Дурилка картонная
Положение крупнейшего отечественного производителя бумаги и картона - группы компаний “Казахстан Кагазы” - ухудшается прямо на глазах. Буквально этой осенью огромный холдинг потерял прибыльную часть своего бизнеса - логистический центр в Алматы, который был передан банкам в счет задолженностей. Что-то непонятное происходит и с ценными бумагами компании - “Казахстан Кагазы” неоднократно нарушает правила фондовой биржи KASE, но при этом тратит миллионы долларов на выкуп собственных акций у бывших членов правления по завышенным в несколько раз ценам!
Мы уже не раз писали о том, как резко ухудшились дела “Казахстан Кагазы” за последние годы - особенно с тех пор, когда во главе группы компаний встал гражданин Великобритании и Испании Томас Матеос ВЕРНЕР. И дело даже не в том, что вокруг бумажного производства стали постоянно возникать скандалы, а на самого иностранца не так давно было возбуждено уголовное дело. Удивляло другое: внутри огромной корпорации, объединяющей более 20 юридических лиц, регулярно исчезали крупные суммы денег. К примеру, весной мы рассказали о том, как “Казахстан Кагазы” нанимал иностранных граждан для оказания консалтинговых услуг и платил за это десятки, а то и сотни тысяч долларов. Четверо подданных Германии, Голландии, США и Украины за свои советы получили более миллиона долларов по прежнему курсу. Необычные вещи происходили и при заготовке сырья. Часть операций на себя взяли индивидуальные предприниматели, однако при расследовании финансовая полиция выяснила, что на самом деле под видом ИП работали сами сотрудники компании, а документы они оформляли на своих нянь и водителей (см. “Бум вокруг бумаги”, “Время” от 20.3.2014 г.). Впрочем, расследование по этим делам еще не завершено.
Но на этом странности вокруг бумажного производства не заканчиваются. Буквально на прошлой неделе мы решили изучить, как обстоят дела компании на Казахстанской фондовой бирже. В “Казахстан Кагазы” не раз подчеркивали, что бизнес группы прозрачный и честный, иначе он не смог бы выйти на казахстанскую и даже лондонскую биржу. И действительно - если на сайте kase.kz поискать нужную информацию, то можно найти большое количество сообщений о деятельности компании. Вот только если вчитаться в то, что публикуется в пресс-релизах, начинают возникать вопросы.
Итак, “Казахстан Кагазы” четырежды выпускал облигации на KASE. Эмиссии были необходимы для привлечения финансирования на конкретные цели. Однако смена акционера, мировой кризис и, возможно, не самое эффективное управление привели к тому, что по ценным бумагам был допущен дефолт. Но нельзя взять и просто списать такие долги. Поэтому в результате переговоров между компанией и акционерным обществом “Сентрас Секьюритиз”, являющимся представителем интересов держателей облигаций, были достигнуты соглашения об ограничениях, благодаря которым “Казахстан Кагазы” должен был реструктуризировать свои задолженности. Выражаясь простым языком, представитель держателей облигаций добился, чтобы группа компаний взяла на себя дополнительные обязательства. Особое внимание привлекают несколько пунктов, среди которых: обязательная публикация консолидированной финансовой отчетности за 2013 год, увеличение уставного капитала на 5 миллионов долларов, а также отчисление 10 процентов в счет погашения задолженности в случае продажи непрофильных активов и залогового имущества.
И вот что происходило далее. Вместо полного финансового отчета за 2013 год в январе 2014-го на сайте KASE появился пресс-релиз, в котором группа компаний “Казахстан Кагазы” сообщает о неаудированных результатах своей деятельности, делая упор на ключевые показатели за 12 месяцев. По цифрам все выглядит хорошо - выручка увеличивается, производство картона и его продажи растут на глазах, логистический бизнес процветает. После этого в феврале публикуется неполная финансовая отчетность, в мае - еще раз, но уже за январь-март 2014 года. И все цифры позитивные, нет никаких причин для беспокойства.
Однако эти данные не устраивают KASE, и минувшим летом от АО “Казахстан Кагазы” вновь требуют показать годовую консолидированную отчетность за 2013 год, аудиторскую консолидированную финансовую отчетность за 2013 год и консолидированную финансовую отчетность за первый квартал 2014 года. Срок - до 1 октября 2014 года. На календаре - 30 октября. Информации на сайте KASE все еще нет!
Проигнорировав одно из обязательств, производитель бумаги на этом не успокоился. В конце сентября текущего года на сайте KASE появилось еще одно сообщение, напрямую касающееся ограничений, достигнутых в рамках реструктуризации. Речь шла о подписании соглашений между группой компаний и Альянс Банком о полном погашении задолженностей в размере 15,3 миллиарда тенге. В счет долга акционеры “Казахстан Кагазы” передали банку непрофильные активы - склады класса “Б” и земельные участки, а также пообещали заплатить от 2,7 миллиарда до 5,4 миллиарда тенге в зависимости от исхода судебного спора с прежними владельцами компании. Еще раньше “Казахстан Кагазы” передал в счет долга склады класса “А” Инвестиционному фонду Казахстана. Таким образом “Казахстан Кагазы” полностью вышел из логистического бизнеса. В рамках ранее достигнутых соглашений в случае продажи залогового имущества или непрофильных активов 10 процентов от вырученной суммы должно быть передано в счет погашения задолженности по облигациям. Однако этого не произошло. Как сообщил представитель интересов держателей облигаций “Сентрас Секьюритиз”, поскольку денежные средства от сделки с Альянс Банком на счета “Казахстан Кагазы” не поступали, то и 10 процентов с них не заберешь. То есть и эти обязательства компания обошла. А про сделку с ИФК фондовая биржа вообще молчит - то есть держателям облигаций знать про нее не надо?
Видимо, можно и не упоминать об обещании увеличить уставный капитал на 5 миллионов долларов. Все равно и так понятно, что и это условие не было выполнено. И кому-то может показаться, что все это мелочи - ну продали активы и не отдали 10 процентов, или не предоставили финансовый отчет, или, в конце концов, денег не было для увеличения капитала. Со всеми бывает. Однако нужно понимать, что у облигаций, которые попадают на нашу фондовую биржу, есть всего три вида покупателей - банки, страховые компании и пенсионные фонды. То есть миллиарды тенге в “Казахстан Кагазы” инвестировали либо одни, либо другие, либо все вместе взятые. Если производитель картона не сможет выполнить взятые на себя обязательства, то убытки понесет либо финансовая система, либо вкладчики пенсионных фондов. А пострадают, как обычно, простые казахстанцы. А все почему? Потому что в отдельно взятой конторе без особого уважения относятся к Казахстанской фондовой бирже. А биржа, в свою очередь, ничего не может с этим поделать…
Но и это еще не все. В распоряжении редакции оказались документы, прямо свидетельствующие, что руководство “Казахстан Кагазы” охотно скупает свои ценные бумаги - особенно у членов правления. В начале октября “Казахстан Кагазы” разместил на своем портале новость о том, что компания намерена завершить сделку по выкупу акций у господина Джорджа ХАББАЗА, бывшего члена совета директоров “Казахстан Кагазы”, и господина Андре АУРА. Их доля в размере 33,08 процента от голосующих акций компании оценена почти в 8 миллионов долларов. Деньги были перечислены еще в январе 2014 года, но сообщение о сделке появилось лишь спустя 10 месяцев.
И вроде бы нет ничего необычного в том, что компания выкупает свою долю у прежних акционеров. Однако другой акционер “Казахстан Кагазы”, господин Джос ван ЛЕНТ, обратился с письмом к оставшимся держателям ценных бумаг. Его возмутили несколько вещей, но больше всего - нерыночная стоимость выкупленных акций.
“Как инвестор, я думаю, что это абсолютно неприемлемо, что директору предложили такую завышенную цену за свои акции. Цена за акции, выплаченная поставщику, составляла US0.30 (30 центов. - М.К.) , тогда как рыночная цена составляла US0.10 (10 центов. - М.К.) на 10 января 2014 года. Ни мне, ни кому-либо другому из не связанных с этим инвесторов не предлагали такую высокую цену, и я нахожу эту транзакцию не чем иным, как крупным мошенничеством, совершенным директорами компании с целью обогащения самих себя. Более того - это является свидетельством их стыда и вины за то, что они скрывали данную транзакцию от рынка на протяжении 10 месяцев”, - пишет господин ван Лент.
Получается, что Томас Вернер согласился заплатить за акции в три раза больше их рыночной стоимости. Не выглядит ли эта операция как простой вывод средств из “Казахстан Кагазы”, нет ли в ней криминального подтекста? Трудно сказать наверняка. Но в письме Джоса ван Лента есть еще множество фактов, которые следовало бы изучать не журналистам, а сотрудникам многочисленных государственных структур. Ведь если сложить вместе все, о чем мы рассказали в этом материале, получается интересная картина. Крупнейший производитель бумаги и картона водит за нос Казахстанскую фондовую биржу, не горит желанием оплачивать свои облигации, но при этом охотно выгоняет иностранцам миллионы долларов, переплачивая за акции в три раза! Вчера у “Казахстан Кагазы” был прибыльный логистический бизнес, а сегодня - только один бумажный комбинат, где даже макулатуру собирают граждане других государств, а за сотни тысяч долларов привлекают зарубежных консультантов. Есть ли уверенность, что цель нынешнего руководства “Казахстан Кагазы” - строительство прибыльного бизнеса или все-таки ими движут другие желания? Ответы на эти вопросы могут дать только компетентные органы…
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта компании “Казахстан Кагазы”, Алматы