Освобождён и... арестован
И недели не пробыл дома старший оперуполномоченный жамбылского УБОП Ерлан ЖИДЕШЕВ (на снимке), оправданный судом по тяжкому пункту статьи обвинения в “превышении власти” и освобожденный из-под стражи в зале суда. Та же межведомственная следственная группа Генеральной прокуратуры, руководимая Бекболатом СМАГУЛОВЫМ, вновь задержала его по подозрению в том же правонарушении, которое якобы он совершил несколько лет назад. Сейчас опер находится под домашним арестом.
События вокруг старшего оперуполномоченного УБОП ДВД Жамбылской области по Шускому и Мойынкумскому районам Ерлана Жидешева развивались стремительно и драматично (см. “Сюрприз от братана”, “Кто должен сидеть в тюрьме?”, “Время” от 28.7 и 13.8.2016 г.).
Напомним: полицейский был обвинен в превышении власти, а конкретно - в нанесении легких телесных повреждений преступному авторитету, неоднократно судимому члену ОПГ “Шуские”, ныне отбывающему наказание Ерболу АХМЕТОВУ. Избиение бандита якобы произошло 3 июня 2015 года в спецпалате Шуской районной больницы, куда Ахметова госпитализировали с непонятным диагнозом. Больше года шло следствие по этому делу, и только в прошлом месяце начался суд. Кстати, вместе с капитаном Жидешевым на скамье подсудимых оказался и бывший в тот момент заместителем начальника шуского ИВС майор Мухан БАСЫБЕКОВ (на снимке). Его обвинили в пособничестве превышения власти.
Судья суда № 2 города Тараза Жанна БАЙДАУЛЕТОВА в течение месяца скрупулезно расследовала столь неоднозначное дело. Свидетели со стороны обвинения путались в показаниях и откровенно лгали. Свидетели защиты подтвердили выплывший на поверхность факт: Ахметов, топтавший не одну зону и не по книжкам знающий преступный мир со всеми его примочками, сымитировал телесные повреждения. Это подтвердила и судмедэкспертиза. 1 ноября подсудимый Жидешев выступил с последним словом, которое сорвало аплодисменты! И дело даже не в том, что зал судебного заседания был до отказа набит сотрудниками полиции, пришедшими поддержать товарища. Просто Ерлан высказал то, что у всех накипело и наболело, а именно: сейчас сотрудники внутренних дел имеют куда меньше прав, чем бандиты.
- Это была “большая игра” шуского криминалитета, все было спланировано заранее, роли распределены, - сказал Ерлан Жидешев. - И план Ахметова удался: все, чего он хотел - отомстить менту, расправиться со мной за то, что когда-то я его задерживал с наркотиками, он добился. Он теперь потерпевший, а я - обвиняемый. Но все его показания - ложь и клевета. Нужно быть сумасшедшим, чтобы в двух шагах от больничного персонала и пациентов, в палате, пусть даже отдельной, избить охраняемого преступника. Свою вину я полностью отрицаю. Почему сейчас все мои коллеги и общественность переживают за меня? Да потому, что все болеют за правду! Я могу гордо держать голову: я ни в чем не виноват. Если мне дадут автомат - до последней капли крови буду защищать Родину и правопорядок. А если возьмут автомат такие, как Ахметов (который сейчас усиленно читает намаз, но это совсем не тот намаз, который читают наши казахстанские мусульмане), то они будут стрелять в нас!.. Еще раз заявляю: я не виновен и прошу суд меня оправдать.
С аналогичным последним словом выступил и Мухан Басыбеков, который еще раз подтвердил, что капитан Жидешев заходил в палату к Ахметову по просьбе последнего, намеревавшегося сообщить оперу некую важную информацию, что просьбу он сам передал по телефону. Поэтому ни со стороны Жидешева, который доложил о намечающейся встрече своему руководству, ни с его стороны никаких нарушений не было, все делалось в рамках закона.
3 ноября судья Жанна Байдаулетова огласила приговор. Сочтя факт избиения недоказанным, она переквалифицировала статью 362 “превышение власти” с части 4 п. 1 на часть 2, то есть убрала из обвинения “насилие,” и обоим подсудимым назначила ограничение свободы: Жидешеву - на три года, Басыбекову - на полтора.
- Я посчитала, что превышение все-таки было: Жидешев не должен был заходить в палату к Ахметову, который на тот момент находился в статусе подсудимого, - прокомментировала Жанна Есболовна свой приговор в беседе с корреспондентом “Времени”.
Однако адвокаты обоих осужденных считают, что ни одна инструкция их подзащитными не была нарушена. Но это теперь будут рассматривать вышестоящие судебные инстанции, куда осужденные полицейские направили жалобы, добиваясь оправдательного приговора.
А теперь самое интересное: 8 ноября Ерлан Жидешев был вновь задержан все той же следственной группой Генпрокуратуры, которая вот уже почти год находится в Жамбылской области, расследуя дела полицейских. Теперь его подозревают в причастности к другому шускому делу, которое было возбуждено еще в 2012 году, потом неоднократно прекращалось и возобновлялось, пока наконец не было прекращено полностью в 2013 году. И вот недавно оно вновь возродилось: в августе был арестован бывший старший оперуполномоченный управления по борьбе с экстремизмом ДВД области по Шускому, Кордайскому и Мойынкумскому районам Улан ЕСЕНОВ, герой нашего материала (см. “Майор полиции Есенов: “Меня заказала мафия”, “Время” от 16.5.2013 г.). Заявление на него когда-то написал некий товарищ, ранее судимый за хранение боеприпасов, на даче родственника которого Есенов когда-то задерживал заграничного бородача.
- Я не перестаю удивляться: чьи интересы защищает межведомственная следственная группа Генеральной прокуратуры, возглавляемая г-ном Смагуловым? Почему в расследуемых ими делах, заведенных на полицейских, потерпевшие - сплошь представители криминального мира, причем все ими сказанное берется на веру?! - возмущается адвокат Жидешева Талгат БЕЙСБЕКОВ. - Эта группа была направлена в Жамбылскую область, чтобы объективно разобраться в заявлениях, где фигурируют сотрудники внутренних дел, но, видимо, руководство группы свою миссию воспринимает как потребность посадить как можно больше полицейских! И в погоне за показателями по посадке явно нарушает человеческие нормы: ну для чего понадобилось вновь задерживать человека, который 10 месяцев отсидел в тюрьме, пока шло следствие - я имею в виду Ерлана Жидешева! У него престарелые родители (мать потеряла сознание, узнав о том, что сына опять посадили), трое малолетних детей. Он никуда не убегает и не скрывается. Это уже просто травля какая-то! Это жестоко и бесчеловечно и не красит представителей Генеральной прокуратуры!
Кстати, 10 ноября адвокат Жидешева и Есенова, а также мать Ерлана Несипкуль обратились к заместителю генерального прокурора Марату АХМЕТЖАНОВУ, проводившему в Таразе прием граждан. Сейчас все надеются только на помощь руководства Генпрокуратуры.
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз
Вместо P.S. Мы попросили руководителя межведомственной следственной группы Бекболата Смагулова дать комментарий по этой ситуации.
- Это все только через наше руководство, - последовал ответ.
- А к кому конкретно мы должны обратиться?
- К генеральному прокурору.
Таким образом, просим считать эту статью обращением к генеральному прокурору Жакипу АСАНОВУ.