20 лет спустя
За утерянные останки сына карагандинка отсудила у центра судебной медицины полмиллиона тенге
Долгое время карагандинка Алтын МУКУШЕВА жила в надежде, что ее пропавший без вести сын Ермек найдется. Потом появилась информация, что он, скорее всего, убит, а часть обнаруженных полицейскими останков затерялась в ходе судебно-медицинских экспертиз. Мать много лет пыталась их отыскать, чтобы предать прах земле в соответствии с религиозными обрядами. Она была вынуждена участвовать в 58 (!) эксгумациях могил неопознанных трупов. Однако недостающие фрагменты скелета и череп так и не нашлись.
33-летний Ермек Мукушев исчез в апреле 1994 года. Выехал вместе с тремя знакомыми в совхоз имени Энгельса (ныне поселок Уштобе Бухар-Жырауского района Карагандинской области) и, как рассказала в суде его мама Алтын Жумкеевна, стал там участником драки. По имеющимся у нее сведениям, Ермека убили, а затем вывезли его тело за пределы поселка и бросили в степи. Найти труп сразу полицейским не удалось. Спустя пару месяцев было возбуждено уголовное дело по статье “похищение человека”, которое впоследствии переквалифицировали в “убийство”. Алтын Мукушеву в тот же период признали потерпевшей.
В июне 1996 года в трех километрах от совхоза им. Энгельса был обнаружен человеческий скелет. У него отсутствовали правая кисть, три грудных позвонка и копчик - видимо, их растащили дикие животные. Остальные кости полицейские передали в Карагандинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы. Там трупу присвоили №809. Специалисты в ходе исследования останков так и не смогли выявить причину смерти, поскольку плоть уже полностью разложилась. Но еще ведь нужно было установить пол, возраст, расу, длину тела покойного, а также определить его группу крови по сохранившимся частицам крови. Для этого эксперт разделил останки на три части: череп, левые плечевую, локтевую, лучевую, бедренную и большую берцовую кости передал в физико-техническое отделение бюро, надколенник направил в судебно-биологическое отделение, а оставшиеся мощи через десять дней после вскрытия забрали работники частного предприятия, занимающиеся погребением “невостребованных” граждан. Таким образом, они оказались захороненными на Тихоновском кладбище Караганды в могиле под №8639 вместе с останками другого человека - трупа №880.
Вот только Алтын Мукушева ничего об этом не знала. В полицию ее вызвали лишь в... 2003 году! Дали ей посмотреть журнал неопознанных трупов, и выяснилось, что по результатам исследований патологоанатома найденный в 1996 году скелет мог принадлежать ее сыну: совпадали пол и возраст. Да и место его обнаружения соответствовало материалам приостановленного уголовного дела. Оставалось только провести ДНК-анализ, чтобы уточнить, действительно ли это был Ермек Мукушев.
Удивительным образом в областном центре судебной медицины (ЦСМ), который стал правопреемником бывшего бюро судебно-медицинской экспертизы, сохранился надколенник погибшего. Именно по нему проведенная в 2005 году молекулярно-генетическая экспертиза установила, что Алтын Жумкеевна является биологической матерью погибшего мужчины с вероятностью 99,6 процента.
После этого полицейские провели эксгумацию могилы №8639. Там, разумеется, находились только те останки Ермека, которые судмедэксперты не брали на исследования. Больше всего Алтын Мукушева расстроилась из-за отсутствия черепа. Но найти его оказалось невозможным. Когда подняли документы, стало известно, что череп и кости левых конечностей покойного находились в физико-техническом отделении ЦСМ до февраля 1998 года, а затем их направили в морг. Однако там бумаги о передаче отдельных костей скелета для дальнейшего захоронения не сохранились в силу давности - так пояснили в суде работники центра. Поэтому несчастная мать вместе с сотрудниками правоохранительных органов с 2005 по 2013 год была вынуждена участвовать во вскрытии могил 58 неопознанных трупов. Надеялась, что череп сына к кому-то подхоронили. В итоге же в ноябре 2013-го она решила похоронить то, что имелось.
Что все эти двадцать лет чувствовала Алтын Жумкеевна, даже представлять не хочется. Недавно она подала в суд иск не только на местный центр судебной медицины, но и на ДВД Карагандинской области. По ее мнению, из-за волокиты и некачественно проведенного расследования виновные в гибели Ермека избежали уголовной ответственности. С обоих ответчиков она рассчитывала получить в качестве моральной компенсации 19 миллионов тенге.
Однако Казыбекбийский райсуд №2 счел, что доказательств противоправных действий стражей порядка нет, и потому из числа ответчиков силовое ведомство исключил. Зато растеряши из морга теперь должны будут заплатить карагандинке 500 тысяч тенге - в такую сумму суд оценил ее страдания.
Ирина МОСКОВКА, Караганда