Говорит и показывает Дубай
Думан НУРБАЕВ демонстрирует следователю, как упаковывал откаты.
Совладелец компании из ОАЭ рассказал в суде, как переводил деньги на счета фирмы сына Серика Ахметова
Концовка судебного рассмотрения эпизода о хищении денег со строительства карагандинского индустриального парка “Металлургия-Металлообработка” - одного из ключевых в деле Серика АХМЕТОВА (на правом снимке) - получилась нескучной. Двое причастных к перегону денег за границу предпринимателей полностью признают свою вину. А один из свидетелей специально приехал из ОАЭ, чтобы поделиться с судом деталями перечисления крупных сумм зарегистрированному на имя Данияра АХМЕТОВА предприятию.
Вкратце напомним: по версии следствия, Серик Ныгметович запустил подконтрольную замдиректора Казахстанской промышленной корпорации Альжану АКМОЛДАЕВУ фирму для выполнения субподрядных работ в индустриальном парке за взятку. В общей сложности было запрошено более 2 миллионов долларов, но фактически часть денег не была перечислена из-за возбуждения уголовного дела и последующих арестов карагандинских чиновников. Под стражу угодил и сам Акмолдаев. Теперь он и его бизнес-партнер из южной столицы Думан НУРБАЕВ, также выступающий в роли подсудимого, активно раскрывают тайны коррупционных взаимоотношений с бывшей властной верхушкой региона.
Позицию Альжана Акмолдаева мы излагали еще минувшей зимой (см. “Арабская вязь”, “Время” от 3.2.2015 г.). С тех пор она ничуть не изменилась: подсудимый продолжает утверждать, что имел несколько встреч как с самим Сериком Ахметовым, так и с его сыном. Со слов предпринимателя, именно Ахметов-младший предоставил ему реквизиты своей компании в Эмиратах Sahl Al Madina General Trading LLC для перевода отката. Акмолдаев при помощи Думана Нурбаева несколькими траншами переправил 1 миллион долларов за рубеж - сначала на счет принадлежащей его другу Каиржану МЕЙРАМБЕКОВУ фирмы Al Karada General Trading LLC, откуда деньги ушли конечному адресату.
В ходе судебных слушаний Нурбаев не только подтвердил версию компаньона, но и сообщил, что отдал ему еще 1 миллион долларов наличными. По словам Нурбаева, он понял так, что эта сумма тоже предназначалась лично для Серика Ахметова. Кроме того, г-н Нурбаев рассказал: он был вынужден пополнять карманы еще одного фигуранта дела экс-премьера - бывшего заместителя акима Карагандинской области Габита МУХАМБЕТОВА (именно с ним Думан контактировал по вопросам строительства объектов в индустриальном парке и поставок туда оборудования). Со слов предпринимателя, вначале была договоренность, что с каждого поступления авансовых платежей он должен будет возвращать “заказчику” 15 процентов. Однако, признается Нурбаев, впоследствии он был просто шокирован аппетитами “слуги народа”. К примеру, после перечисления первого транша в размере 237 миллионов тенге Нурбаеву позвонил доверенный человек Мухамбетова и попросил подготовить… 70-75 миллионов тенге!
- Я опешил, потому что это было слишком много, не в оговоренных рамках, - пояснил Думан Нурбаев. - Но мне сказали, что в итоге все выровняется.
И потому, продолжает Нурбаев, он покорно отстегивал требуемые суммы. Таким образом, к декабрю 2013 года ушло еще 292 миллиона тенге. Бизнесмен, конечно, нес убытки, но не унывал: ведь ему взамен обещали допуск к новым “объемам” (к тому времени Серик Ахметов уже стал премьером), и Габит Мухамбетов намекнул Нурбаеву: ему нужно готовиться к масштабным работам в рамках госпрограммы “Ак булак” (“Чистый родник”).
К слову, сторона обвинения предоставила суду снятую скрытой камерой видеозапись беседы руководителя следственно-оперативной группы Олеси КЕКСЕЛЬ с Нурбаевым. В ходе разговора г-жа Кексель полюбопытствовала: какими по габариту были передаваемые откаты? В ответ собеседник очертил руками внушительный прямоугольник - примерно с полметра. Наличные, с его слов, аккуратно утрамбовывались в пакет, а потом укладывались в чемоданы или рюкзаки...
Это видео, кстати, не единственное. Еще два видеоролика содержали разговоры между Нурбаевым и Акмолдаевым, которых оставили в кабинете следователя наедине. Замдиректора Казахстанской промышленной корпорации долго пытался выяснить у партнера обстоятельства таинственного исчезновения огромной суммы.
- Куда полтора миллиарда делись? - спросил Акмолдаев.
В ответ Нурбаев принялся рисовать какие-то схемы и цифры на листке бумаги. И в конце концов указал пальцем в сторону потолка, добавив: “Пас наверх!”. В ходе беседы он также озвучил фамилию Мухамбетова.
Примечательно, что бывший замакима области в суде назвал показания алматинского бизнесмена ложью, пытаясь уличить Нурбаева в нарушении предписанных правил нахождения на свободе под залогом. Попутно экс-чиновник озвучил весьма любопытную информацию.
- Говорили ли вы, что при недавней поездке в Алматы на вас напали люди от имени Серика Ахметова, угрожали жизни? Звонили ли вы мне по этому поводу? - поинтересовался Габит Мухамбетов.
- Да, звонил, - подтвердил Нурбаев. - Просил вас уточнить у Серика Ныгметовича, что это такое.
В их диалог тут же вмешался судья Исламхан ЕСЕНБАЕВ, сообщив, что без разрешения суда Нурбаев не имел права покидать Караганду и эта провинность будет учтена при вынесении приговора.
Довольно интересным получился и опрос свидетеля Каиржана МЕЙРАМБЕКОВА - того самого, что приехал из Дубая. Он полностью подтвердил покушения Альжана Акмолдаева о перечислении четырьмя траншами 1 миллиона долларов в арабскую компанию Данияра Ахметова. Свои слова он подкрепил выписками из счетов своей компании Al Karada General Trading LLC и фотографиями SMS-сообщений. Оказалось, бизнесмены вели на эту тему телефонную переписку и потом предоставили ее следствию.
По словам Мейрамбекова, Акмолдаев - его закадычный друг, который с давних пор ведет все дела его семьи. Поэтому просьбы Альжана о перегоне сумм в другую арабскую фирму его не смутили. Полностью доверяя своему “управделами”, Мейрамбеков даже не интересовался подробностями мнимых сделок, под которые были замаскированы откаты.
Дополнительную перчинку в эту историю добавил и сам Акмолдаев, вспомнив еще об одной встрече с младшим Ахметовым, случившейся незадолго до своего задержания:
- В сентябре 2014 года в Астане ко мне подошел Данияр. На тот момент уже был арестован аким Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ. Данияр спросил, видел ли я новости. Речь шла о проверках в Карагандинской области, и в том числе о проверке деятельности Серика Ахметова. Данияр попросил меня как-то завуалировать переводы денег. Принес два проекта договоров на 5 миллионов долларов якобы на покупку недвижимости: квартиры в Алматы и части бизнес-центра в Астане. На мой взгляд, какой-либо юридической силы эти документы не имели. Они были фиктивными абсолютно. Но Данияр настаивал, поскольку хотел обеспечить алиби денежным переводам. Я встретился с Каиржаном Мейрамбековым, который тогда находился в Астане, и попросил помочь... А через несколько дней меня арестовали, и я не знаю, что с этими документами дальше происходило.
Свет на последующие события пролил сам Мейрамбеков.
- Мне позвонил человек, сообщивший, что он от Альжана. Мы встретились с ним в Дубае в кофейне неподалеку от моего дома, - рассказал свидетель. - Он не представился, помню только, что это был молодой человек среднего телосложения в кепке. Принес мне готовые договоры, уже подписанные от имени Данияра Ахметова. Я подписал бумаги и взял по одному экземпляру себе, чтобы отсканировать и отправить Акмолдаеву. Потом попросту забыл об этих документах, поэтому не упоминал о них во время предварительного расследования. А сейчас привез их отсканированные копии, чтобы предоставить суду. Могу лишь добавить, что договоры фиктивные. У меня не было намерения приобретать упомянутое в них имущество. Такой недвижимости в моей собственности не было и нет, что подтверждает справка из ЦОНа.
В свою очередь защита Серика Ахметова уцепилась за тот факт, что “взяточные” переводы были не единственными сделками между двумя вышеназванными арабскими компаниями. Каиржан Мейрамбеков таких финансовых перемещений не припомнил, но не стал исключать, что дубайский совладелец его фирмы г-н Халид мог производить взаиморасчеты через Sahl Al Madina General Trading LLC с другими контрагентами.
Но больше всего Серику Ныгметовичу не дает покоя довольно длительная отсрочка по выплате якобы причитающихся ему денег. Согласно материалам следствия, с момента договоренности об откате до осуществления переводов прошел практически год.
- Что это за взятка такая, что спустя такое время дается? - вроде бы удивлялся подсудимый Ахметов. - Я бы, наверное, три шкуры с тебя сдернул. Куда б ты делся, Альжан?
В ответ Акмолдаев пояснил: начал делать переводы с того момента, когда сын экс-премьера предоставил ему реквизиты эмиратовской компании.
Правда, адвокаты экс-премьера Ахметова подметили: часть последнего транша - 200 тысяч долларов - возвратилась отправителю, то есть фирме Мейрамбекова.
Но даже если это так, то по поводу остальных трех траншей на общую сумму 800 тысяч “зеленых” защитникам Ахметова возражать было нечего...
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда