Со столичным размахом
Аэропорт Астаны разбрасывается деньгами направо и налево: пластиковые стаканы и автозапчасти администрация приобретает по ценам, завышенным в 10-12 раз, а при покупке авиакеросина выбирает самого дорогого поставщика, едва не потеряв на сделке 140 миллионов тенге!
В АО “Международный аэропорт Астаны” закончилась проверка со стороны управляющей компании - ТОО Airport Management Group. AMG - это структурное подразделение “Казахстан темир жолы”, созданное специально для того, чтобы контролировать работу восьми государственных аэропортов страны. Воздушная гавань столицы - пожалуй, главный актив компании. И дело тут даже не в том, что потенциально астанинский аэропорт мог бы приносить большую прибыль КТЖ в частности и государству в целом. Если театр начинается с вешалки, то город - с небесных ворот. Большая часть туристов, планирующих посетить в следующем году международную выставку EXPO, попадет в Астану по воздуху. Так что от руководства гавани зависит, какое впечатление у наших гостей сложится обо всей стране. Увы, пока дела у аэропорта идут не лучшим образом.
Сама проверка, завершившаяся в середине сентября, получила название “Оказание методическо-практической помощи”. Девять членов рабочей группы изучили деятельность аэропорта для того, чтобы определить участки, где необходимо усилить работу. Однако факты, выявленные проверяющими, оказались вопиющими: работу надо не усиливать, а менять в корне!
Для большинства обывателей аэропорт - это место, где человек садится в самолет, чтобы улететь в командировку или в отпуск. Но на самом деле воздушная гавань - это целый ряд подразделений и объектов, которые должны работать как единый организм. А для того чтобы не было сбоев, инфраструктуру нужно содержать в идеальном порядке, то есть вовремя покупать запчасти и ремонтировать, отмывать от грязи и охранять как стратегический объект. На все это нужно тратить большие средства.
Поскольку столичный аэропорт принадлежит государству, то все затраты должны проходить с соблюдением процедур госзакупок. И вот здесь начинаются основные проблемы.
Как выяснила рабочая группа AMG, администрация аэропорта на протяжении последних двух лет особо не заморачивалась по поводу исполнения закона о госзакупках. При этом у тех, кто отвечает за приобретение товаров и услуг, по случайному совпадению вообще не было никакого представления о рыночных ценах. Например, аэропорту понадобилось определенное количество медицинских перчаток и он объявил лот - хочу купить их за такую-то сумму. А в итоге приобрел перчатки почти в два раза дешевле! То же самое случилось с сантехникой, авиационным маслом, печатанием корпоративных буклетов, бронежилетами, стиральным порошком…
И ладно, если бы аэропорт тратил меньше, чем планировал, - это ведь не преступление, а просто некомпетентность. Однако руководители воздушной гавани умудрились приобретать товары и услуги по ценам, завышенным в десятки раз! При этом они игнорировали процедуры проведения госзакупок, покупая нужные им лоты из одного источника. Действительно, закон разрешает это делать, если торги признаются несостоявшимися. Однако в случае с аэропортом этот способ закупки стал нормой. Только в этом году почти 50 договоров были заключены с нарушением процедур госзакупок в общей сложности более чем на миллиард тенге!
Схема работает до банальности просто. Аэропорту требуется определенный товар - допустим, автошины. Откуда ни возьмись появляется ИП “Тулебаев А.Б.”, который поставляет товар в нужном количестве. Однако при проведении проверки выясняется, что индивидуальный предприниматель завысил цены на 18-40 тысяч тенге с одного колеса. В результате получается, что общая стоимость товара выше рыночной на 864 тысячи тенге. Так, может быть, нужно всего лишь поменять жадного поставщика? Сказано - сделано: следующий заказ получает ИП “Андреева”. 24 шины доставлены по назначению, цена одного колеса завышена на 23-26 тысяч тенге, в итоге перерасход 639 тысяч!
Воздушной гавани нужны не только колеса, но и многое другое, например моющие средства. Так появляется договор с ТОО “Алиас Компани” на поставку хозтоваров на общую сумму 4,4 миллиона тенге. А внутри соглашения - просто сказочные условия для подрядчика. Пластиковые одноразовые стаканы “Алиас Компани” продает аэропорту по 110 тенге за штуку, в то время как упаковка из 10 штук стоит 73 тенге! Цена завышена в 11 раз, а разница при покупке всей партии равна 102 тысячам тенге! Да за эти деньги пластиковыми стаканами можно всю взлетно-посадочную полосу закрыть!
В рамках того же договора “Алиас Компани” поставляет аэропорту 170 литров “Белизны” по цене 620 тенге за литр, хотя другие поставщики продают это средство для дезинфекции по 100 тенге за литр. Цена завышена в шесть раз!
Наконец, аэропорт приобретает через ту же фирму хорошо известные каждой домохозяйке моющие средства Domestos и Comet. 84 бутылки Domestos аэропорт получает за 1240 тенге каждую, хотя в обычном магазине он стоит 590 тенге. 84 пачки Comet обходятся налогоплательщикам в 820 тенге за штуку. При этом в любом супермаркете его цена не превышает 300 тенге! Получается, что только на одном договоре с “Алиас Компани” аэропорт теряет 1,2 миллиона тенге - на стаканах и мыле!
Таких контрактов у воздушной гавани - пруд пруди. За поставки фильтров для КамАЗов аэропорт переплатил индивидуальному предпринимателю “Маев Е.В.” более миллиона тенге. Общая сумма договора с ТОО “Trading Linе” была всего 1,75 миллиона тенге, однако при проверке выяснилось, что поставщик завысил цену товара на 978 тысяч.
В исключительных случаях управляющая компания успевала вмешаться и остановить крупные сделки. Например, в феврале 2016 года аэропорт уведомил AMG, что планирует приобрести авиатопливо на сумму 875 миллионов тенге у ТОО “КазМунайГаз-Аэро”. Однако управляющая компания нашла другого поставщика - ТОО “Флайком”, и тот же объем керосина был куплен за 735 миллионов. Несложные маркетинговые исследования рынка помогли сэкономить 140 миллионов тенге.
Однако не всегда управленцам из AMG удается переубедить своих подчиненных из аэропорта. Еще весной был запланирован ремонт взлетно-посадочной полосы, для чего потребовалось купить стройматериалы. Начальству из AMG был предоставлен список необходимых товаров и их цены при покупке из одного источника. Менеджеров заинтересовала стоимость битумной смеси. Аэропорт очень хотел купить 240 тысяч кг вещества за 616 миллионов тенге и именно у ТОО “ВестерСнабСервис”, о чем уведомил вышестоящее руководство в письменном виде 26 июля. При этом выяснилось, что вышеуказанная компания не является производителем смеси, а лишь выполняет роль посредника, после чего руководителям воздушной гавани порекомендовали выйти на тендер с этим лотом. Однако спустя три дня, то есть 29 июля, руководители аэропорта вновь попросили письменного разрешения на приобретение смеси из одного источника, после чего снова получили отказ. На этом столичные авиабастыки не успокоились и уже 26 августа написали новое письмо наверх с той же просьбой. Как итог - ремонт взлетно-посадочной полосы отошел на второй план…
И немудрено, что столь странное отношение к тендерам и госзакупкам сказывается на финансовом состоянии аэропорта. По итогам прошлого года аэропорт понес большие убытки. Но несмотря на это, топ-менеджеры воздушной гавани не стеснялись выписывать друг другу солидные премии. При этом размеры бонусов впечатляют - от 50 процентов оклада! Вот и получается, что пока аэропорт дышит на ладан, начальники регулярно получают от 500 до 700 тысяч тенге в виде премий за хорошую работу. А еще им платят стимулирующие надбавки и доплату “за географическую отдаленность” - это когда сотруднику приходится издалека ездить на свое рабочее место. При этом доставляют его в кабинет на служебном транспорте, а компания несет расходы на содержание автомобиля, заправляет, ремонтирует и моет машину…
Всего пара цифр для сравнения. В марте текущего года заместитель гендиректора Даурен АЛДАЖАРОВ (на снимке) получил премию в размере 469 тысяч тенге. Зампред правления Куандык РЫСПАЕВ стал богаче на 370 тысяч тенге. Ему в том же месяце выплатили стимулирующую надбавку - 230 тысяч тенге. Не остался без мотивационной доплаты и Даурен Абдрашович - 307 тысяч тенге упали на его карточку. Но и это еще не все. В том же марте 2016 года Алдажаров получил 120 тысяч за географическую удаленность, а Рыспаев за долгую дорогу к дому был награжден 90 тысячами тенге. И это только двое топ-менеджеров. Но стоит отдать должное руководителям аэропорта - в марте они дали премию всем своим работникам. В среднем по 37 037 тенге.
Правда, не все сотрудники воздушной гавани порадовались премии. Многие старожилы аэропорта были уволены: с сентября прошлого года по август 2016-го работы лишился 561 человек, или 40 процентов от штатного расписания! В то же время на службу поступили 284 человека, то есть ровно половина от уволенных. Пошло ли это на пользу предприятию, сказать трудно, но со стороны подобные меры выглядят как попытка снизить расходную часть бюджета.
Но финансовые неурядицы - это лишь видимая часть айсберга. Проблемы в столичном аэропорту растут как снежный ком. К примеру, с октября прошлого года по февраль текущего на территории аэропорта были повреждены восемь самолетов! Причем все инциденты произошли на земле - то в CRJ-200 авиакомпании “Скат” врежется снегоуборочная машина, то АН-74, принадлежащий МВД, при буксировке столкнется со строительным манипулятором… А это все - тоже убытки.
Удастся ли навести порядок на стратегическом объекте? Теперь ответ на этот вопрос будут искать правоохранительные органы. Рабочая группа AMG уведомила руководство аэропорта, что передает результаты проверки в компетентные структуры, а уже там будут решать, нет ли в действиях сотрудников состава преступления. Ведь, быть может, они без злого умысла закупали товары и услуги по завышенным в 10-12 раз ценам.
Наверняка появятся вопросы и к первым руководителям воздушной гавани - председателю правления Паоло РИЧИОТТИ (на снимке) и исполняющему обязанности гендиректора Радильбеку АДИМОЛДА (на снимке). Кстати, неплохо бы узнать, кто именно рекомендовал итальянского топ-менеджера на должность главного человека в порту. К своим 69 годам иностранец где только ни работал, но никогда ранее не был первым руководителем, а тут вдруг резко стал невероятно востребованным экспатом. В аэропорту поговаривают, что председатель правления получает 20 тысяч долларов в месяц, и его зарплата привязана к курсу Нацбанка. При этом гендиректор Адимолда вроде бы занимает должность поскромнее, но именно его подписи стоят на множестве документов, в том числе и по выплате премий, и по госзакупкам…
Одним словом, к деятельности столичного аэропорта следует присмотреться повнимательнее. А то повалят к нам туристы на EXPO, а у нас на входе - безумно дорогие пластиковые стаканы и взлетно-посадочная полоса вся в ухабах. Битум-то ведь так и не купили.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта avia.pro, Алматы