5133

Могилка со взломом

Как наш корреспондент на кладбище воров ловил

Кражи обрушились на нас как лавина. Это “побочное явление” экономического кризиса знакомо нам по 90-м годам. Воры орудуют даже на погостах: на “Зеленом ковре” (так называется главное таразское кладбище) в ноябре прошлого года вандалы дерзко разорили аж 12 могил. Какое наказание получили преступники, к поимке которых я тоже оказалась причастна?
...Мы с племянником высаживали ирисы на бабушкиной могилке. Дело было 29 ноября прошлого года. Припозднились. И конечно, обоим стало не по себе, когда где-то совсем рядом, прорезая густые сумерки, раздался мерный металлический стук. Я знала, что подобный стук выдает кладбищенских воров-вандалов, когда те сбивают чугунные цепи и выкорчевывают оградки. Идти выяснять отношения с вооруженными ломиками и кувалдами отморозками было бы неразумно. Поэтому я срочно позвонила директору кладбища Кадырхану АБДУЛЛАЕВУ, чтобы тот принял меры. Надо отдать должное директору - он еще с 90-х годов ввел кругло­суточные дежурства на погосте, ночные обходы и засады, и если бы не его бдения, то от кладбища давно бы ничего не осталось. Как назло Кадырхан в тот вечер оказался не в городе, но звонок мой его не на шутку встревожил, и он обещал послать своих работников, чтобы те пошукали воров.
На следующий день раздался звонок от Кадырхана: “Спасибо, Галина! По вашему сигналу мы задержали троих вандалов, я уже сдал их полиции!”
Спокойствием и надеждой повеяло от этих фраз. Так хотелось верить, что на этот раз подонки от наказания не уйдут!
Выяснилось, что один из пострадавших от набега вандалов - известный в Казахстане врач-нарколог, руководитель Республиканского наркологического психотерапевтического центра Юрий ЛУКЬЯНЕНКО. Похитители сняли оградку с могилы его тещи и тестя.
- Этой могилке 20 лет, - рассказывает Юрий Владимирович. - Мы за ней постоянно ухаживаем. В конце ноября прошлого года я, как обыч­но, приехал навестить могилу и чуть не упал: оградка вся снесена! Я - к работникам кладбища. Знаю, что директор Кадырхан Абдуллаев днюет и ночует здесь. “Дела у нас неважные, - посетовал он, - кражи пошли!” И вот они, оказывается, своими силами - отчаянные ребята! - поймали, скрутили этих мерзавцев и сдали их в полицию. Я по совету директора сразу поехал в ОП-1. Долго ждал, пока меня примут. Наконец дождался: завели меня к какому-то заму, и там я у него часа три сидел - сначала выслушал лекцию о том, чем отличается вандализм от простой кражи (спасибо, просветили, теперь хоть успокоюсь тем, что глумление над могилкой моих близких - это “простая кража”, затем написал заявление, потом этот зам повез меня на кладбище и стал фотографировать на фоне разграбленной могилки. “Зачем?” - спрашиваю. “Так положено!” Я намекнул, что, может быть, мне лучше посмотреть изъятые оградки, поискать среди них свои, может, поучаствовать в очной ставке с задержанными грабителями… “Ничего не надо, - сказали мне. - Мы сами все расследуем и вам сообщим! Это все не так быстро…” И такой детектив они передо мной разыграли напоказ…
- Почему напоказ?
- Потому что в итоге никто мне так и не позвонил и не прислал никакой бумаги. И я уже понял, что оградки мои так на свое место и не вернутся. Не по зубам, видно, нашим полицейским раскрывать эти “простые кражи”.
Рассказ Юрия Лукьяненко стал одним из эпизодов в полной картине воровского беспредела и полицейского попустительства, которую нарисовал Кадырхан Абдуллаев.
- 30 ноября 2015 года после вашего вечернего звонка я отправился на велосипеде в утренний дозор на “почетный квадрат”, где за неделю до этого было осквернено и разрушено семь захоронений, в том числе могила Кубатая ШАРАФУТДИНОВА - отца бывшего председателя областного маслихата, Александра КРЕЙЧМАНА - начальника главка “Каратаухимстрой”, других известных в нашей области людей, - говорит Кадырхан Абдуллаев. - И не напрасно: примерно в 10 часов мимо меня проехала старая белая “шестерка”. Она двигалась со стороны “почетного квадрата” на соседний, 29-й квадрат. Через несколько минут раздался характерный стук. Я оставил велосипед и по-пластунски стал продвигаться к месту стука. И вот вижу: трое орудуют на одной из могилок: двое молодых сколачивают стойки и разбирают секции, а тот, что постарше, ими руководит. Я засек время - они управились за восемь минут! Хотел их немедленно задержать, но тут, как назло, собака огромная встала напротив меня и рычит. Пришлось дождаться, пока вандалы отъедут, отползти от собаки, и только после этого я смог позвонить своим работникам, которые на выезде с кладбища задержали “шестерку”. В багажнике находились те самые фрагменты чугунного ограждения, сломанного на моих глазах. Я записал данные задержанных мною варваров: Дмитрий ГЕРМАН - 20 лет, Юрий ТОЛОБОВ - 25 лет и Нишанджан ТУРДЫКУЛОВ - 63 года, вызвал полицию и сдал их с рук на руки.
Спустя пару дней в дирекцию кладбища явилась мать одного из задержанных: “В полиции мне сказали: договаривайтесь с потерпевшими. Вот я пришла с вами договариваться…”
- Я ответил: а как вы себе это представляете? - продолжает Кадырхан. - Ну, допустим, напишу я встречное заявление. А завтра придет родственник покойного и скажет: “Кадырхан, а ты почему без моего ведома с кем-то там договорился? Какой здесь твой интерес?” Нет, дорогая, вы меня в эти “договорные” отношения не втягивайте, сами решайте свои проблемы, а лучше займитесь воспитанием сына. Скажите спасибо, что я еще удержал пострадавших от его злодеяния - некоторые родственники покойных требовали, чтобы я вашего сына с подельниками им предоставил разобраться, возмущаясь, кричали, что они нелюди! Действительно, такие поступки человеческими не назовешь! И это повторяется регулярно! 2 марта прошлого года в 7 утра мои работники поймали 34-летнего Артема ПОПКОВА и 55-летнего Сергея ПИНЧЕВА, крушивших оградки. И в ту же ночь я сам лично, прокарау­лив четыре часа на холодном вет­ру, задержал некоего Артура Абрамовича ВОЛЬФА - так он мне представился. Все они были сданы в полицию. И ни ответа ни привета. Как и по последней краже. Насколько я знаю, всех задержанных полиция отпустила. Мне еще раньше объясняли, что сумма похищенного кладбищенскими ворами слишком мала, чтобы привлечь их к ответственности: дескать, ну сколько там стоят эти оградки, нужно ли из-за них шум поднимать… Если на то пошло, то, да, это имущество порой уже не новое, возможно, ничего не стоит. Но когда ко мне приходят родные усопших со слезами на глазах, то оно чего-то стоит! Вот и получается, что обнаглевшее от своей безнаказанности ворье вновь и вновь приходит на святое место, чтобы поживиться легкой добычей. В то же время ни одного участкового я здесь не видел. Даже не знаю, кто наш участковый. Может, полицейские просто боятся покойников и поэтому здесь не появляются? Ведь последний раз они даже не попросили показать, какие именно могилы были разграблены…
Прямо с кладбища я отправилась в ОП-1 УВД города Тараза, куда доставлялись все задержанные вандалы и откуда они каждый раз благополучно выходили. Там состоялась наша встреча с начальником ОП-1 Ерланом БЕКТУРГАНОВЫМ. Сначала полковник полиции рассказал мне о программе борьбы с кражами, разработанной МВД и лично министром Калмуханбетом КАСЫМОВЫМ, которая основывается на том, что кражи - это социальное явление, и борьба с ними - дело всего общества. Поэтому граждане должны активно включиться в эту программу…
- Ерлан, сделайте паузу, - перебила я стража порядка. - В ситуации с кладбищенскими ворами разве директор кладбища сам не ловил вандалов и не сдавал вам их пачками? А возбуждались ли уголовные дела? Уходили ли они в суд? И разве потерпевшие граждане не писали вам заявления? Разве не предлагалось вам хоть раз хлопнуть пункты прие­ма металла, куда сдаются ворованные оградки? Или пересмотреть процессуальную практику и наряду с кражами вменять преступникам и вандализм, который по факту совершается?..
Наверное, я задала слишком много вопросов, и полковник Бектурганов не смог сразу на них ответить. А когда я ему перезвонила, он уже точно подтвердил, что дело по Герману, Толобову и Турдыкулову прекращено “за недоказанностью” и “отсутствием состава преступления” (Герман и Толобов объяснили следователю, что нашли эти оградки, а Турдыкулов дал показания, что он просто подвез ребят). Что касается Попкова, Пинчева и Артура Абрамовича Вольфа - то их фамилий даже и не нашли в списках доставленных в полицейский отдел...

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть