7960

Кого чартер попутал?

На туристическом рынке Казахстана разгорается очередной скандал. Туроператоры страны, что называется, наехали на авиакомпанию “Инвест Авиа” и заявили: авиационные власти дали разрешение перевозчику перевозить казахстанцев на теплые курорты с множеством нарушений.

Об этом вчера, 5 ноября, на пресс-конференции в Алматы собирались рассказать представители авиакомпании SCAT, туроператоров Kompass и TravelSystem, а также представители ассоциаций тур­агентств и туроператоров. Однако собравшимся журналистам сообщили: пресс-конференция отменяется. Один из несостоявшихся спикеров шепнул на ухо нашему корреспонденту: надавили из Астаны.
Впрочем, гадать, что именно собирались заявить участники туррынка, не приходится. Дело в том, что неделю назад, 30 октября, из Алматы должен был вылететь первый чартерный рейс казахстанской авиакомпании “Инвест Авиа” на тайский остров Пхукет. Однако первый блин оказался комом - рейс был сорван, в Алматы за туристами вовремя не прилетел самолет. Неудачливых путешественников накормили и заселили в гостиницы.
Как оказалось, невылетевший самолет “Боинг-767” “Инвест Авиа” взяла в так называемый “мокрый лизинг” (т. е. арендовала вместе с экипажем) у украинской авиакомпании “Авиалинии Харькова”. И этому “Боингу” долго не давали разрешения на вылет из Киева в Алматы казахстанские чиновники. Потом, правда, пошли на уступки. И туристы улетели с десятичасовой задержкой.
А пока вылет задерживался, Ассоциация туроператоров Казахстана распространила тревожное послание за подписью своего президента Талгата ДАИРОВА (на снимке). Он пишет, что его организация обратилась в Комитет гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию и требует разобраться в случившемся. По информации ассоциации, у “Инвест Авиа” было выявлено несколько значимых недоработок. И они, прямо скажем, не шуточные!
Во-первых, пишет Даиров с коллегами, ответственность за безопасность и качество полетов того самого “Боинга-767” фактически лежит на “Авиалиниях Харькова”. А они с 2001 по 2013 год были банкротами и не летали. “Как КГА может позволить такой авиакомпании выполнять рейсы из Казахстана и нести ответственность перед гражданами РК?” - задаются вопросом туроператоры.
Во-вторых, продолжают авторы письма, у “Инвест Авиа” имеется огромная задолженность по выплате заработной платы своим сотрудникам. Кроме того, на данный момент у них просто нет персонала, который мог бы обслуживать большой самолет, взятый на Украине для выполнения чартерных рейсов. “Кто будет нести ответственность за безопасность полетов? За качественное и своевременное обслуживание самолета? - продолжают задавать вопросы авторы письма. - Все это вызывает огромные опасения, и мы считаем, что КГА должен ограничить наш туристический рынок от рисков, связанных с такой авиаперевозкой”.
В-третьих, продолжают авторы, у авиакомпании нет резервного борта. В сложных климатических условиях работы в Казахстане, тем более в зимний период, это чревато постоянными срывами рейсов и возникающими из-за этого проблемами у туристов.
В-четвертых, отсутствует рекомендуемое ИКАО (Международная ассоциация гражданской авиации. - В.Б.) межправительственное соглашение о разделении ответственности за самолет между Казахстаном и Украиной.
Кроме этих претензий у ассоциации есть и другие, попроще. Например, на украинском самолете нет указателей на казахском языке. Да и гастарбайтеры с Незалежной - пилоты и стюардессы - тоже вряд ли владеют государственным языком нашей страны.
Мы навели свои справки об авиа­компании “Авиалинии Харькова”. Как выяснилось, сейчас ее флот состоит всего из двух лайнеров, только один из которых - дальнемагистральный. Это тот самый “Боинг-767” с украинским регистрационным номером UR-CLT. Именно его утвердили авиавласти Казахстана на чартерные рейсы из Алматы и Астаны в Таиланд, Вьетнам и Египет. Но вот что интересно: этот же самый самолет параллельно перевозит и украинских туристов. Так, 4 ноября он совершил рейс KW 3127 Киев - Пхукет. А скоро полетит с Украины в Камрань (Вьетнам). И так - каждые 10 дней. Выходит, борт UR-CLT будет буквально разрываться между Украиной и Казахстаном. А если случится поломка? Тогда все расписание полетов этого лайнера разрушится по принципу домино. Хотели бы вы лететь на таком самолете?
За объяснениями мы обратились к старшему государственному инспектору управления летной эксплуатации КГА Тоты АМИРОВОЙ (на снимке).
- Тоты, еще год назад зам­председателя КГА Серик МУХТЫБАЕВ заявлял журналистам о том, что “мокрый лизинг” в Казахстане недопустим. Почему же вы дали разрешение “Инвест Авиа”?
- В нашем законодательстве нет нормы, запрещающей “мокрый лизинг”.
- Тем не менее осенью про­шлого года компании “Гульнар Тур” КГА не дал разрешения использовать турецкий самолет в “мокрый лизинг”. Поднялся большой шум. И “Гульнар Тур” продавила разрешение только спустя полгода.
- Я считаю, что такие вещи нужно прозрачно прописывать на законодательном уровне. Либо запрещать, либо разрешать - но всем одинаково. А чтобы одной авиакомпании разрешили, а другой нет - такого не должно быть. Все должны быть равны.
- Как быть с тем, что украинские стюардессы не говорят по-казахски?
- У “Инвест Авиа” на каждом рейсе есть говорящий на казахском языке бортпроводник. Также мы потребовали, чтобы инструкции по безопасности в самолете были на казахском языке тоже, что они и сделали.
- У компании в парке нет аналогичного резервного борта.
- Мы не можем без законодательной основы требовать резерв­ный борт. Тогда эту норму надо прописывать в нормативных актах и требовать у всех авиакомпаний, выполняющих чартерные рейсы. На это многие не хотят идти.
- “Инвест Авиа” никогда не имела опыта эксплуатации такого гиганта, как “Боинг-767”, который перевозит почти 300 пассажиров.
- Тот же SCAT тоже когда-то не имел опыта использования “Боингов”. И так - любая компания. Мы же не можем сказать: нет, не развивайте свой флот, будете всю жизнь летать на “Фоккерах”.
- Если борт UR-CLT сломается, что будет с нашими гражданами? Их снова будут вывозить за счет государства самолетами МЧС?
- Хотя законодательство этого не предусматривает, мы потребовали от “Инвест Авиа” заключить договор с другим перевозчиком о том, чтобы им в качестве подстраховки могли предоставить другой борт.
Также мы с пристрастием осмотрели воздушное судно “Боинг-767”, потребовали его глубокого ремонта. Они загнали самолет в Шанхай и прошли ремонт. В общем, мы мурыжили их долго и выдали “добро” на полеты только через два месяца.
- Для того чтобы самолет был использован в “мокром лизинге”, нужно межправительственное соглашение.
- Да, мы заключили такое соглашение с украинскими авиационными властями конкретно по этому борту. Ответственность за него разделена. По нашему закону застрахованы пассажиры, багаж и груз. А вот воздушное судно,
экипаж и ответственность перед третьими лицами страхует Украина.
Кстати, на несостоявшуюся пресс-конференцию, о которой мы писали выше, пришел и председатель совета директоров “Инвест Авиа” Аскар НУРГАЛИЕВ (на снимке). Он намекнул журналистам, что авиакомпания стала жертвой разборок турфирм. Все дело в том, что “Инвест Авиа” работает с новым туроператором Pegas Touristic, у которого то ли российские, то ли турецкие корни. Компания эта предлагает путевки по дешевым ценам, что очень не понравилось старожилам рынка. В свою очередь “старички” намекают, что Pegas попросту демпингует, чтобы вытеснить конкурентов.
Мы попросили КГА предоставить копии разрешительных документов для авиакомпании “Инвест Авиа”, включая межправительственное соглашения, обязательно расскажем читателям, как будут развиваться события.

Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Владимира ЗАИКИНА и с сайта jetphotos.net, Алматы

Поделиться
Класснуть