12262

Минюст, ты не прав!

Назревает скандал между руководителями Министерства юстиции страны и частными судебными исполнителями: последние недовольны тем, что ведомство вмешалось в деятельность негосударственной структуры, назначив председателем правления Республиканской палаты частных судебных исполнителей Сергея ЛИ, бывшего руководителя Республиканской коллегии частных судисполнителей.

Несмотря на определение суда, запрещающее г-ну Ли перерегистрировать устав, распоряжаться имуществом и деньгами коллегии, новая палата, как утверждают в Алматинской коллегии частных судебных исполнителей, была зарегистрирована в рекордно короткие сроки - за два дня! (По действующему законодательству перерегистрация в органах юстиции занимает до двух месяцев).
“Частники” из южной столицы написали коллективные жалобы руководителю администрации президента Нурлану НИГМАТУЛИНУ, генпрокурору Асхату ДАУЛБАЕВУ и председателю Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрату КОЖАМЖАРОВУ. Частных судисполнителей интересует: какую цель преследовало Министерство юстиции, инициировавшее поправки в закон, улучшающий условия для предпринимательской деятельности? По словам председателя регио­нальной коллегии частных судебных исполнителей Алматы А. КАЙДАРОВА, они не имеют никакого отношения к предпринимательской деятельности. Более того, поправки в закон ухудшили их положение, на что обратили внимание в государственно-правовом отделе администрации президента, внеся замечания. Но, как уверяют частные судисполнители, в Минюсте эти пробелы почему-то не устранили.
По мнению г-на Кайдарова, за этим стоят некие заинтересованные чиновники.
16 февраля нынешнего года Минюст провел съезд частных судебных исполнителей, на котором сформировали орган управления палатой и избрали ее членов.
- Это прямое вмешательство министерства во внутренние дела негосударственного органа, что противоречит Конституции страны, - говорят в Алматинской коллегии частных судисполнителей. - На этом же съезде назначили председателем Сергея Ли. Он предлагает нам вступить в эту палату причем одним бесплатно, другим с уплатой членских взносов - 15-20 тысяч тенге ежемесячно. В стране около 600 частных судисполнителей - нетрудно посчитать, сколько денег поступит в палату. Причем мы уже не сможем контролировать свои расходы - это возложено на президиум палаты. А руководителей филиалов теперь назначают, а не выбирают, как было раньше. Конечно, такие денежные потоки (только годовой взнос превышает полмиллиона долларов!) легче контролировать, когда назначаешь своих доверенных людей на руководящие посты. Но в таком случае зачем вообще создавали институт частных судисполнителей?
Частники утверждают: за три года их деятельности повысилось качество исполнения судебных производств. Значительно сократились жалобы и обращения граждан на бездействия судисполнителей (три года назад ситуация настолько обострилась, что стала главной темой обсуждения деятельности судисполнителей на республиканском общественном совете по противодействию коррупции при партии “Нур Отан”). Кроме того, частники уменьшили нагрузку на коллег из государственного института судисполнителей и пополнили бюджет за счет налоговых и других отчислений от своих доходов.
Из письма частных судисполнителей генпрокурору А. Даулбаеву:
“На нас давят, вынуждая вступить в республиканскую палату. Между тем продолжаются судебные разбирательства по факту незаконной регистрации этой палаты. Но Министерство юстиции лоббирует и защищает интересы г-на Ли. Мы ответственно заявляем, что ему не доверяют многие частные судебные исполнители. Минюст призван осуществлять правовое обеспечение деятельности государства, поддерживать режим законности в работе госорганов, организаций, должностных лиц и граждан и обеспечивать их защиту. Однако на деле выходит наоборот...”.
Как выяснилось, раньше Сергей Ли и некоторые члены правления служили в ныне упраздненном комитете по исполнению судебных актов Министерства юстиции.
- Видимо, это одна из причин, по которой вместо того, чтобы защищать наши интересы, вносить изменения и дополнения в законодательство, устраняющие его пробелы и недоработки, в палате инициировали законопроект, противоречащий нашим интересам. Более того, на нас стали давить. Например, присылают письма с угрозами: мол, не вступите в палату, приостановим деятельность и отзовем лицензии. С 4 марта департамент юстиции Алматы отказывается принимать корреспонденцию частных судебных исполнителей, не членов палаты. Практически наша деятельность парализована, - резюмировал г-н Кайдаров.
Частники надеются, что первые руководители центральных государственных органов, куда они направили свои письма, тщательно во всем разберутся и дадут правовую оценку отдельным чиновникам. Особенно тем, кто захотел контро­лировать институт частных судебных исполнителей и денежные потоки, поступающие в республиканскую палату в качестве членских взносов, процентов от взысканной суммы и т. д.

Тохнияз КУЧУКОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть