Миллиардер из хрущоб
Как скромный экибастузский бизнесмен оказался конечным получателем 17,5 миллиарда тенге из Единого накопительного пенсионного фонда
На прошлой неделе вице-министр по инвестициям и развитию Альберт РАУ неожиданно для себя оказался в центре всеобщего внимания. Чиновник, выступая на коллегии ведомства, заявил, что прямо сейчас решается вопрос о выделении 50 миллиардов тенге на железнодорожную отрасль, а если быть точнее, для строительства новых вагонов. А деньги эти даст не кто-нибудь, а Единый накопительный пенсионный фонд! Одного не учел чиновник - после шумихи вокруг ареста руководителя ЕНПФ Руслана ЕРДЕНАЕВА любая новость о пенсионных деньгах казахстанцами воспринимается негативно. Благодаря активному вмешательству общественного совета при ЕНПФ разгорелся нешуточный скандал (см. стр. 14). В результате, вероятнее всего, в этот раз наши с вами деньги на старость удастся отстоять. Однако мало кто помнит, что летом прошлого года вагоностроительная отрасль уже получила на свое спасение 17,5 миллиарда тенге. И как раз из пенсионного фонда! Так куда же пошли те огромные деньжищи и почему их не хватило, раз теперь требуются еще 50 “ярдов”? Корреспондент “Времени” потратил не один месяц, чтобы найти ответ на этот далеко не праздный вопрос.
Когда в августе прошлого года впервые было официально объявлено о финансировании различных проектов за счет денег ЕНПФ, многие казахстанцы не скрывали своего возмущения. Правда, в основном наши соотечественники были недовольны тем, что 15 миллиардов тенге решили потратить на строительство объектов EXPO-2017. В частности, речь шла о финансировании нового торгового центра Нурлана СМАГУЛОВА. Нацкомпании “Астана ЭКСПО-2017” да и самому бизнесмену пришлось оправдываться и объяснять, на что именно пойдут эти деньги. Но мало кто тогда обратил внимание: помимо 15 миллиардов, выделенных на очередную “МЕГУ”, из пенсионной копилки изъяли еще 17,5 миллиарда тенге. Как было указано в пресс-релизах Банка развития Казахстана, “на лизинговое финансирование вагонов отечественного производства через АО “Бра-Лизинг”.
Раз деньги выделили еще в августе, то они уже наверняка дошли до адресата. Вот только кому они предназначались? Этот вопрос, похоже, никому и не задавали. Условного Нурлана Смагулова, но только в окружении тысячи вагонов, общественность так и не увидела. И это очень странно. Ведь с бизнесмена Смагулова всегда можно спросить: куда дел деньги и как будешь возвращать? В крайнем случае можно забрать торговый центр в счет долга. А вот 17,5 миллиарда тихо скрылись в отдаленных депо.
Редакция решила узнать, кто в итоге получил заказ на 50 миллионов долларов. И первым делом мы спросили об этом главу Нацбанка Данияра АКИШЕВА, отвечающего в том числе и за ЕНПФ. Пресс-службе главного банка страны потребовался почти месяц, чтобы ответить на простой, в общем-то, вопрос. В итоге регулятор объяснил: накопления казахстанцев в вагоностроительную отрасль ни Данияр Акишев, ни его предшественник Кайрат КЕЛИМБЕТОВ напрямую не вливали. 212,5 миллиарда тенге вложили в облигации Банка развития Казахстана. А о том, кому эти деньги раздал Болат ЖАМИШЕВ, председатель правления БРК, лучше спрашивать у самого Болата Бидахметовича.
Мы так и сделали, адресовав г-ну Жамишеву свой следующий запрос. Надо отдать должное его пресс-службе: она сработала гораздо быстрее и профессиональнее нацбанковской. Мы получили оперативный ответ за подписью тогдашнего зампреда БРК Абая САРКУЛОВА (в минувший понедельник г-н Саркулов получил новое назначение: он стал председателем правления АО “Фонд развития предпринимательства “Даму”). Он разложил все по полочкам. Лизинговое финансирование грузовых вагонов отечественного производства предусмотрено не кем-нибудь, а государственной программой инфраструктурного развития “Нурлы жол” на 2015-2019 годы. В АО “БРК-Лизинг” (“дочка” БРК) приняли решение о лизинговом финансировании проекта по приобретению вагонов-платформ отечественного производства на сумму 17,5 миллиарда тенге, предназначенных для перевозки крупнотоннажных контейнеров в транзитном направлении КНР - Европа.
И самое главное - в БРК объяснили, кто был выбран поставщиком вагонов. Оказалось, джекпот сорвало акционерное общество “ЗИКСТО”, чьи производственные мощности размещены в Северо-Казахстанской области. Также в БРК пояснили, что казахстанское содержание в вагонах, собранных в цехах “ЗИКСТО”, составляет более 30 процентов! То есть вагон на треть казахстанский, а значит, налицо поддержка отечественного производителя!
Мы уточнили вопрос: а кто, собственно, тот самый счастливчик, которому принадлежит АО “ЗИКСТО”? И тут нас ждал сюрприз. Как оказалось, “БРК-Лизинг” запросил эту информацию у владельцев завода. И те прислали в банк письменный запрет на раскрытие данной информации. То есть как получать 17,5 миллиарда тенге народных денег - так они первые в очереди. А вот как сообщить народу, кому достались народные же пенсионные накопления - так они категорически против.
Последовал еще ряд вопросов в адрес Банка развития Казахстана: чем обеспечивается этот огромный заем? какие залоги предоставлены банку? кто гарантирует возврат средств? Допустим, перечислили деньги, а завод не собрал ни одного вагона. Как в таком случае владельцы “ЗИКСТО” будут возвращать будущим пенсионерам их накопления? Оказалось, за возврат средств в ЕНПФ ответственность несет не предприятие, а сам БРК и его конечный акционер в лице правительства Республики Казахстан!
Выходит, что поставщик за пенсионные деньги вообще никак не отвечает. Ему просто отдали заказ на 50 миллионов долларов, а голову на плаху, если что, положит Болат Жамишев из БРК (ну или кто там принимает решения в “БРК-Лизинге”). Тут уж нам стало еще интереснее узнать, кто же в итоге стоит за “ЗИКСТО” - кто тот везунчик, получивший в кризисное время подарок в виде 50 миллионов “зелени”?
Так вот, согласно официальному сайту “Самрук-Казыны” (sk.kz), у АО “ЗИКСТО” три совладельца. 42,13 процента принадлежат нацкомпании “Казахстан Инжиниринг” - той самой, бывшего зампреда которой Каната СУЛТАНБЕКОВА повязали на днях. По данным борцов с коррупцией, при обыске в его доме был обнаружен миллиард тенге наличными. Как бы то ни было, крупный акционер завода - квазигосударственная организация, что уже неплохо. Еще 3,36 процента отписаны трудовому коллективу предприятия, что тоже хорошо. Ну и, наконец, самым большим пакетом акций владеет некое ТОО “ПремиумВагонКомплект” из Павлодарской области - 54,51 процента. То есть наибольшие дивиденды от заказа вагонов на пенсионные деньги получит как раз эта организация. Но что же это за фирма?
На портале электронного правительства мы запросили справку о владельцах “ПремиумВагонКомплекта”. И выяснилась весьма любопытная штука: учредитель и руководитель у товарищества всего один - некий Андрей Александрович ДУОБА, прописанный в промышленном городке Экибастузе, застроенном типовыми советскими многоэтажками. Коммерсанту еще нет сорока, а он уже создал три компании: помимо “ПремиумВагонКомплекта” это ТОО “Трансмашсервис LTD” и ТОО “СП “Таег”. И если первые две фирмы учреждены для торговли чем-либо, без какой-то конкретики, то последняя контора - самая интересная. СП “Таег” занимается продажей сельскохозяйственной продукции, а если быть точнее, мяса, жира и яиц. Получается, господин Дуоба из Экибастуза - специалист широкого профиля. Хочешь - вагоны тебе соберет на 17,5 миллиарда тенге, а хочешь - свежие яйца подкинет!
Конечно, нет никакого преступления в том, чтобы заниматься разным бизнесом одновременно. Однако есть один важный момент, связанный с работой АО “ЗИКСТО”: предприятие, получившее заказ на 17,5 миллиарда тенге из пенсионного фонда, внесено в список приватизируемых! То есть доля в 42,13 процента, принадлежащая “Казахстан Инжиниринг”, выставлена на торги и оценена в
2 миллиарда тенге. А теперь предположим, как могут развиваться события дальше. Тот же Андрей Александрович, удачно продав очередную партию яиц и масла, выкупает по остаточной стоимости долю “Казахстан Инжиниринг” и становится практически единоличным владельцем “ЗИКСТО”. И тогда вся прибыль от сборки вагонов на деньги пенсионеров идет ему одному. А там, глядишь, в Министерстве по инвестициям и развитию продавят выделение еще 50 миллиардов, когда шумиха слегка уляжется. И кому же тогда достанется новый заказ? Как говорится, догадайтесь с трех раз...
При этом есть большие сомнения, что пенсионные деньги, уже уплывшие не самому крупному коммерсанту Павлодарской области, принесут реальную пользу отечественному вагоностроению. Вся отрасль находится в тяжелейшем состоянии. Только одно предприятие - Казахстанская вагоностроительная компания (КВК)- за пару последних лет оказалось втянуто в несколько громких скандалов, в том числе уголовных дел. Долги завода перед поставщиками исчисляются миллиардами тенге, последние разоряются, а руководители КВК и в ус не дуют. В специализированном межрайонном экономическом суде Павлодарской области каждый месяц рассматривают иски к КВК, но возмещать убытки предприятие не спешит из-за банального отсутствия денег.
Так какой же был смысл кидать огромные средства из пенсионного фонда на “спасение отрасли”, если в итоге в прибыли оказались лишь избранные? Или в этом и была задумка? Впрочем, этот вопрос лучше адресовать компетентным органам. Им, судя по всему, есть тут чем (и главное - кем) заняться...
P.S. Помимо информации об АО “ЗИКСТО” мы внимательно изучили и состав совладельцев Казахстанской вагоностроительной компании, задолжавшей своим поставщикам миллиарды тенге. И там тоже есть весьма любопытные факты - например, одна и та же фамилия встречается у трех учредителей в разных организациях. Но об этом мы расскажем в одном из ближайших номеров.
Когда верстался номер
Долг платежом опасен
Еще одно доказательство того, что 17,5 миллиарда, выделенные на вагоностроительную отрасль, никакой пользы не принесли, - отсутствие позитивных изменений на одном из крупнейших железнодорожных предприятий страны - Казахстанской вагоностроительной компании. Завод был дважды выставлен на торги, однако его продажа сорвалась из-за огромных долгов в размере 4,5 миллиарда тенге, сообщает КазТАГ.
- КВК была выставлена на продажу. Там не то что продали или не продали. Я не хочу говорить искаженную информацию. Были торги на сумму порядка двух миллиардов тенге. А на заводе оказались долги на сумму порядка 4,5 млрд. тенге. Кто их будет погашать? Естественно, покупатель хочет приобрести без долгов, а продавцы хотят реализовать так, как есть, - рассказал аким Экибастуза Кайрат НУКЕНОВ.
“Если бы его реализовали, сюда приехали бы собственники. Официально покупателя как такового нет, есть момент переговоров, договор не подписан”, - уточнил он.
Предприятие дважды было выставлено на торги. Во второй раз они были назначены на 13 декабря 2016 года. При этом главный менеджер департамента управления активами АО “НК “КТЖ” Асхат МАКАРИН сообщил, что “если и эти торги не состоятся, будут третьи торги, без установления минимальной цены”.
“А если и тогда не объявится покупатель, то предстоит ликвидация юридического лица. Это закон о госимуществе. Если актив не продается, он подлежит ликвидации”, - отметил он.
Какой же смысл так рисковать пенсионными деньгами и вкладывать их в отрасль, где они бесследно исчезают?
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы