6202

Ерлан АРЫН: Вину не признаю, но президента я подвёл

Экс-аким Павлодарской области может получить пять лет неволи и лишиться собственного санатория, двух квартир и трех автомобилей

Вчера в Павлодарском специализированном межрайонном суде по уголовным делам, где слушается дело бывшего акима области, состоялись прения сторон и прозвучало его последнее слово. Гособвинитель Радимхан ДУБАЕВА попросила осудить Ерлана АРЫНА (на снимках) на пять лет лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества. При этом прокурор подчеркнула, что обвинение учло “исключительные обстоятельства”, смягчающие вину подсудимого: первую судимость, двух его несовершеннолетних детей, заслуги перед государством и молодым поколением, а также все его ученые степени, звания и так далее и тому подобное.

Выступившая первой Радимхан Дубаева, прежде чем приступить к исследованным в суде эпизодам обвинения, сделала небольшое отступление:
- Рассматриваемое дело, скажем так, не совсем обычное, так как на скамье подсудимых находится человек, который возглавлял местный исполнительный орган и являлся представителем президента и правительства страны. Подсудимый - это человек, к которому со своими бедами и чаяниями приходил народ, доверявший ему. Арын, как и все государственные служащие, должен был вкладывать все силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей родине. Однако Арын совершил коррупционные преступления.
Прокурор напомнила, в чем обвиняют Ерлана Арына именно на этом судебном процессе (часть эпизодов, напомним, облпрокуратура вернула на дополнительное расследование): похищение денежных средств у предпринимателя Ильи ТЕРЕНЧЕНКО, получение взятки от предпринимателя Умлата МАТИЕВА за обеспечение победы в конкурсах госзакупок.
Ерлан Арын, будучи акимом области, как утверждает гособвинение, ввел в заблуждение своего заместителя Арслана АБДЫКАЛЫКОВА, сообщив последнему, что нужно найти спонсора для покупки автомашины “нива” для ветерана труда из Актогайского района области. На самом же деле на 1 650 000 тенге, которые Абдыкалыков попросил в качестве спонсорской помощи у Теренченко, была куплена “нива” для инновационного многопрофильного колледжа, принадлежащего супруге подсудимого Ризат АРЫН. Забирал деньги у спонсора и занимался организацией покупки автомобиля работавший в то время заместителем руководителя аппарата акима области Багустар САПАРОВ. А на 5 683 450 тенге, взятые из конверта со взяткой от Матиева, которую Арыну передал тот же Сапаров, опять же для колледжа жены были приобретены две пассажирские “ГАЗели”.
По мнению Дубаевой, вина подсудимого во всех инкриминируемых ему эпизодах в ходе судебного разбирательства полностью доказана. Она попросила критически отнестись к свидетельским показаниям Ризат Арын, заявившей в суде, что автомобили для колледжа приобретены на ее личные деньги, которые она передала для совершения сделки Сапарову, при этом не ставя в известность супруга. Как пояснила гособвинитель, во время следствия супруга Ерлана Арына ни разу не заявила, что на машины потрачены ее собственные средства. Кроме того, подчеркнула прокурор, на счету принадлежащего Ризат Арын колледжа десятки миллионов тенге, и непонятно, почему нельзя было их использовать на покупку авто, а не разрабатывать сложные схемы, оформляя транс­порт на подставных лиц и по фиктивным договорам.
- В судебном заседании подсудимый вину не признал, - заметила гособвинитель. - Ну что же, давать те или иные показания - право подсудимого. Подсудимый, - напомнила она, - единственный участник процесса, который может говорить все, что хочет, может оговаривать любых людей и не несет никакой ответственности за это.
Говоря об оговоре, прокурор Дубаева, конечно же, имела в виду Багустара Сапарова, выполнявшего, по версии следствия, все незаконные поручения Ерлана Арына, но после согласившегося сотрудничать со следствием и ставшего главным свидетелем обвинения. И на самом деле бывший аким не жалел красок и “теплых” слов, давая показания против Сапарова. Так, Арын рассказал, что взял Сапарова на работу потому, что тот раньше работал с ним в Павлодарском госуниверситете. “Я думал, он кандидат наук, умеет писать, тем более что он историк. А писать он ни одной строчки не научился! - сетовал Арын. - Он был некоммуникабельный и плохо знал казахский язык”. Зато, по словам экс-акима, его бывший подчиненный вставал перед ним на колени, целовал руки и брал деньги за его спиной. Вот же, мол, какой иуда!
Защита обвиняемого в ходе прений тоже еще раз хорошо прошлась по личности главного свидетеля, настаивая, что тот брал деньги у предпринимателей не для Арына, а для себя. В частности, по версии адвокатов, получив от Теренченко 1 700 000 тенге на приобретение “нивы”, Сапаров положил их к себе в карман, а затем пошел к супруге шефа и взял у нее еще 1 650 000 тенге на приобретение той же машины.
Защитники Арына выразили недоумение по поводу того, что у Багустара Сапарова, который проходил по рассматриваемому делу в качестве обвиняемого аж с декабря прошлого по июль нынешнего года, ни разу не проводился обыск в квартире, и заявили: по их мнению, дело в отношении главного свидетеля обвинения прекращено преждевременно.
При этом адвокаты утверждают: с поличным при получении взяток их подзащитного не задержали, и нет никаких распечаток телефонных переговоров, доказывающих, что Арын требовал вымогать откаты или спонсорскую помощь.
Последнее слово в суде Ерлана Арына моментами было пафосно:
- Перед вами стоит человек, который является руководителем единственного в Казахстане словаря конституционных терминов РК. Кстати, по поводу моей супруги и достоверности ее показаний: она была ректором юридического института и хорошо понимает всю норму ответственности, выступая здесь в качестве свидетеля. Не надо сомневаться и в очередной раз тень на плетень наводить в отношении членов моей семьи. Про кадры говорили. Те кадры, которые я назначил, сегодня работают. Кроме Абдыкалыкова, который достался мне в наследство. В людях я разбираюсь. В душу не заглянешь человеку … В этом проблема...
Я еще раз хотел бы подчеркнуть, - продолжил подсудимый, - что никаких преступлений не совершал, своей вины не признаю, остаюсь при своей позиции. Для меня находиться здесь нелегко, это по-человечески тяжело. Более того, это позорно, учитывая мое происхождение! Для меня то, что здесь сидит моя мама, - самый большой позор... Хочу сказать, что аким - это доверенное лицо президента страны. Находясь здесь под обвинением, я уже подвел президента. И, пользуясь случаем, не знаю, когда смогу еще так выступить, я хотел попросить прощения у главы государства. Быть в команде главы государства - это не только занимать должность, это надо быть профессионалом, патриотом и любить свою родину. Я считаю, что в этом плане я нахожусь в команде главы государства, был и всегда останусь независимо от того, как решится моя судьба

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Вместо P.S. Судьба Ерлана Арына должна решиться сегодня: на 10 часов утра назначено оглашение приговора. Гособвинение просит конфисковать у него санаторий в поселке Мойылды, оцененный в несколько сотен миллионов тенге, стройматериалы к нему, которые хранятся в десяти гаражах, две квартиры в Павлодаре и три машины.

Поделиться
Класснуть