6402

Прикладных дел мастера

Кое-что о грустных мыслях, на которые наводит официальный ответ комитета науки МОН

Стараниями работников Министерства образования и науки миллиарды тенге уходят на поддержание безжизненных проектов, которые штампуют наши ученые. Пока они пилят астрономические бюджеты конкурсов, настоящие инноваторы (зачастую не обремененные учеными степенями) довольствуются малым, делая при этом поистине великие дела. Газета “Время” продолжает рассказывать о немудреной, в общем-то, науке - имитации бурной инновационной деятельности за государственный счет.

В минувшую субботу мы опуб­ликовали развернутый ответ на две наши публикации о научно-инновационной деятельности МОН - “Организованная научная группировка...” и “Хай-тек давно минувших дней, стартапы старины глубокой…” (см. “Время” от 29.11 и 30.11.2016 г.). И вот дождались-таки реакции (см. “Научить зарабатывать или новый подход к финансированию науки”, “Время” от 3.12.2016 г.) и намеренно отказались от редакторской правки этого письма, чтобы наши читатели смогли оценить креативность чиновников от науки, так сказать, в оригинале.
Вкратце напомним: речь в наших публикациях идет о 37,5 миллиарда тенге (или 110 млн. долларов), которые взяты в долг у Всемирного банка (и это еще без процентов!). Эти деньжищи обществу обещают вложить в проекты высоколобых сотрудников казахстанских вузов. И тогда-де наши доценты с кандидатами наконец смогут реализовать ими придуманное (то бишь превратить в выгодный бизнес). Сумма гранта для каждого из 33 проектов, получивших финансирование, впечатляет - от 180 до 230 млн. тенге. И тут выясняется: заемные деньги могут уйти на переработку птичьего помета, сжигание фруктовых косточек, выпуск шампуня или создание никому не нужного сайта средней руки…
И что же на это ответили господа чиновники? Смысл их довольно пространного письма можно свести к расхожему “я не такая, я жду трамвая”. Всем, дескать, заправляла некая международная комиссия, проводившая конкурсный отбор заявок. А МОН, чей комитет по науке утвердил состав этой самой комиссии, значит, ни при чем?
Что ж, посмотрим на ситуацию с другой стороны: отложим все “несерьезные” изобретения из этого списка, обратившись пусть к малочисленным, но действительно интересным стартапам. И убедимся: все они уже существуют не только на бумаге, но и на рынке!
Взять, к примеру, “Технологию сезонного аккумулирования солнечной тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения жилого района/многоэтажных зданий”, выигравшую 200-миллионный грант. Оказывается, в Казахстане уже есть готовое производство этого оборудования, в чем можно убедиться, зайдя на сайт tooprofit.kz. Различные солнечные водонагреватели тоже не проблема найти в свободной интернет-продаже.
Идем дальше. Перед нами “Инновационный препарат “Мико-Ойл” для очистки почвы и воды от нефтяных загрязнений и агромикробиологическая технология его применения”. И что же? Описание этого препарата можно найти на атырауском информационном госпортале. Там же мы узнаем, что предлагающая его компания KazEcoSolutions работает на нашем рынке уже 7 лет и “обладает мощностями для производства” своего инновационного продукта. Более того, препарат “Мико-Ойл” настолько привычен для нашего рынка, что уже внесен в реестр отечественных товаров и поставщиков…
А вот вам еще один грант - “Коммерциализация первого отечественного препарата “Аќ кљбелек, с.п.” против чешуекрылых вредителей”. Оказывается, этот продукт был создан аж 10 лет назад, успешно прошел испытания, а в 2013 году был зарегистрирован товарный знак. Продвигающий биопрепарат Институт защиты и карантина растений сообщает: в числе его покупателей шымкентская компания Caspian Food, а также фермерское овощное хозяйство из Костаная. Цена за кило­грамм - 7 тысяч тенге.
Профессор КазНПУ им. Абая Нугман АРАЛБАЙ (на снимке), которому мы рассказали о наших находках, опечалился, но не слишком удивился.
- В результате нескончаемых реформ из науки вынули душу, и в ней остался только интерес, то есть деньги, - назвал вещи своими именами Нугман Кулдарбекович. - Ученые стали заниматься рвачеством. Вы совершенно правильно ставите вопрос: конкурсы проводить нужно, но совершенно в другой форме и с другой степенью ответственности для их организаторов. В конце концов, если кого-то наверху действительно заботит развитие науки и экономики, гораздо логичнее было бы организовать Нацфонд из средств заинтересованных в инновациях бизнесменов, а не брать деньги в долг у Всемирного банка. Потому что за все глупости при реализации таких проектов расплачиваться придется нашим детям и внукам. Меня очень беспокоит, что закон “О коммерциализации науки” реализуется столь скандально…
Не менее эмоционально отреагировал на наши публикации доктор наук директор НИИ “Энергосбережение и энергоэффективные технологии” ЕНУ им. Гумилева Алтай АЛИМГАЗИН (на снимке).
- Уже надоели коррупционные действия чиновников от науки, которые тормозят внедрение реальных технологий! - воскликнул профессор. - Вот у нас есть проект внедрения уникальной энергоэффективной технологии, которая адаптирована к суровым климатическим условиям Казахстана и российской Сибири. Наша группа приняла активное участие в конкурсе - тем более что у нас есть договор с конкретным предприятием в Павлодаре, потенциальные потребители во многих сферах экономики. Мы были уверены, что сможем войти в число победителей, но, прочитав итоговый список, не нашли себя в нем. Выходит, нашей стране не нужна реально выгодная технология, прошедшая реальные испытания и готовая к широкому внедрению!.. Думаю, в эту ситуацию должны вмешаться серьезные инстанции - вплоть до силовых структур…
Между тем конкурсные экзерсисы комитета науки МОН продолжаются. Оказывается, под эгидой Фонда науки прошел еще один конкурс - только в этот раз на кону были не заемные, а БЮДЖЕТНЫЕ деньги. И если изначально призовой портфель конкурса оценивался в 1 млрд. тенге, то позже добавилось еще почти 1,7 миллиарда! Многие ученые не скрывают тревоги по поводу столь вольного жонглирования деньгами из казны. Один из них - специалист Казахстанского НИИ защиты и карантина растений Сержан АМАНОВ (на снимке) - в выражениях не стесняется.
- Я считаю такую практику порочной! - говорит он. - Ведь если науку все время держать на денежной игле, она не будет даже пытаться что-то делать. Тот же конкурс Фонда науки, по сути, “коллегиальный распил”. Давно назрела необходимость полностью пересмотреть способ финансирования науки. И обязательно ввести реальную ответственность на всех уровнях - от министра до рядового исполнителя. Распорядились деньгами нерадиво - верните!
Между тем в конце минувшей недели в Астане состоялся национальный конкурс инноваций (к которому МОН отношения не имело), призовой фонд которого составил всего… 6 млн. тенге. Среди победителей студенческий проект “Разработка электромеханических протезов с системой миоуправления”, другими словами, киберрука. Ну а главный приз (1 млн. тенге) достался проекту SmartSatu - суперсовременной цифровой торговой платформе. Эту разработку уже используют многие крупные казахстанские компании, и именно она будет представлять Казахстан на всемирном конкурсе в Швейцарии. К слову, его призовой фонд в переводе на наши деньги “смешон” - всего 340 млн. тенге. Такую малость пилить - себя не уважать...

Стас КИСЕЛЁВ, фото с интернет-ресурсов, Костанай

От редакции В следующих номерах нашей газеты мы намерены продолжить невеселый рассказ об отечественной прикладной науке и о тех, кто не прочь приложиться к ее финансированию.
“Время” оставляет за всеми заинтересованными сторонами возможность высказаться на наших страницах.

Поделиться
Класснуть