6418

Нарисовали и списали

RAV4 после столкновения с автобусом.

Дедуктивный метод Шерлока Холмса по сравнению с методами работы департамента внутренних дел Жамбылской области - детские шалости. К примеру, дознаватель Жасулан ТАНИКЕЕВ расследует ДТП с помощью компьютерных технологий, а именно - с помощью программы для создания векторной графики CorelDraw.

…В Казахстане многим было известно имя журналиста газеты “Аргументы и Факты. Казахстан” Александры ЯСТРЕБОВОЙ (НЕСМЕЕВОЙ). Ее материалы всегда были острыми и резонансными. Пишу о ней в прошедшем времени, потому что 12 августа 2013 года Саши не стало. Она ушла из жизни слишком рано - в 34 года.
В тот день Саша зашла на сайт “Одноклассники”, чтобы сообщить своим родным и близким из Жезказгана (откуда она родом), что собирается провести отпуск в родном городе.
В 4 часа дня она вместе с мужем Игорем ЯСТРЕБОВЫМ (капитан полиции, старший инспектор УДП Алматы) и двумя детьми - 12-летним сыном Данилой и 5-летней дочкой Катей - на своей машине Toyota RAV4 отправилась в неблизкий путь. За рулем был Игорь.
Около 9 часов вечера на 298-м километре трассы Алматы - Астана их автомобиль столкнулся с пассажирским автобусом Setra, ехавшим из Караганды. За рулем автобуса находился Елюбай ЖАНТЕМИРОВ, 1979 года рождения. В результате столкновения автобус и “тойота” оказались на обочине, причем с той стороны полосы движения, по которой двигался RAV4. Саша, Игорь и Данила скончались на месте. Катя выжила только чудом, но получила тяжелые травмы и впоследствии перенесла две сложнейшие операции.
Так как ДТП произошло в Мойынкумском районе, расследовать его причины было поручено старшему дознавателю Мойынкумского РОВД лейтенанту полиции Е. ТАЖИ. Он возбудил уголовное дело по статье 296-й части 3-й “Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц”. Напомним, согласно данной статье, виновный в ДТП наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Согласно материалам дела и схемам ДТП, вырисовывалась ясная картина: автобус под управлением Жантемирова выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с “тойотой”.
Однако водитель автобуса утверждал, что это “тойота” выехала на встречную полосу, причем автомобиль двигался с выключенными фарами. Те, кто знал Игоря и Сашу лично, в эту версию не верят: они оба строго соблюдали правила дорожного движения и не нарушали их ни при каких обстоятельствах.
В результате в сентябре 2013 года была назначена трассологическая экспертиза. Ее проведение поручили эксперту меркенского отделения Института судебной экспертизы (ИСЭ) по Жамбылской области. Однако эксперт не мог определить расположение машин на момент ДТП относительно элементов проезжей части. В феврале 2014 года была назначена дополнительная экспертиза. На этот раз ее проводили эксперты из Тараза. Впрочем, они, как и их меркенский коллега, не смогли определить, кто же вылетел на встречку.
К тому времени дело уже было передано в ДВД Жамбылской области. Что интересно, результаты обеих экспертиз ничуть не смутили дознавателя Жасулана Таникеева, который 18 марта 2014 года вынес постановление о прекращении уголовного дела в связи со смертью виновного лица, то есть Игоря Ястребова.
Хотите узнать, как дознаватель определил, кто был виноват в том страшном ДТП? С помощью свидетельских показаний пассажиров автобуса, в том числе второго водителя автобуса В. ШЕМПЕЛЯ. Согласно постановлению, трое из пяти свидетелей поддерживают версию Жантемирова, остальные видели только сам момент столк­новения и не смогли сказать точно, на чьей полосе движения произошло ДТП. Далее дознаватель Таникеев приводит результаты дедуктивного метода, который может совершить революцию в области дознания.
Привожу цитату из его постановления: “С помощью компьютерной программы “Корал Драйв” путем сопоставления ТС на проезжей части под 169 градусов выведены 3 варианта столкновения: 1. На полосе “тойоты” РАФ-4. 2. На середине проезжей части. 3 . На полосе автобуса. В результате сопоставления более вероятным является столкновение ТС на полосе автобуса”.
Тут следует отметить, что компьютерная программа “Корал Драйв” (CorelDraw) - это векторный графический редактор, предназначенный для создания полно­цветных векторных иллюстраций и макетов страниц. Программа в основном используется начинающими художниками, профессиональными иллюстраторами, дизайнерами, редакторами буклетов, книгоиздателями и т. д. Однако, как видите, в этот список теперь входят и дознаватели...
Интересно и то, что о закрытии дела мать Саши Валентина НЕСМЕЕВА (на снимке) узнала только в июле, да и то от своего адвоката Балкыбека БОРАНОВА. Именно он, обратившись с жалобой к прокурору Жамбылской области Е. СЫБАНКУЛОВУ, смог добиться отмены постановления о прекращении уголовного дела как незаконно вынесенного. Дело было вновь направлено в Мойынкумский ДВД, на сей раз дознавателю Ж. КЫРГЫЗБАЕВУ.
Кстати, в сентябре и октябре текущего года независимыми экспертами Николаем КОВАЛЕВЫМ и Павлом СТРЕЛЬЦОВЫМ, к которым обратилась Валентина Несмеева, были вынесены два заключения по данному ДТП. Согласно экспертной оценке, именно автобус выехал на встречную полосу. Второе заключение касалось показаний свидетелей о том, что RAV4 двигался с выключенными фарами. Эксперты уверены: на момент ДТП RAV4 двигался с включенными в режиме ближнего света фарами.
Однако у органов дознания, как правило, независимые экспертизы не в чести. А потому г-н Кыргызбаев решил провести очередную экспертизу - теперь уже в ИСЭ по Южно-Казахстанской области. Правда, эксперты Ш. ТЫСЫБАЕВ и Б. АЛИЯКБАРОВ также не смогли помочь: согласно их заключению, определить, на чьей полосе движения и под каким углом произошло столкновение, не представляется возможным.
Валентина Владимировна, придя к нам в редакцию, изо всех сил сдерживала слезы.
- Родственники Жантемирова предлагали нам деньги, чтобы мы заключили мировое соглашение, - говорит она. - Мы согласились взять деньги под расписку, что они будут потрачены на лечение Кати. Но их это не устроило. Сказали, что в таком случае ничего нам не дадут, так как им деньги нужнее. Ну если им нужнее, пусть у них и будут. Бог им судья. Тем более что никакие деньги не смогут вернуть к жизни Сашу, Игоря и Данилу. Слава богу, что с Катей все нормально. Ни в физическом, ни в умственном развитии отставания нет. Но я не представляю, как ей жить дальше без отца, без матери, без брата! Больше всего меня возмущает тот факт, что полицейские волокитят это дело, что они его даже прекращали. Ведь Игорь был их коллегой, пусть и из другой области.
- А почему Алматинское УДП не принимало в расследовании участия?
- Коллеги Игоря здорово помогли материально и взяли организацию похорон на себя. Но от участия в расследовании они отстранились, чтобы это не выглядело как оказание давления на следствие и чтобы потом никто не сказал, что они выгораживают своего товарища... Я, кстати, в августе уже обращалась с открытым письмом на блог министра внутренних дел Калмуханбета КАСЫМОВА. Он ответил, что о результатах повторного расследования нам сообщат, но никаких известий к нам с тех пор не поступало. Более того, нашему адвокату не дают ознакомиться с материалами этого дела. Сейчас у нас одна надежда на прокуратуру.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Романа ЕГОРОВА и из архива В. НЕСМЕЕВОЙ, Алматы

От редакции Мы направили официальный запрос на имя заместителя министра внутренних дел Рашида ЖАКУПОВА с просьбой дать оценку действиям органов дознания и прокомментировать использование графического редактора CorelDraw для установления картины ДТП. Однако на момент выхода материала ответа от г-на Жакупова мы так и не получили.

Поделиться
Класснуть