Пахать - не закон ворочать!
Земля, кормившая людей с давних пор, теперь для них недоступна.
Прокуратура Костанайской области добилась в суде запрета на работу сотням жителей четырех сельских округов Карабалыкского района - Славенского, Михайловского, Бурлинского и Боскольского. Крестьянские хозяйства отныне не могут ни зерно сеять, ни скот пасти, чем они занимались здесь с давних пор.
Сыр-бор разгорелся из-за того, что еще в 2006 году на территории Михайловского лесхоза был основан зоологический заказник. Его внесли в перечень особо охраняемых природных территорий, однако статуса самостоятельного юридического лица он не получил. И даже земли, на которых заказник обозначен, не претерпели никаких юридических изменений: они как были территориями лесфонда, так ими и остались. Государство, позаботившись о расширении популяции животных в Михайловском заказнике, определило, что лесхоз будет жить по прежним правилам - проводить лесозащитные работы и распоряжаться лесом и землей с учетом специфики зоологического заказника, в котором запрещена всякая охота на зверей и птиц.
- Для нас законом предусмотрено ограничение хозяйственной деятельности, но никак не полное запрещение! - объясняет представитель лесхоза, инженер по охране и защите леса Александр БОЖЧЕНКО. - В лесхозе есть пашни, есть сенокосные земли, они должны использоваться. Если мы прекратим на них работать, они зарастут высокой травой и станут пожароопасными. Крестьяне всегда проводили спецобработку используемых ими земель, чтобы не допустить лесных пожаров. Это было удобно и выгодно всем. У лесхоза на то, чтобы самостоятельно вести такие работы на десятках тысяч гектаров, нет ни сил, ни средств.
Между тем пахотных земель в Михайловском лесхозе - 30 тысяч гектаров, сенокосных - свыше 20 тысяч. Общая площадь территории заказника - 76,8 тыс. га! Страшно даже представить, чем обернется полный запрет на пользование этими землями для крестьянских семей, для лесного хозяйства и для всей местной экосистемы. А все из-за того, что костанайские правоохранители приравняли заказник, существующий без образования юридического лица, к заповеднику! То есть к землям, которые использовать нельзя. И суд поддержал их.
- Скажите, пожалуйста, - обратился на процессе к прокурору руководитель крестьянского хозяйства Александр КУЗЬМИНЫХ, - вот прокуратура печется о том, чтобы норку кто-то ненароком не повредил, суслика не задавил… А вы думали о том, как теперь жить сотням людей, чей единственный источник дохода - земля, на которой они работают?
- Мы действуем только на основании закона, и ничего больше, - ответствовал ему прокурор.
Но в том-то и дело, что закон этот разными людьми и организациями трактуется по-разному. К слову, существует разъяснительное письмо комитета лесного хозяйства и животного мира Минсельхоза РК, в котором сказано, что в деятельности лесхоза и крестьян нет нарушений закона об особо охраняемых природных территориях. Но оно почему-то не впечатлило прокуроров и судей. Они попросту закрыли глаза на то, что Михайловский лесхоз существует уже 60 лет и все это время на его землях работали люди.
Однако председатель кассационной коллегии Костанайского облсуда Галымжан МЫРЗАКЕ дал понять крестьянам и лесникам, что у них еще не все потеряно:
- Почему вы считаете, что не вправе выдать крестьянам лесные билеты в этом году вновь? - сказал он на процессе, обращаясь к главному инженеру лесхоза.
- Да потому что нам так говорит прокуратура! - ответствовал обескураженный лесник Божченко.
- Суд не выносил запрета на дальнейшую выдачу билетов, - заявил судья. - Вот только у лесников нет никакого желания играть с прокурорами в кошки-мышки. Вот и крестьянин Кузьминых уехал из суда домой в полном недоумении.
- У меня с осени там приготовлены пары, мы работаем по современным технологиям, - говорит аграрий. - Теперь, выходит, я потерял право зайти туда с техникой, посеять зерно. Как будут жить наши семьи? Не понимаю, что происходит…
Что и говорить, неплохую свинью подложили костанайские законники. Тем временем крестьяне Карабалыкского района уже сплотились в инициативную группу, которая полна решимости дойти до самых высоких инстанций и добиться права на работу и нормальную жизнь.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай