Постследственный синдром
Дело “чёрного генерала” шито белыми нитками?
Вечером 11 сентября стало известно: Генеральная прокуратура расследует несколько уголовных дел в отношении своего сотрудника - старшего помощника генпрокурора Куралбека РАХМЕТОВА, в свое время возглавлявшего следственно-оперативную группу (СОГ) по делу экс-главы Алматинского финпола Амирхана АМАНБАЕВА (см. “Даже вертолёт отобрали”, “Время” от 23.1.2017 г.), а также следователя ДВД Алматы Михаила РЕШЕТОВА.
Как сообщила пресс-служба Генпрокуратуры, Рахметов и Решетов сейчас заключены под стражу. Они подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных статьями 274 (распространение заведомо ложной информации) и 412 (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности) УК РК.
“По материалам досудебного расследования Рахметов и Решетов при отсутствии в действиях рядовых сотрудников правоохранительных и фискальных органов состава преступления инкриминировали им участие в преступной группе, пособничестве в лжепредпринимательстве и злоупотреблении служебным положением”, - скупо проинформировал надзорный орган.
А вчера в Алматы прошла пресс-конференция адвоката и родственников осужденных по делу “черного генерала” (такое прозвище закрепилось за Амирханом Аманбаевым с чьей-то легкой руки).
Вкратце напомним: генералу Аманбаеву инкриминировали получение взятки, создание и руководство преступным сообществом, лжепредпринимательство, пособничество, злоупотребление должностными полномочиями и отмывание полученных преступным путем доходов. Вместе с ним по делу проходили еще 35 человек, в том числе бывшие финполовцы, банкиры и бизнесмены. По данным следствия, члены созданной Аманбаевым ОПГ организовали порядка 80 лжепредприятий, оборот по которым составил 77 млрд. тенге, а ущерб от их деятельности - 35 млрд. тенге в виде неуплаченных налогов. 22 февраля этого года суд приговорил Амирхана Аманбаева к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать руководящие должности в государственных и коммерческих организациях. Остальные подсудимые за исключением одного человека тоже были признаны виновными в большинстве инкриминируемых им преступлений и получили от трех до 16 лет лишения свободы. Вчера Рустем ТУЛАГАНОВ, адвокат Тамары ТОКУЕВОЙ, (осужденный по делу Аманбаева), сообщил: три года назад, когда шло расследование дела Аманбаева и Ко, следственные материалы в отношении сотрудников финансовой полиции и других правоохранительных органов (которые, как предполагало следствие, помогали “черному генералу” проворачивать махинации и брать взятки) были выделены в отдельное производство. И его расследованием тоже занимался Куралбек Рахметов. Это дело позже закрыли за отсутствием в действиях финполовцев состава преступления. А самого Рахметова задержали - по заявлению тех, против кого он вел следствие.
Другие участники вчерашней пресс-конференции утверждают: руководитель СОГ Рахметов допускал незаконные методы в отношении подельников Аманбаева.
- Моя дочь подверглась пыткам с первого же допроса, - говорит Гульмира МУРАЛИЕВА, мать Асель МУРАЛИЕВОЙ, приговоренной к восьми годам лишения свободы. - Ее допрашивали в то время, которое совпало с ее критическими женскими днями. Продержали сутки, не предоставляя элементарной возможности соблюдения гигиены, запугивали, давили, издевались. На мольбы элементарно сходить в туалет она получала отказ. Естественно, молодая девушка не выдержала и подписала все, что от нее требовали.
В похожей ситуации находилась и Елена БАГАУДИНОВА, которую суд приговорил к пяти годам лишения свободы, но предоставил отсрочку исполнения наказания - как матери троих малолетних детей. По словам женщины, ее тоже продержали на допросе около суток, не давая даже позвонить домой детям, при этом запугивали и угрожали. Но в итоге не ее саму, а ее мужа сломали - Бахтияра БАГАУДИНОВА, который тоже проходил по этому делу. Как утверждает Елена, супругу следователи сказали: если он признается, то жену отпустят под подписку о невыезде. Если нет, то ее закроют, а детей отправят в детский дом. В итоге он согласился подписать все, что от него требовали, и отправился топтать зону на семь лет...
Пытки, по словам адвоката Рустема Тулаганова, применяли и к Тамаре Токуевой, которая, как и остальные фигуранты дела, не раз писала жалобы по этому поводу. Но те, кто по долгу службы должен подобные вещи пресекать, либо вовсе не реагировали, либо спускали все сигналы руководителю (СОГ) Куралбеку Рахметову.
- Мы писали везде, но реакции не было никакой, - возмущается Елена Багаудинова. - Однако, как только о неправомерных действиях заявили сотрудники финансовой полиции, тут же возбудили дело и задержали Рахметова.
- Мы надеемся, что в связи с задержанием Рахметова все-таки обратят внимание на то, о чем мы заявляли, - продолжает адвокат Рустем Тулаганов. - Это подтверждает, что Рахметов вел следствие незаконными методами. И мы надеемся, что данное уголовное дело (в отношении Аманбаева и Ко. - М. А.) пересмотрят.
Спикеры пресс-конференции сообщили еще одну любопытную деталь: по их словам, после того как подозреваемые были помещены под стражу, на счетах компаний, через которые, по версии следствия, шло обналичивание добытых преступным путем денег, еще около полугода не прекращалось движение денег. Средства утекали в неизвестном направлении, а потом на суде все было представлено так, что к исчезновению денег причастны сами фигуранты дела.
- Люди все находятся под стражей, все документы изъяты, у тех, кто остался на свободе, на руках нет ни криптоключей, ни печатей. Однако с февраля по июнь почему-то продолжились изъятия денег. Обороты шли! У нас, естественно, возникает вопрос: каким образом эти компании работают, когда все люди находятся под стражей? - озадачился под занавес встречи с журналистами адвокат Тулаганов.
По его словам, родственники подследственных видели, как руководитель следственной группы Рахметов общался с человеком, имевшим самое непосредственное отношение к незаконному обороту денег на “Хоргосе” - Талгатом МАХАТОВЫМ. И не исключают, что Аманбаев и Ко пострадали “благодаря” ему.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
А тем временем
Теперь дозвольте пару слов без адвоката...
Подследственный бизнесмен Муратхан ТОКМАДИ (на снимке) изъявил желание заключить процессуальное соглашение, признав свою вину. Об этом вчера сообщила пресс-служба Алматинской городской прокуратуры. Внимание к этой персоне привлечено тем, что он в свое время подозревался в непредумышленном убийстве известного банкира Ержана ТАТИШЕВА.
Напомним, генеральный директор ТОО “КазСтройСтекло” Муратхан Токмади был задержан 12 июня этого года по подозрению в вымогательстве в крупном размере и незаконном обороте огнестрельного оружия. По версии следствия, он в 2005 году отжал доли в “КазСтройСтекло” и ТОО “Семрюжком” у своего партнера по бизнесу, причинив тому ущерб в размере 185 млн. тенге.
Защитой Токмади поначалу занимались адвокаты Джохар УТЕБЕКОВ и Алимжан ОРАЛБАЙ, однако позже были отстранены от дела, так как отказались дать подписку о неразглашении данных досудебного расследования.
“Генпрокуратура отстраняет меня от защиты Муратхана Токмади! - написал Джохар Утебеков на своей странице в Facebook 28 августа, когда только пошли разговоры о его отстранении. - Руководитель следственной группы ГП РК прокурор Бекжан ДОСМУХАНБЕТУЛЫ сегодня потребовал от моего коллеги Алимжана Оралбая подписку о неразглашении тайны следствия. После его отказа прервал допрос Муратхана. Заявил, что за это будет отстранять адвокатов от дела. Поражаюсь прокурорской п...и! У адвокатов будет подписка о неразглашении. А сами они (прокуроры. - М. А.) на всю страну крутят целые фильмы про “ОПГ Токмади”, пишут разоблачающие статьи. При этом я не писал ни одного поста о расследовании! Но стоило рассказать, что наши встречи с Муратханом прослушивают в СИЗО ДКНБ, как ГП и КНБ забегали. Решили меня вытурить из дела. Удобная и п...я позиция силовиков. Публично обливают грязью моего подзащитного, а адвокатов затыкают. Видимо, я должен был молчать о прослушке и смиренно смотреть на микрофон в обоях”.
После этого адвокатом Муратхана Токмади стал Эрик СУЛТАНОВ, однако на прошлой неделе подозреваемый отказался от его услуг. Сейчас защитнику подыскивают замену. А Токмади тем временем готов заключить с прокурором процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины.
“Его ходатайство изучается процессуальным прокурором, после чего будет решен вопрос о возможности заключения сделки, - говорится в сообщении прокуратуры. - Расследование уголовного дела находится на контроле прокуратуры города Алматы”.
Мадина АИМБЕТОВА, фото с интернет-ресурсов, Алматы