Вы копите - мы обрящем!
Занимательная арифметика: среднестатистический сотрудник ЕНПФ за первый квартал 2017 года получил зарплатой и командировочными столько, сколько скопил среднестатистический вкладчик-мужчина за все 19 лет деятельности пенсионной накопительной системы в Казахстане! (При этом женщины не смогли собрать на своих счетах даже 851 тысячу тенге.) А всего на себя любимых наши заботливые пенсионщики за три месяца потратили 1 960 000 000 тенге!
Руководство Единого накопительного пенсионного фонда на этой неделе уличило одного из бывших членов своего общественного совета Рахима ОШАКБАЕВА в ряде неточностей, допущенных им в публикациях, и назвало реальные цифры по некоторым статьям расходов. В результате теперь всем известно, что 1,96 млрд. тенге - это еще не потолок. В прошлом году эта сумма была еще ужаснее - 2 180 000 000 тенге! Напомним: по официальной информации, в структуре ЕНПФ по всей стране работают 2302 сотрудника (см. “А нас не спрашивали?”, “Время” от 4.5.2017 г.). Получается, почти по 315 000 тенге в месяц на брата вместе с охранниками и уборщицами.
Такая статистика наглядно доказывает: чтобы пожить по-человечески на старости лет, нужно не на пенсию копить, а просто работать в сфере обслуживания пенсионных накоплений законопослушных казахстанцев, которых, судя по всему, становится все меньше и меньше. В смысле законопослушных. Судите сами. До трех ежегодных взносов в ЕНПФ делают всего 49,6 процента вкладчиков. Иначе говоря, почти каждый второй всеми правдами и неправдами находит способ не отчислять свои кровные в не вызывающую доверия у населения структуру. К слову, на пенсионные счета всего 2,956 млн. казахстанцев из почти 10-миллионной армии занятых взносы отчисляются не менее 10 раз в год. Что говорит о чрезвычайно низком охвате населения накопительной системой, а фактически никакой не системой, а так - сущим баловством.
Но руководству ЕНПФ это все, как видно, не мешает не только не посыпать голову пеплом, но еще и вознаграждать себя за неустанный труд на ниве “инвестирования” чужих денег. За тот же период - за первый квартал с. г., по сообщению пресс-службы ЕНПФ, вознаграждение управляющим инвестиционным портфелем фонда составило еще почти миллиард, а если быть точным - 930 800 000 тенге. И это все на фоне развернувшихся в обществе горячих дискуссий о дальнейшей судьбе 71,3 млрд. пенсионных денег, вложенных теми же самыми управляющими инвестиционного портфеля в обанкротившийся азербайджанский банк - МБА!
Как удалось нам выяснить, определенный круг должностных лиц нашего с вами пенсионного фонда действительно постоянно премирует себя за то, что у ЕНПФ есть хоть какая-то прибыль (совсем необязательно превышающая уровень инфляции). При этом менеджеры премиум-класса еще ни разу не позволили себе удержать с виновных убытки. Эти люди лишь напоминают при форс-мажорных случаях: инвестиционную политику определяют не в самом ЕНПФ, а в рамках специального совета, который - и это всякий раз подчеркивается особо! - “возглавляется главой государства”. Правда, при начислении вознаграждения ни совет, ни его главу в выплатную ведомость почему-то не вносят.
Советник председателя Национального банка Айдархан КУСАИНОВ (на снимке) по поводу вознаграждения в 930,8 млн. тенге попросил уточнить: “Это комиссия за заработанный для вкладчиков инвестиционный доход в размере
51 млрд. тенге. То есть 1,8 процента от того, что управляющий заработал для вкладчиков. Не уверен, что это большая доля”.
“Все сотрудники получают оклад из доходов, которые зарабатывает организация. А организация зарабатывает, оказывая услуги вкладчикам и населению. И тратит на зарплату, содержание офиса и т. д. и т. п.
В результате оказанной услуги - управления активами - клиенты получили доход, приумножили свои накопления на 100 тенге и из этих 100 тенге заплатили 1,8 тенге за услугу. Много или мало - заплатить 1,8 процента от полученного дохода? Еще раз. Из этого дохода платится заработная плата тех, кто заработал для вкладчиков те самые 100 тенге”, - так прокомментировал г-н Кусаинов легальность выплат вознаграждения за инвестиционный доход, не превысивший уровня инфляции.
Тем временем народ, наблюдая за бесконечными скандалами вокруг пенсионки, уже даже злиться перестал - начал хохмить. Так, например, сделали ребята из агентства фейковых новостей “Жұмыртқа news”, выдав придуманное ими интервью якобы с председателем правления АО “ЕНПФ” Нурбиби НАУРЫЗБАЕВОЙ: “Честно признаться, после краха Международного банка Азербайджана мы в руководстве готовились к худшему. Мы думали нас всех уволят или посадят. Однако в тот же день мы получили электронную почту от Стэнли БАБАГАНДО - наследного принца Нигерии. В письме он обратился в наш фонд за финансовой помощью. Стэнли вот-вот получит наследство в размере 5 миллиардов долларов и согласен перевести нам миллиард - мы лишь помогли ему в оплате юридической помощи в размере 10 миллионов долларов. После транша нужной суммы Стэнли пока не отвечал, но мы со дня на день ждем пополнения баланса!”
Этот пассаж по поводу происходящего в нашем пенсионном фонде, выдуманный информационными хулиганами, согласитесь, выглядит на фоне реального контента почти правдоподобно.
Увы, нынче даже недавние горячие сторонники сохранения накопительной пенсионной системы не знают, что можно сказать в ее оправдание. Некоторые специалисты, не отвергая саму идею ПФ, уже начинают задавать такие вопросы: “Зачем в ЕНПФ должны делать взносы люди, которые точно пойдут по действующей системе на пенсию, если всего через несколько лет им возвращают их взносы? Это делается лишь для того, чтобы сомнительные управляющие инвестиционными портфелями могли вкладывать наши деньги куда попало и получать за это премии?”
Честно признаемся: в такой постановке проблемы если что-то и смущает, так это вопросительный знак в конце последнего предложения...
Игорь НЕВОЛИН, фото автора и с интернет-ресурсов, Алматы
Дословно
Умут ШАЯХМЕТОВА, председатель правления Народного банка Казахстана:
- По размещению средств ЕНПФ (в облигации Международного банка Азербайджана. - КазТАГ) я комментировать не могу, но для меня как банкира и управляющего активами немного удивительно, что ЕНПФ купил более 50 процентов от всей эмиссии (облигаций. - КазТАГ) и средства теперь там зависли.
Сказано вчера на пресс-конференции по поводу вложения ЕНПФ 71,3 млрд. тенге в облигации ставшего проблемным Международного банка Азербайджана