3835

Ради нескольких строчек в Казнете

В начале было слово. Вернее, набор слов, из которого практически невозможно было выделить мысль и понять суть вопроса, который пытался сформулировать человек, позвонивший ранним утром 25 ноября на мобильный телефон главному редактору газеты “Время” Льву ТАРАКОВУ. Он представился корреспондентом карагандинского издания “Взгляд на события”. Коллега, с трудом формулировавший мысли, пытался объяснить, что у него есть важная информация, которую он готов предоставить. Речь шла о каком-то судебном иске. Но понять его бессвязный набор слов (запись разговора имеется в редакции) не представлялось возможным. Затем посыпались звонки от коллег, которые предупредили: некто с энтузиазмом распространяет по социальным сетям “сенсацию”. А заключалась она в том, что главный редактор газеты Лев Тараков выступил одновременно истцом и ответчиком по одному и тому же делу, то есть судится сам с собой. Что тут сказать? Видимо, несмотря на обильный снегопад, у некоторых осеннее обострение до сих пор не завершилось. Действительно, трудно дружить с собственной головой, если она отягощена концепцией “монетизации честной журналистики” и ее обладатель не способен находить в жизни иные радости, кроме чужих неприятностей.

Тут следует пояснить, что в справочнике по судебным делам Единой автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов (ЕАИС) Казахстана была размещена информация о судебном иске издательства “Время” к судебному исполнителю. Но те, кто разместил эту информацию, допустили техническую ошибку, перепутав истцов (в числе которых издательство газеты “Время” и главный редактор Тараков) с ответчиками. Такое, согласитесь, бывает. Все-таки люди - не роботы.
Другое дело, что “сенсацию”, после того как она просочилась в социальные сети, с радостью принялись распространять и обсуждать немногочисленные блогеры. Сами ли или с чьей-то подачи - у нас нет задачи разбираться в этом. Но этот случай широко и наглядно не только продемонстрировал “профессионализм” казахстанских так называемых блогеров, но и расставил все точки над “i” в разгоревшейся не так давно на просторах Казнета войне “Блогеры против журналистов”.
Между тем на Западе эта война закончилась еще несколько лет назад. Известный американский стартапер и журналист Джоли О’ДЕЛЛ еще в 2010 году опубликовал ряд статей на своем блоге, посвященных этой теме. Согласно его заключениям репортеры - это не творческие люди, а техники, которые просто делают новости. Блогер же стремится разобраться в вопросе, но описывает его исключительно со своей колокольни. При этом блогер - это человек, который ведет свой личный блог на любой блог-платформе, не прячась под фальшивыми именем и аватаркой. Если рассматривать ситуацию в Казахстане с этой точки зрения, то у нас блогеров почти нет. Есть только пользователи социальных сетей, таких как Facebook или Twitter. Причем еще и не перепроверяющие, как свидетельствует вышеописанная ситуация, информацию.
Тем не менее госструктуры и частные компании в последнее время все чаще организовывают блог-туры. Этот факт вызывает удивление, ибо назваться блогером у нас может фактически любой человек, имеющий аккаунт в соцсетях. И когда журналисты стали поднимать вопросы доверия к таким вот авторам, блогеры стали обвинять их в зависти: мол, вы не хотите терять рекламные бюджеты, которые теперь перепадают нам. В разгоревшейся словесной перепалке приняли участие многие известные в Казахстане личности. К примеру, финансист Айдан КАРИБЖАНОВ на своей страничке в Facebook написал следующее: “Читая искрометные репортажи и глядя на жирную улитку из очередного блог-тура, что-то мне подсказывает, что вас, ребята, скоро уволят из гламурного блогерства, придется опять славить народное Айпио и внучатые филиалы нацкомпаний”. Эстафету бизнесмена подхватил главный редактор сайта казахстанской версии журнала Forbes Вадим БОРЕЙКО: “Профессиональный журналист пишет полноценный, с большим количеством фотографий, где не ахи-охи про восходы-закаты-лагуны и другие эмоции, а интервью с компетентными людьми, расклады по деньгам и прочие news you can use. Я не могу понять эффективности этого маркетинга - через блогеров”.
Дабы разобраться, кто же действительно более полезен обществу - традиционные СМИ или их интернет-подражатели, мы решили пообщаться на эту тему с самым известным в Казахстане блогером Алишером ЕЛИКБАЕВЫМ (на снимке справа) и политологом Маратом ШИБУТОВЫМ (на снимке слева).
- Вопрос, кто круче, поднимают не блогеры, журналисты, которые теряют деньги, причем вполне конкретные, - считает Еликбаев. - Если раньше рекламодатель шел в СМИ, то сейчас он предпочитает обходиться более дешевой рабочей силой - блогерами.
Еликбаев напоминает: он предупреждал медийное сообщество о таком развитии событий еще несколько лет назад.
- Я предупреждал тогда главных редакторов, чтобы они развивали свои сайты. Но мне не верили: считали, что наши люди вырастут, перестанут играть в блоги и начнут снова покупать газеты. Но ведь этого не случилось. Каждый год издания теряют часть своей аудитории, а потому рекламодатель - банки, сотовые компании и т.д. - ушли к блогерам, которые были дешевле СМИ, но работали при этом лучше.
- Работали?
- Да, это тоже ближайшее будущее, потому что люди перестанут доверять блогерам, которые сегодня одно поют, а завтра другое. Это проблема завтрашнего дня. Помню, еще три-четыре года назад в пресс-туры брали три телеканала, одно информационное агентство, несколько газет и меня одного в качестве блогера. Потом, в определенный момент, блогеров стало два, затем три - за счет сокращения числа журналистов. Сейчас могут взять в поездку 50 блогеров, потому что они дешевле одного представителя канала. То есть за бюджет одного телеканала ты можешь взять пучок блогеров. Пусть не очень хорошего качества, с маленькой аудиторией, но это, по большому счету, и не важно.
- Зато журналисты тщательнее “фильтруют базар”.
- Да. Потому что у журналиста есть редактор. Есть политика издания. А блогер - сам себе хозяин. Ему не надо согласовывать текст с рекламным отделом, а потому он гораздо быстрее. Но при этом блогеру можно втюхнуть любую фигню: что-то высветить, а что-то скрыть. С журналистами такое не прокатит.
- Тебя называют одним из застрельщиков моды на блог-туры.
- Это все пошло не от меня, а от премьер-министра России Дмитрия МЕДВЕДЕВА, а затем от блогера Алексея НАВАЛЬНОГО. Это они создали моду на блогинг. И это автоматически мимикрировало у нас в Казахстане. У нас тут же чиновники стали заводить аккаунты в социальных сетях и создавать свои списки блогеров. Поэтому не могу сказать, что я основоположник всего, потому что есть большая разница между мной и большей частью блогеров: я журналист по образованию, я чту кодекс журналистской этики, я никогда ни на кого не нападаю, не занимаюсь черным пиаром, и, самое главное, я никогда не беру денег за свои посты. Этим я и отличаюсь.
- Когда везут в блог-тур тебя или Александра ЦОЯ - это понятно. Но кто те остальные 50 блогеров?
- Есть очень много блогеров, взращенных официальной Астаной. Когда там поняли, что не могут взаимодействовать со мной и некоторыми другими блогерами, потому что мы не занимаемся некоторыми вещами, они стали создавать свою армию блогеров. Вспомните тот же список Тажина (Марат ТАЖИН, экс-госсекретарь РК, ныне посол Казахстана в России. - Р.Б.). И такой список есть у каждого министерства. В них, как правило, входят блогеры с небольшой аудиторией и весьма лояльные к власти. Потом эту моду подхватили частные компании.
- Ну так чем закончится война блогеров с журналистами?
- Блогерам не хватает знаний, не хватает журналистской принципиальности, им много чего не хватает. Я уверен, что лучшими блогерами постепенно будут становиться журналисты.
Между тем известный Марат Шибутов, несмотря на имеющиеся аккаунты в соцсетях, блогером себя не ощущает.
- Во-первых, у меня профессия есть, - говорит он. - Во-вторых, блогером является тот, у кого есть блог на блог-платформе, а не аккаунт в Фейсбуке или Твиттере.
- На своей странице в Facebook вы как-то написали, что “приглашать в блог-туры тех, кто пишет только в FB и Twitter, - это как рисовать иероглифы водой на асфальте - занятие в определенных кругах популярное, но весьма специфическое”. Означает ли это, что эффективность блогеров в нашей стране нулевая?
- Ну назовите хотя бы одно исследование, которое показало бы, что от рекламы в социальных сетях и микроблогах возрастают продажи. В “Живом Журнале” есть хотя бы отзывы российских рекламодателей от размещения рекламы в блоге того же Артемия ЛЕБЕДЕВА (российский дизайнер и популярный блогер. - Р.Б.), а насчет казахстанского опыта размещения рекламы через пользователей Фейсбука ничего конкретного неизвестно.
То есть эффективность СММ (Social media marketing - продвижение бренда или продуктов через социальные платформы. - Р.Б.) непонятна, и поэтому это все больше напоминает моду “лишь бы было”. Я понимаю, когда это делают алкогольные бренды и маленькие компании, которые не тянут по бюджетам традиционные СМИ, - им больше деваться некуда, а остальные - зачем? Информирование лучше - да, а насколько это выливается в реальные продажи, неизвестно до сих пор.
- Из каких источников вы предпочитаете черпать информацию - из блогов или из СМИ?
- Из СМИ по большей части, потому что вся основная информация там - примерно 95 процентов. В соцсетях ее просто копируют и обсуждают, ну а в блогах комментируют и делают обзоры. В большинстве своем довольно редко один человек может сравниться с профессиональным журналистским коллективом, особенно если тот работает нормально.
- Основной аргумент блогеров против журналистов, что последние якобы завидуют: блогеры уводят у них рекламные бюджеты. Насколько правомерна эта точка зрения?
- Тут есть существенное умолчание - на самом деле уводят рекламные бюджеты не сами блогеры, а устроители блог-туров. Блогеры, кроме самой поездки и сувениров, ничего особенного не получают - за редким исключением. Но в любом случае их доля крайне мала - ну, может, 0,3 процента от нашего рекламного рынка.
- Многие отечественные пиарщики уже давно высказывают весьма негативное отношение к привлечению украинских коллег на наш рынок, так они привносят в Казахстан не только свой опыт, но и политтехнологии, успешно апробированные на родине. И якобы эти же украинские спецы ввели в Казахстане моду на блогеров и блог-туры. Если это так, то чем это чревато?
- Политтехнологии используют политтехнологи, а не журналисты. Ну и правда, что они довольно грязные - дело в том, что украинская элита в отличие от казахстанской не состоит из представителей и потомков еще советской или дореволюционной элиты, а представлена в основном легализовавшимися бандитами мутного происхождения. Ну и чего ждать от таких людей в политике?
Насчет слухов о том, что они ввели такую моду: не слышал вообще. Но видно из их интервью, что у этих украинских гастарбайтеров есть какой-то непонятный мессианский комплекс - “приехали нести свет просвещения в дикую и некультурную азиатскую страну”, а это далеко не всем нравится.
А насчет пиарщиков из этой страны... Ну есть определенные тенденции: они приходят на наш рынок, так как у них экономика рушится и зарплаты падают. Естественно, они будут стараться приехать к нам и устроиться на работу, забрав это место у отечественных специалистов. Учитывая, что у нас самих недостатка в таких работниках нет, я бы рекомендовал бойкотировать компании, которые привлекают таких гастарбайтеров. Работаешь в Казахстане - нанимай на работу казахстанцев, а если нанимаешь украинцев - работай на Украине.
Вот такой вырисовывается блогбастер. За кем будущее - за блогерами или журналистами - думаю, будет ясно уже в ближайшем будущем. Но как бы ни повернулась ситуация, мне почему-то кажется, что у журналистов шансов больше. Ведь мы (в отличие от них) те, за кого себя выдаем. И мы в отличие от пользователей Фейсбука, Твиттера и прочих всегда перепроверяем информацию.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, рисунок российского карикатуриста Сергея Ёлкина, Алматы

Поделиться
Класснуть