4589

Приказной непорядок

До сих пор продолжается скандал, разразившийся вокруг аудита IOSA, - приказом министра по инвестициям и развитию все авиакомпании обязали с 1 января пройти проверку этой неправительственной организации. Лоббирование интересов зарубежных экспертов возмутило ряд игроков на казахстанском рынке, которые подняли большой шум: почему столь серьезное решение принимает глава ведомства, а не парламент и президент? Дискуссию начал председатель совета директоров авиакомпании “Бек Эйр” Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ, а его интервью газете “Время” вызвало огромный резонанс в отрасли (см. “Чиновники вынуждают авиакомпании повышать цены на билеты”, “Время” от 26.12.2015 г.). 

Еще месяц назад на площадке Национальной палаты предпринимателей председатель комитета гражданской авиации (КГА) Мининвестразвития Бекен СЕЙДАХМЕТОВ пообещал: стандарты IOSA будут внесены в законодательство. Однако приказ об обязательном прохождении аудита до сих пор не отменен! Что это - “забывчивость” со стороны КГА или попытка обмануть авиаторов?
Сегодня разборки между “Бек Эйр” и КГА вышли на новый уровень. На днях в специализированном суде по экономическим делам города Астаны началось рассмотрение спора авиакомпании с уполномоченным органом. Несмотря на публичные обещания КГА отменить пресловутый приказ, он по-прежнему действует. Означает ли это, что “Бек Эйр” и другие авиа­компании выполняют рейсы не совсем законно или чиновники просто не спешат привести документы в соответствие с действующими нормами? На этом вопросе заострил свое внимание представитель истца Евгений ГОЛЬЦЕВ. Юрист подробно объяснил судье Асие ДОЩАНОВОЙ, что аудит Международной ассоциации воздушного транспорта - фактически всего лишь приведение документации авиакомпаний к единому стандарту, что нисколько не отражается на безопасности и регулярности полетов. Под занавес своего выступления в суде он выразил удивление по поводу того, что комитет гражданской авиации до сих пор не выполнил своего обещания, данного еще в начале января.
- 12 января в Палате предпринимателей состоялось заседание, в ходе которого были изложены все эти вопросы. Представители КГА поняли: издание приказа об обязательном прохождении аудита было преждевременным. Были достигнуты определенные договоренности о том, что приказ будет отменен, а введение стандартов будет рассматриваться в течение нескольких лет, но лишь после того, как они будут внесены в национальное законодательство. Но почему-то на сегодняшний день отмены приказа не произошло, хотя нас заверяли в обратном, - объяснил Гольцев.
Проблема, по словам юриста, не в том, что приказ издан или отменен. И даже не в деньгах - хотя сам аудит стоит порядка 60 тысяч евро, а за консультации по его прохождению придется заплатить более миллиона долларов. Главная претензия связана с законностью приказа. По мнению истца, именно с юридической точки зрения нарушена последовательность принятия решения: прежде чем внедрять стандарты международной организации в нашей стране, Казахстан сначала должен вступить в это объединение, затем ратифицировать его документацию (или стандарты), и только после этого требования IOSA станут обязательными. Но государство не может быть членом неправительственной организации, в которую входят только юридические лица, а значит, и ратифицировать какие-то бумаги не получится. Однако Комитет гражданской авиации почему-то это не смущает.
- При этом, как того требует законодательство, международные договоры проходят сначала государственную экспертизу, затем их ратифицирует парламент, а потом президент подписывает соответствующий закон, - подчеркивает Евгений Гольцев. - Но в данном случае мы видим, что комитет гражданской авиации сокращает весь этот сложный процесс до одной подписи руководителя центрального органа. Для чего тогда у нас был принят Закон “О международных договорах РК”, для чего нужны научные экспертизы, для чего нужен вообще парламент?
Представитель комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Талгат ЕРЖАНОВ сразу же огорошил всех присутствовавших, заявив ходатайство, что отвечать за приказ должен не КГА, а “весь МИР”. Но министерство своего юриста в суд не направило. Вроде позиция ясная - поскольку решение принимают наверху, вот пусть там и отвечают.
- Мы же выслали все документы в министерство! - удивилась судья Дощанова. - Они даже отзыв не дали, получается?
- И мы отправляли письмо, которое зарегистрировано в канцелярии министерства, - показал бумагу юрист “Бек Эйр” Гольцев.
- Правила, которые обжалуются, принимались министром по инвестициям и развитию, а комитет гражданской авиации является структурным подразделением министерства, - объяснил Талгат Ержанов. - Так как акт принимался министерством, то и в качестве ответчика должно выступать министерство.
Но уклониться от выступления в зале суда юристу КГА все же не удалось - он вынужден был зачитать доводы своего ведомства. Само собой, комитет в первую очередь акцентировал внимание на том, что все мотивы КГА связаны исключительно с заботой о жизни и здоровье пассажиров. Безопасность полетов превыше всего!
- А что вы подразумеваете под понятием “безопасность полетов”? - спросил Евгений Гольцев.
- У нас тут что, экзамен?! - возмутился Талгат Ержанов.
- Хорошо. А что вы подразумеваете под понятием “регулярность полетов”? - настаивал представитель “Бек Эйр”.
- Я не буду отвечать на этот вопрос! - был ответ.
- У “Бек Эйр” безопасность и регулярность полетов - 99,99 процента. Это данные комитета гражданской авиации. Этого недостаточно, по вашему мнению? Для чего нужны новые требования? - поставил вопрос ребром Гольцев.
- Точно хуже не будет! - “аргументировал” юрист КГА.
В общей сложности первое судебное заседание продолжалось почти два часа. На следующую встречу в суде в обязательном порядке будут приглашены представители МИР - ведомства, чей приказ вызвал столь серьезный резонанс в отрасли и в обществе в целом. Может быть, они наконец объяснят, кому именно выгодно внедрять в гражданской авиации новые требования, которые увеличивают финансовые затраты авиакомпаний и в конечном итоге бьют по карманам пассажиров.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира Третьякова, Астана

Поделиться
Класснуть