7034

В начале было слово

Как из-за “поборников закона” страдают ни в чем не повинные люди

Руководитель крупного костанайского предприятия “Содружество” Юрий ПАК (на снимке) был помещен в СИЗО за грабеж и вымогательство, а глава крестьянского хозяйства, депутат облмаслихата Хава БАЗУРКАЕВА (на снимке) обвинена в крупном мошенничестве. Эта сенсационная информация о неприятностях, случившихся с весьма известными (и не только в Костанае!) людьми, до сих пор была засекречена: ни одна пресс-служба местных госведомств о ней даже не заикается. Однако фигуранты уголовных дел рассказали как на духу о постигших их бедах в своих эксклюзивных интервью нашему корреспонденту.

Его поймали, арестовали…

Летом прошлого года финпол и налоговая сообщили Юрию Паку, что несколько сделок, совершенных на его заводе по переработке масличных культур, могут быть признаны недействительными, так как в них фигурирует лжепредприятие из Астаны.
- Для нас это ЧП, грозящее крупным штрафом, - объясняет Пак. - Я тут же назначаю проверку на заводе. Выясняю: попавшие под подозрение контракты исходили от некоего гражданина Шаховского, который иногда сдавал нам на переработку малые партии семян подсолнечника. Приглашаю его на встречу, чтобы получить объяснения. Он опоздал почти на час и явился, когда я уже вышел из офиса на улицу.
Говоря с Шаховским на бегу, Пак выяснил, что тот никакой не крестьянин, а человек, зарабатывающий на жизнь, словно курьер, разносом документов нескольких столичных компаний по офисам костанайских предприятий.
- Я ему сказал: дескать, смотри, если окажется, что твои документы липовые, выписанный нам штраф оплачивать будешь ты, - вспоминает Пак. - А в ответ увидел наглую улыбку: “Еще посмотрим, как оно выйдет”. Ну о чем тут дальше говорить? Я матюкнулся и уехал, предупредив, что от ответственности он не уйдет. А Шаховский на другой день заявил в полицию о том, что я при поддержке каких-то трех человек нанес ему телесные повреждения, отобрав сотовый телефон стоимостью 15 тысяч тенге.
Вскоре в офис “Содружества” ворвались бойцы спецназа. Арлановцы поставили к стенке бухгалтеров с юристами, среди которых оказались две беременные женщины.
- Побегали они у нас и видят: арестовывать некого, никаких бандитов нет - и уехали ни с чем, - продолжает Пак. - Моим делом занялся следователь по особо важным делам под контролем управления по борьбе с организованной преступностью.
Действительно, кому как не этим суровым ребятам разбираться с ограблением на 15 тысяч!..
Первая попытка следствия арестовать Пака и его предполагаемого подельника - опознанного Шаховским охранника одного из предприятий “Содружества” Владимира ДАВЫДОВА - не удалась. Прокурор не нашел в полицейских документах никаких доказательств вины подозреваемых. И тогда на исходе двухмесячного срока, отпущенного на следственные действия, Шаховский вдруг “вспомнил”, что обидчики… вымогали у него 12 миллионов тенге!
Напрасно тот же Давыдов возмущенно заявлял о своем стопроцентном алиби. Среди его доказательств были даже съемки уличных видеокамер, которые в день инцидента с Шаховским зафиксировали давыдовские передвижения по городу на своей машине. Отслеженный поминутно маршрут этого человека близко не пролегал к “Содружеству”, что подтвердили и биллинговые данные его мобильника. Но следствие в упор ничего не хотело видеть, а суд вынес постановление об аресте, основываясь исключительно на степени тяжести предъявленных обвинений.
Никто не задумался: почему о факте вымогательства было заявлено так поздно и бездоказательно? Почему полицейские не удосужились задержать того же Пака с поличным при передаче ему денег? Очевидно, силовики хотели любой ценой упечь его за решетку, и они этого добились. А спустя еще два месяца по указанию прокуратуры им пришлось отпустить Пака и Давыдова на свободу все по той же причине - из-за отсутствия в деле доказательств. Пинкертоны не сумели найти даже тот самый телефон, якобы отжатый у Шаховского! Так что целых семь месяцев напряженной работы костанайских жегловых и шараповых улетели псу под хвост.

Гражданская ложь

История другой нашей героини - тоже о произволе и безнаказанности следователей и их подручных.
- Некий гражданин обвинил меня в незаконном получении государственных субсидий на проведение весенне-полевых работ, - рассказывает депутат и глава крестьянского хозяйства Хава Базуркаева. - Следствию же надо было всего лишь выехать на поля, под которые я получила субсидии, и убедиться в их существовании.
Однако сотрудники службы экономических расследований (СЭР) департамента госдоходов Костанайской области ровно два месяца, четко соблюдая процессуальные сроки, мотали нервы подозреваемой. Все это время на субсидированных полях крестьянского хозяйства Базуркаевой уборка не велась, ведь стоявший на них подсолнух был доказательством ее невиновности! У следствия нашлось время увидеть все своими глазами только за день до окончания сроков расследования, когда поля накрыло снегом, семечки осыпались, а подсолнухи расклевали птицы… Госпомощь хозяйству Базуркаевой обернулась для нее серьезным убытком на десятки миллионов.
Нам удалось найти человека, написавшего заявление на Базуркаеву. Это житель Костаная Аят СУЛЕКЕЕВ, который считает, что таким образом “исполнил свой гражданский долг”.
- Я не знаю Базуркаеву, - сказал он, отвечая на вопросы нашего корреспондента по телефону. - Кто она, мне неизвестно. Но откуда я взял информацию о мошенничестве, я вам тоже сообщить не могу.
- Вы давали расписку об уголовной ответственности за ложный донос?
- Да, но считаю, что это не заведомо ложный донос. Я просто просил проверить… Ну, у Базуркаевой есть право, пусть она пишет, а органы уже разберутся, есть у меня состав (преступления. - С. К.) или нет.
Однако в заявлении Сулекеева значится: “Прошу привлечь к уголовной ответственности гр. Базур­каеву Х. С., которая мошенническим путем получила субсидии… Тем самым государству причинен материальный ущерб”. Никакой просьбы о проверке в этом документе нет и в помине.

Против крыши нет защиты?

После этого разговора само собой складывается впечатление, что такие люди, как гражданин Сулекеев, ничего не боятся, будто бы находятся под хорошей крышей. А защищены ли такие люди, как Пак и Базуркаева? Получается, что почти никак, хотя они не рядовые предприниматели. Что же в таких случаях делать простым коммерсантам?
- У нас нет такой возможности - встать на защиту предпринимателя, когда речь идет о его уголовной ответственности, - сказал мне руководитель местной Палаты предпринимателей Мурат АБЕНОВ. - И потом, мы знать ничего не знали о ситуации вокруг Пака. Думаю, мы обязательно проследим дальнейший ход событий и будем ходатайствовать о том, чтобы виновные в этих притеснениях понесли наказание, поднимем воп­рос о возмещении ущерба.
Известно, что ложка дорога к обеду. Но в нужный-то момент ее не оказалось! Юрию Паку и Хаве Базуркаевой пришлось расхлебывать заварившуюся кашу самостоятельно. Хорошо что у них хватило на это сил. Сегодня надзорный орган уже заявил о своей позиции по делу Пака, прекратив его уголовное преследование. Заступится ли кто за Базуркаеву, чья репутация тоже порядком вываляна в грязи, пока неясно. Известно одно: следаки из СЭР по собственной воле никаких решений насчет своего информатора принимать не собираются.
“Прокуратурой города уголовное преследование в отношении Пака прекращено за отсутствием состава преступления, - сообщил, отвечая на наш запрос, зампрокурора Костанайской области Марат АКУЛОВ. - ДВД области обжаловал это решение, но оно осталось в силе. Рассматривается вопрос о мерах прокурорского реагирования в отношении виновных сотрудников полиции. В отношении Шаховского Г. А. начато досудебное производство по ч. 3 ст. 419 УК (заведомо ложный донос), расследование которого поручено департаменту Национального бюро по противодействию коррупции по Костанайской области”.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, коллаж Владимира Кадырбаева, Костанай

Поделиться
Класснуть