Большая разница
Не исключено, что алматинцы переплачивают за услуги государственных детских садов более чем в два раза!
Прокуратура Бостандыкского района Алматы проводит проверку, которая может повлиять на всю систему дошкольного образования южной столицы. Дело в том, что в апреле прошлого года городской акимат издал постановление, определяющее размер оплаты за услуги детских государственных садов. Согласно этому документу пребывание одного ребенка в дошкольном учреждении обходится родителям в 27 780 тенге в месяц, и в эту сумму входит оплата питания малыша, а также из этих денег складывается зарплата работников заведения и оплачиваются коммунальные услуги. Однако эти расчеты противоречат постановлению правительства 2013 года, согласно которому родители должны платить лишь за питание детей, а все остальные расходы берет на себя государство. Вот прокурорская проверка и должна прояснить, какой документ главнее - акиматовский или правительственный?
27 780 тенге - именно такая сумма была прописана в договоре, который предложили подписать алматинцу Виталию ТАШКОВУ в государственном детском саду №77, куда он планировал определить своего сына. Чтобы попасть в это дошкольное учреждение, отец семейства все сделал так, как требует закон: после рождения малыша поставил его в электронную очередь, а затем дождался звонка из садика.
Конечно, для рядового жителя мегаполиса 15 МРП за детсад - не очень дорого. Частники берут за свои услуги от 50 тысяч и более. А в элитных заведениях месячная плата может доходить до 150 тысяч, при этом единовременный платеж, который берут при зачислении ребенка, составляет до 400 тысяч тенге. Фактически нахождение ребенка в таком детском саду выходит дороже, чем обучение в лучших вузах страны! Но что поделаешь - рынок, и позволить себе такие траты могут только самые богатые казахстанцы. А для простых граждан государство организует свои дошкольные заведения, тарифы в которых должны быть приемлемыми для большинства жителей.
Однако Виталий Ташков усомнился, что 27 780 тенге - это правильная сумма, на что ему показали постановление акимата Алматы от 15 апреля 2014 года за номером 2/250, в котором черным по белому написано: 15 МРП - это установленный городскими властями тариф. К слову, в других городах услуги детсадов стоят на порядок меньше - 8-10 тысяч тенге. Виталий Ташков попытался оспорить предложенную ему для оплаты сумму, но в итоге с ним просто не заключили контракт. И тогда он пошел в суд.
Первое заявление в Бостандыкский райсуд мужчина подал еще в начале июля, однако оно не было рассмотрено из-за процессуальных нарушений. Будущий истец устранил их, и дело поступило к судье Нурлану НУРМАХАНБЕТОВУ. Казалось бы, суть его была достаточно проста. Тем более что в договоре все четко расписано: из 15 МРП
12 600 тенге идет на питание ребенка, а 15 180 - в счет зарплаты персонала, оплаты коммунальных услуг, налоговых и социальных отчислений детсада № 77. Нужно лишь сравнить положения контракта с содержанием постановления правительства республики за № 499 от 17 мая 2013 года. В этой бумаге есть раздел “Типовые правила деятельности дошкольных организаций”, а в нем - пункт № 14, где указано: размер ежемесячной платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в государственных дошкольных организациях, устанавливается учредителем. В данном случае - акиматом Алматы. Но в том же постановлении правительства есть важное разъяснение: плата за пребывание ребенка в дошкольном учреждении - это 100 процентов затраты на питание малыша. То есть в кабинете министров решили твердо: детские сады могут брать деньги только на еду ребенка. Ни про какие коммунальные услуги и зарплату персонала там нет ни слова. Впрочем, это и логично - на то садики и государственные, чтобы государство брало на себя часть расходов.
В общем, все яснее ясного. Но судье потребовалось более полутора месяцев, чтобы разобраться во всех деталях! Дело в том, что признать незаконным постановление городских властей он мог бы только в том случае, если бы среди ответчиков по делу был сам акимат. Однако иск был подан против ГККП “Ясли-сад № 77”. Поэтому служитель Фемиды обязал детский сад заключить договор с Ташковым, правда, без изменения суммы оплаты, и мог бы на этом остановиться. Но судья Нурмаханбетов решил, что нужно разбираться в противоречии двух документов государственных органов до конца, и издал частное определение в отношении акимата. Согласно ему Бостандыкская районная прокуратура должна установить, соответствует ли постановление городских властей №2/250 действующему законодательству.
Фактически в надзорном органе сейчас должны поступить предельно просто: положить рядом два документа - акимата и правительства - и определить, какой из них важнее. Логично предположить, что подпись премьер-министра в нашей республике “весит” больше, чем автограф любого из региональных руководителей. Это означает, что постановление акимата от 13 апреля 2014 года может быть признано незаконным. А если это так, то плата за детей во всех государственных садах Алматы должна быть пересмотрена, и тогда родители будут платить те самые 12 600 тенге, которые прописаны в договоре в качестве оплаты питания ребенка - и все.
Не менее важен и другой аспект. Если постановление акимата потеряет свою силу, могут ли родители потребовать возврата переплаты? Ведь нетрудно подсчитать, что только за одного ребенка в том же ГККП “Ясли-сад № 77” за год переплатили почти 200 тысяч тенге! А если умножить ту базовую сумму на всех алматинских детей, которые посещают государственные детские сады в полуторамиллионном городе?..
Одним словом, в прокуратуре Бостандыкского района сейчас должны взвесить все “за” и “против” в этом любопытном деле. На тенговом кону - милли… Впрочем, не будем забегать вперед.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы