Юра неизвестный
Новое пристанище горемык.
Пасшие на лугу скот жители села Мерке невольно стали свидетелями жуткого зрелища: на пустырь подъехал грузовик, и оттуда в вырытую заранее яму были сброшены пять трупов, завернутые в черный целлофан…
Николай ШАЛЯКИН (на снимке) до сих пор не может спокойно говорить об этом.
- Я после увиденного четыре ночи не спал, -
рассказывает Николай. - На наших глазах было совершено такое святотатство! 20 апреля мы с товарищем пасли коров, вдруг видим: экскаватор подъехал и начал рыть яму. А за ним грузовик ГАЗ-53. В кузове находились несколько человек в медицинских масках и каких-то блестящих халатах. “Инопланетяне, что ли, к нам прибыли”, - пошутил я. Решил подойти поближе. А дальше мне стало не до шуток: кузов грузовика поднялся, и в яму полетели человеческие тела, завернутые в черный целлофан. Но завернутые не полностью: передо мной мелькнули чьи-то голые ноги…
“Что же вы творите, варвары? Разве ж можно так относиться к покойным! Не по-человечески это и не по-божески!” - пытался образумить пришельцев Николай. Какой там! Сбросив трупы в братскую могилу, они еще и проехали по ней, уничтожая следы.
Николай поспешил к соседу: коренной житель Мерке Анатолий БАННИКОВ (на снимке) без малого тридцать лет проработал в органах внутренних дел, а сейчас на заслуженном отдыхе. Уж он-то должен знать, как поступать в таких случаях! Но произошедшее и отставного полковника привело в замешательство.
- Сколько лет живу, но с подобным отношением к мертвым сталкиваться не приходилось, - хмурится Анатолий. - Я в Афгане служил, но даже в той экстремальной обстановке не было такого бессердечия. Погибших, рискуя жизнью, с мест боев по кусочкам собирали и в цинковых гробах вывозили на родину. А тут людей, как мусор, вывалили… После того как Николай мне рассказал о случившемся, я решил лично удостовериться. Приехал на это место: оно находится под горой, на которой расположено православное кладбище. Когда-то это кладбище хотели расширить за счет низовья, но санитарные врачи не разрешили: здесь грунтовые воды близко, к тому же паводковая зона - русло реки Меркенки. Какие здесь могут быть захоронения?! Чтобы завтра продукты распада трупов оказались в колодцах сельчан? Ну вот я пришел и наблюдаю: земля свежая, видно, что копали. При этом никаких табличек. Я тут же позвонил в районный акимат и РОВД. Результат нулевой. После этого позвонил вам.
Приехав в Мерке по звонку Анатолия Банникова, сразу направляемся на место происшествия. По нашему предположению, так бессердечно близ русла Меркенки захоронили бомжей, которых никто не забрал из морга.
- На такого рода захоронениях обязательно присутствует следователь, во всяком случае, в наше время так было, - поясняет отставной полковник Банников, некогда возглавлявший Меркенский РОВД. - Ведь по каждому неустановленному трупу возбуждается розыскное дело, и лишь убедившись, что все средства для установления личности умершего исчерпаны, следователь выносит постановление о захоронении. При
этом контролирует соблюдение процессуальных норм. А они важны, ведь вполне может оказаться, что умершего разыскивают родные. И где они будут искать своего родственника? В братской могиле?
- А последнее время они так и хоронят, - подключается к нашему разговору еще один местный житель Бердали КУЛЬБАЕВ (на снимке). - Я здесь рядом живу и постоянно наблюдаю, как покойников закапывают - особо не заморачиваясь…
На кладбище обнаруживаем: вероятно, в связи с нашим приездом несчастные, которых свалили в яму в низине, срочно перезахоронены наверху холма, прямо у кладбищенской ограды. Свежие могилы (одна из которых пуста!) венчают деревянные кресты по виду полувековой давности, очевидно, взятые со старых погребений. Только один крест стоит правильно, а остальные - задом наперед. К каждому кресту прилеплена бумажка. На бумажках карандашом выведено буквально следующее: “Неизв. муж №37”, “Неизвестный Юра №43”, “Прокопьева №170”, “Неизв. жен. Керимбаева №178”. Видно, похоронщики так торопились, что не подумали о том, что “неизвестной Керимбаевой” вроде как полумесяц положен…
Отправляемся к акиму Меркенского сельского округа Есболу КОСУАКОВУ (на снимке) прояснить ситуацию. Аким оказался самокритичен: на вопрос, не болит ли у него душа после всего этого, отвечает со вздохом:
- Конечно, болит. Не по-человечески поступили…
- А свою вину вы усматриваете в том, что такое произошло на вверенной вам территории?
- Наверно. Раз территория моя - я должен отвечать. Мы заключили договор с подрядчиком на 170 тысяч тенге…
- И эти, с позволения сказать, “похороны” стоят 170 тысяч?
- Нет...
- А почему захоронили на пустыре? Завтра же паводком все это смоет…
- Смоет, смоет…
- Вы согласны, что это нарушение всех санитарных норм?
- Согласен.
- И какие меры приняли?
- Никаких.
- А кто перезахоронил покойников?
- Подрядчик, наверное.
- И что вы намерены делать дальше?
- Исправим. И впредь не будем допускать.
Не внесла никакой определенности и встреча со следователем Меркенского РОВД Айдосом МУСАБЕКОВЫМ (на снимке), который ведет дело, все-таки возбужденное по статье “халатность”. Следователь сослался на тайну следствия и отказался что-либо пояснять. Неудивительно: его коллегам наверняка придется объясняться по поводу нарушений при захоронении.
И только прокурор Меркенского района Сакен ТОЛЕУОВ (на снимке) смог пролить некоторый свет на эту историю. Оказалось, что умершие не такие уж неизвестные. Во всяком случае, у каждой из двух женщин оказались и имя, и фамилия. К примеру, Карлыгаш КЕРИМБАЕВА 1968 года рождения “найдена 26.12.2014 г. на территории Центрального рынка села Кулан. Причина смерти: общее переохлаждение организма”. 66-летняя Ксения Петровна ПРОКОПЬЕВА, обнаруженная во дворе жилого дома (своего? чужого?) села Лугового, скончалась от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Почему их тела оказались невостребованными - остается неясно. Также возникают вопросы по поводу ухода в мир иной “мужчины по имени Толик”, обнаруженного в песках Рыскуловского района. О Юрии КРАЙНОВЕ, который был похоронен вообще без вскрытия(!), и говорить не приходится - сразу появляется мысль: кому и зачем нужно было стереть все следы его пребывания в этом мире? Непонятно также, куда делся пятый труп - ведь одна могила оказалась пуста.
- Все это мы будем проверять, и уже назначены судмедэкспертизы, в том числе по двум трупам - молекулярно-генетические, - поясняет районный прокурор. - В этой истории действительно много белых пятен. Но достоверно установлено, что 14.4.2015 года акимом Меркенского сельского округа Косуаковым был заключен договор с ИП “Дарабоз” в лице Галыма ТАШТАНБЕКОВА по оказанию услуг захоронения пяти невостребованных трупов на сумму 170 000 тенге на основании Закона РК “О государственных закупках”. Таштанбеков в свою очередь нанял работника котельной Меркенской ЦРБ Андрея ИВЧЕНКО, который, якобы получив 90 тысяч тенге, непосредственно производил захоронение. Но следствие это проверит, и в ходе расследования будет определена степень ответственности акима сельского округа и должностных лиц ЦРБ, в чьем ведении находится морг. Кроме того, мы инициировали проверку расходования бюджетных средств при захоронении невостребованных трупов за последние пять лет. И еще одно направление нашей проверки: деятельность сотрудников полиции, которые все пустили на самотек.
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область
Комментарий в тему
Гусейн НАСИРОВ, независимый судмедэксперт, юрист-правовед:
- Я в ужасе от этой истории! Существует строгий регламент производства экспертизы трупов неустановленных лиц и порядок их захоронения. Каждый труп обязательно хоронится отдельно и в деревянном гробу независимо от вероисповедания. На могиле устанавливается железный колышек с табличкой, где указываются номер захоронения и все известные данные о покойном. Никаких братских могил в нашем законодательстве не предусмотрено. А данная ситуация наводит на мысль о старом испытанном способе сокрытия криминальных трупов, когда их зарывают вместе с прочими невостребованными! Я бы на это дело обратил самое пристальное внимание правоохранительных органов: не исключено, что здесь не только халатность, но и более тяжкие преступления… В особенности в отношении не подвергнутого экспертному исследованию Юрия Крайнова.