарий в тему

Жибек ЖОЛДАСОВА, врач-психотерапевт:

- Физиологически у здорового человека когнитивные, то есть мыслительные функции с возрастом должны улучшаться, люди должны становиться мудрее и опытнее. Но в то же время по сравнению с молодыми людьми у пожилых снижаются показатели внимания и реакции. Такие маркетинговые мероприятия часто проходят с большим количеством людей, одиноких женщин, где срабатывает “эффект массовости”, то есть запускается своего рода цепная реакция - один согласился купить, за ним второй, а там и третий. Тем более что ведущие на подобных встречах настроены на то, чтобы получать в ходе презентации товаров постоянное подтверждение от своих слушателей, задавая им простые, примитивные вопросы. А отвечая “да” на все вопросы, слушатели потом волей-неволей автоматически дают согласие на все, уже не задумываясь.
Менеджеры на таких презентациях используют поверхностные психотехнологии типа НЛП (нейролингвистическое программирование), то есть стараются эмоционально вовлечь человека. При таком подходе слушатель может запросто отдать последние деньги, чтобы купить товар, который ему и не очень-то нужен. Подобное было уже с косметикой, с турпутевками. Сферы меняются, но схема развода остается одна и та же. Близким, видимо, следует предостеречь своих родных, объяснить им, что все товары лучше приобретать в обычных магазинах.



Поделиться
Класснуть