8432

Керосином здесь не пахнет

В стране - дефицит авиатоплива. Дошло до того, что “Эйр Астана” пишет комитету гражданской авиации ультиматумы, а руководство столичного аэропорта призывает авиакомпании отправлять в Астану самолеты с полными баками, пугая невозможностью дозаправить лайнеры.

В авиакомпаниях боятся срыва рейсов и ищут виновных. Причем у каждого перевозчика своя версия. Но в целом ситуация такая: Шымкентский НПЗ - основной производитель авиационного керосина в стране - не только задумал закрыться на ремонт, но и после отпуска цен на солярку понял, что ее производить выгоднее, чем топливо для реактивных двигателей: меньше затрат, выше маржа. Уже за август завод недопоставил 10,3 тысячи тонн авиакеросина.
В Казахстане ежегодная потребность в этом виде топлива - около 570 тысяч тонн. Причем больше половины - 300 тысяч тонн - импортируется. Остальное количество производится в основном Шымкентским НПЗ. Так как Павлодарский НХЗ уже полтора года вообще не выпускает авиакеросин (из-за непригодной для этого российской нефти), а атыраусцы в этом году нахимичили его всего чуть более 23 тысяч тонн.
До конца августа эта статистика никого особо не напрягала, так как цены в РФ были почти на уровне казахстанских. Например, 16 августа у нас авиакеросин отпускался по 414 долларов за тонну, а в России - по 435.
Гром грянул на исходе лета. Российские оптовики в силу объективных и субъективных факторов подняли цену еще на 63 доллара. Там теперь керосин для нас по 498 долларов плюс доставка.
Такие перепады на фоне почти стабильных рубля и тенге на первый взгляд непонятны. Но так совпало, что в это время вдруг помирились ПУТИН с ЭРДОГАНОМ, после чего в Турцию опять разрешили летать российским чартерам, прошли крупномасштабные учения сразу в трех военных округах РФ и на Северном флоте, ну и, как водится во всех постсоветских странах, ряд НПЗ в России закрыли на ремонт.
На фоне всего этого у нас керосин не только подорожал до 425 баксов, но и пропал - из-за того, напомним, что шымкентцы не вовремя воспылали любовью к солярке.
Правительство осознало, что почти не пахнет керосином, лишь 1 сентября, проведя специальное совещание. На той экстренной летучке было принято два решения: дать по башке переработчикам-новаторам, напомнив им о том, что НПЗ имеют обязательства выпускать определенное количество нефтепродуктов в определенных объемах и точно в срок, и перенести на неделю сроки проведения ремонта шымкентского завода, чтобы он успел допоставить на рынок те самые 10,3 тысячи тонн авиа­топлива.
Но эти тонны проблему не решат. Дело в том, что почти все авиа­компании уже выбрали свои лимиты согласно договорам. Так же было к этой дате и в прошлом году. Но тогда не было разрыва в 63 доллара в цене между казахстанским авиатопливом и российским. Поэтому особой разницы не было, где брать керосин - на Шымкентском НПЗ или покупать его у аэропортов, которые в основном торгуют российским. Кстати, поэтому даже сейчас сухие емкости могут быть только в тех воздушных гаванях, что управляются нерадивыми менеджерами. Керосин ведь физически есть и в РФ, и в КНР. Он просто стал дороже.
В Казахстане только крупные отечественные авиаперевозчики приобретают топливо напрямую. Малые же, экономя на всем (охрана, обслуживание, содержание автозаправщиков, где-то еще и аренда цистерн), всегда заправлялись в аэропортах, как это делают и транзитные самолеты. В тенге тонна керосина сейчас стоит от 200 до 230 тысяч. Зарубежные авиакомпании заливают баки без истерик, так как везде примерно такая же цена. Лишь только наш национальный перевозчик “Эйр Астана” желает заправляться по 140 тысяч тенге за тонну, как было прежде, грозя в противном случае прекратить полеты из Алматы.
Окончательно запуталась ситуация в минувший понедельник, когда блогер Денис КРИВОШЕЕВ распространил в соц­сетях телеграмму, направленную аэропортом Астаны всем авиа­перевозчикам. В ней генеральный директор столичной авиагавани Радильбек АДИМОЛДА уведомляет: “В связи с ограниченным количеством авиатоплива просьба прибывать в аэропорт Астаны с максимальным остатком топлива. Топливом обеспечиваем до первого пункта посадки”.
Настоящий ли это документ? Этот вопрос мы пытались прояснить вчера в течение всего рабочего дня, но так и не получили комментария столичных авиаторов. Гендиректор Адимолда телефон упорно не брал и на сообщения в Ватсапе не ответил, хотя наши вопросы прочитал. Позвонили мы и в приемную председателя правления АО “Международный аэропорт Астаны” Паоло РИЧИОТТИ. Как нам объяснил его помощник, итальянца на работе нет, но он перезвонит, как только окажется в своем кабинете. Поскольку звонка от иностранного бастыка так и не последовало, остается сделать вывод, что во вторник он решил отдохнуть от бурь в столичной гавани.
Наконец, в письменном виде мы выслали вопросы директору по маркетингу (есть и такой специалист в аэропорту Астаны) Людмиле КОПЕЙЧУК. Мы надеемся, что хоть кто-нибудь в воздушной гавани главного города страны все-таки найдет в себе силы и объяснит, что происходит с топливом. Тем более что, по нашим данным, запасы авиа­керосина в столичном аэро­порту находятся на критической отметке. А если не будет поставок в ближайшее время, останется одно - распечатать неприкосновенный запас, который есть в каждом аэро­порту на случай войны или чрезвычайной ситуации. Не к этому ли близится дело в Астане?
Впрочем, беспокоиться есть резон только жителям и гостям столицы. А вот те, кто планирует в ближайшее время вылететь из Алматы, могут не переживать: в воздушной гавани мегаполиса с топливом все в порядке. Об этом нам рассказал первый вице-президент АО “Международный аэро­порт Алматы” Кобланды ТУМЫШЕВ.
- В Алматинском аэропорту дефицита топлива нет, - подчеркивает он. - В наших хранилищах сейчас 15 тысяч тонн авиакеросина, и мы готовы отпускать его всем желающим по рыночной цене - 200 тысяч тенге за тонну согласно нашему прайсу. Эта цифра складывается из стоимости российского керосина плюс транспортные расходы. Фактически никакой прибыли аэропорт от продажи топлива не получает. Цена у Шымкентского нефтеперерабатывающего завода ниже, но он отпускает керосин по квоте. Мы свою квоту выбрали, поэтому сейчас приобретаем топливо в России.
Что касается топлива “Эйр Астаны”, то наш аэропорт предоставляет авиакомпании хранилище бесплатно. Более того, мы заливаем и сливаем их топливо в любое удобное для “Эйр Астаны” время, даже по выходным дням. Мы не берем с авиакомпании деньги за ремонт и обслуживание подъездных путей, несем эти расходы сами. Единственная услуга, за которую “Эйр Астана” платит аэропорту по ГСМ, - заправка самолетов. А вот следить за запасами топлива должны руководители авиакомпании, а не аэропорта.
Когда у “Эйр Астаны” возник дефицит топлива, перевозчик обратился к нам с просьбой предоставить в долг определенный объем керосина. Но мы по закону не имеем права давать топливо в долг - можем только продавать. Например, “Эйр Астана” нас уведомила, что передала часть своего топлива “Казах Эйру”. Но это нарушение закона: если ты купил керосин, то должен заправить им свой самолет, а не давать в долг. Передача третьему лицу влечет за собой крупный штраф руководителю организации плюс конфискацию всего объема топлива - так прописано в законе. Неужели мы пошли бы на это: дать в долг топливо “Эйр Астане”, потом заплатить штраф и еще лишиться 15 тысяч тонн керосина?! Тогда бы дефицит возник не только у одной авиакомпании, а у всех, кто летает через Алматы, - заключил представитель Алматинского аэропорта.
Судя по всему, ситуация с авиакеросином действительно сложная. Но поправимая. И тут каждый аэропорт и каждая авиакомпания должны сами решить, как выйти из трудного положения - обращаться за помощью к правительству или искать какие-то варианты самостоятельно. Главное - не просить в долг у других…

Игорь НЕВОЛИН, Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть