За надуманный намёк - получай чиновник срок
Сельский аким подвергся уголовному преследованию из-за персональных умозаключений бизнесмена
Борьба с коррупцией иногда обретает причудливые формы. Оказывается, можно лишь на словах обвинить человека в мздоимстве, и его с легкостью привлекут к ответственности. Не так давно в Карагандинской области был задержан аким Осакаровского района Нуржан АБИЛЬДИН (на снимке). По окончании расследования ему инкриминировали получение взятки. Любопытно, что потерпевших в деле нет, главной улики - денег - изъято не было, а добытые следствием доказательства свидетельствуют, пожалуй, отнюдь не в пользу сыщиков. Тем не менее дело не развалилось по-тихому, а дошло до суда.
Нуржан Абильдин командовал Осакаровским районом совсем недолго. В июне 2015 года его назначили на эту должность, а в начале сентября он уже попал под стражу. По версии следствия, чиновник намеревался помочь карагандинскому предпринимателю Вячеславу КОТЛОВСКОМУ выиграть конкурс по поставке угля в сельские школы. Взамен якобы планировал получить вознаграждение.
Не стоит полагать, что дальнейшие события развивались по обычному в такой ситуации сценарию: обиженный бизнесмен пришел жаловаться на акима в антикоррупционное ведомство, получил меченые купюры, был “упакован” оборудованием для скрытой видеосъемки и отправлен на встречу к потенциальному мздоимцу для сбора неопровержимых доказательств. Если бы все шло по подобной схеме, никаких сомнений и вопросов не возникло бы. Однако Котловский вовсе не обращался за помощью к правоохранителям. Он до поры до времени и сам не подозревал, что станет фигурантом коррупционного скандала. Так каким же образом сыщики узнали о предполагаемом взяточничестве?
Вышло так, что Нуржан Абильдин практически на протяжении всего своего недолгого правления был под колпаком: в его кабинете было установлено скрытое видеозаписывающее устройство, телефонные переговоры прослушивались. Вообще-то, оперативные мероприятия в Осакаровке официально проводились в рамках другого уголовного дела, связанного с деятельностью местного отдела образования. Но складывается ощущение, что кто-то очень ждал момента, когда оступится именно сельский аким. Основательных зацепок в отношении его так и не появилось. Впрочем, сотрудники нацбюро по противодействию коррупции, видимо, решили, что обойдутся и без них.
По сути, поводом для задержания Абильдина стала прослушка телефонного разговора между ранее упомянутым предпринимателем Котловским и еще одним осакаровским бизнесменом Сергеем ЕСТИФЕЕВЫМ. Первый сообщил приятелю, что районный аким во время обсуждения возможной сделки по поставке угля жаловался на состояние здоровья и говорил об отъезде на лечение в Алматы. Котловский отчего-то расценил эту информацию как намек на взятку и попросил друга передать Абильдину двести тысяч тенге. Далее, согласно версии органа предварительного расследования, Абильдин отправил своего водителя на встречу к Естифееву, и тот будто бы отдал деньги. Случилось это 21 августа 2015 года. Но почему-то задерживать акима сыщики явились только 2 сентября. Устроили обыск в служебном кабинете, который потом пытались назвать осмотром (позднее это следственное действие прокуратура признала незаконным), и увезли Нуржана Шаймерденовича в Караганду на допрос в качестве свидетеля. Туда же вскоре доставили предпринимателей Котловского, Естифеева и водителя акима Даурена КОЖАНОВА.
- В этот день я был опрошен по факту получения взятки. Мой адвокат находился у проходной, но его ко мне не допустили, чем нарушили мое право на защиту, - вспоминает Нуржан Абильдин. - Позже я узнал, что опросили меня тоже с нарушениями, поскольку факт взятки был зарегистрирован в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) только на следующий день - 3 сентября. То есть абсолютно все мероприятия в отношении меня проводились еще до начала официального досудебного расследования. От меня требовали признаний. А в чем я должен был признаваться, если об этих двухстах тысячах тенге, которые предприниматели мне якобы хотели вручить, узнал только в кабинете следователя?
Со слов экс-акима, 21 августа он действительно отправлял водителя к Естифееву. Вот только вовсе не за деньгами, а за документами по ветрогенераторам, которые планировалось установить в Осакаровском районе. В свою очередь водитель рассказал сыщикам о том, что даже документов не получил, так как Естифеев их не успел подготовить. Но главное в другом: визит водителя к предпринимателю состоялся еще до того момента, как бизнесмены переговорили друг с другом о двухстах тысячах тенге! Между тем Нуржана Абильдина все же взяли под стражу. Лишь на основании голословных показаний Естифеева и Котловского о передаче денег.
- Этих людей сутки держали в здании департамента антикоррупционной службы. Без пищи, питья, сна. В отношении обоих грозились возбудить уголовные дела и признать одного взяткодателем, а второго посредником в передаче взятки. Разве это не оказание давления? Это пытки! - считает адвокат экс-акима Байбосын БИДИЛДАЕВ.
Стоит отметить, что во время санкционирования судом ареста защитники Абильдина требовали отпустить клиента под залог. Однако следствие предоставило суду любопытную бумагу, в которой указывалось, что на Нуржана Шаймерденовича и нескольких членов его семьи забронированы авиабилеты на рейс до Бишкека. Мол, может скрыться.
- Мы пытались выяснить, кто произвел бронирование. Ни одному из моих родственников телефонный номер, с которого был произведен звонок, не принадлежал. Да и вообще непонятно, почему выбрали Кыргызстан, если у меня там ни родни, ни знакомых нет? Мы не исключаем, что история с авиабилетами была специально подстроена, лишь бы меня не выпустили на свободу, - говорит Нуржан Абильдин.
В итоге в СИЗО он провел пять месяцев. И, возможно, до сих пор находился бы под стражей, если бы в дело не вмешался надзорный орган после того, как родственники и защитники бывшего акима попали на прием к заместителю генерального прокурора РК Нурмаханбету ИСАЕВУ. Следует упомянуть, что незадолго до ареста Нуржан Абильдин попал в ДТП и получил серьезные травмы. В камере изолятора состояние его здоровья ухудшилось настолько, что работники учреждения вывозили его в больницы без разрешения следователя, потому что в тюремных условиях оказать надлежащую медпомощь не могли. На основании этого да вкупе с сомнительной доказательной базой удалось добиться того, чтобы Абильдину изменили-таки меру пресечения.
- Я так понял: меня бы отпустили и раньше, если бы я только дал признательные показания, - считает экс-аким. - Мне прямо говорили: подпиши бумагу и через три дня будешь дома. Но я не соглашался, потому содержание под стражей постоянно продляли по формальным основаниям.
Сейчас дело Абильдина рассматривается в Осакаровском райсуде. Корреспондент “Времени” присутствовал на слушаниях, но намеревался подготовить публикацию лишь после оглашения приговора, поскольку сторона защиты опасалась, что это могут расценить как оказание давления на суд. Однако на прошлой неделе на сайтах нескольких СМИ появились информационные сообщения, в которых излагалась лишь версия обвинения.
- Мы полагаем, что у общественности, не знакомой со всеми деталями этой истории, может сложиться однобокое мнение. Ведь людям сейчас известны лишь те сведения, что выгодны следователям. И очень бы хотелось, чтобы поднятый в обществе резонанс никак не повлиял на судью, который рассматривает дело. Поэтому мы и решились открыто озвучить свою позицию. Мы видим лишь факты, говорящие об отсутствии вины нашего подзащитного, и докажем это, - заявил адвокат Байбосын Бидилдаев.
Напоследок отметим, что предприниматель Котловский, предлагавший поставку угля для сельских школ по цене 5 тысяч 800 тенге за тонну, в связи с возникновением уголовных разбирательств так и не осуществил сделку. Согласно нашему законодательству осуществлять подобные крупные поставки в бюджетные организации можно только через товарные биржи. В суде представитель биржи пояснил, что ни акимат, ни какие-либо другие государственные учреждения не в силах повлиять на результаты рассмотрения заявок от бизнесменов. Сотрудники биржи самостоятельно выбирают наиболее выгодное предложение. Отопительный сезон 2015-2016 годов в Осакаровском районе, несмотря на грянувший скандал, сорван не был. В конкурсе на поставку угля победила местная фирма, которая снабжала школы в предыдущие годы топливом по цене 6 тысяч 400 тенге. Получается, из-за интереса борцов с коррупцией к экс-акиму Абильдину проиграла только местная казна.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда