Архитектурные излишества
Еще в июне костанайский финпол обещал, что громкое коррупционное дело о взятках в департаменте архитектурного контроля будет направлено в суд. Два месяца спустя, в дни, когда стало известно о реорганизации финпола, дело о взятках буквально затрещало по швам.
Следствие уже было окончено, обвинительное заключение составлено и направлено в прокуратуру. Дело вышло громкое, резонансное, наделавшее много шуму и пыли, - о том, что в костанайском ГАСКе посетителям шагу нельзя было ступить без передачи кому-либо какой-нибудь мзды. Четыре месяца правоохранители кормили СМИ и общество рассказами о массовых взятках в департаменте госархстройконтроля. В июне начальник костанайского ДБЭКП Даулет АЙТЖАНОВ даже пообещал: в ближайшие дни дело будет направлено в суд. Но июнь пролетел, а за ним и следующий месяц лета, а в судах в ответ на журналистские запросы лишь руками разводили: нет такого дела.
Ситуацию прояснила адвокат Заира АИШЕВА, которая защищает экс-руководителя ДГАСК Александра ЕНА:
- Думаю, что в суде это дело появится еще не скоро, - сообщила адвокат корреспонденту “Времени”. - Прокуратура направила его на дополнительное расследование.
Напомним, как все начиналось.
Еще зимой оперативники проводили тайные спецмероприятия, в которых участвовала сотрудница отдела лицензирования Наталья ЧЕМПАЛОВА. Ну а весна для всей верхушки ГАСКа ознаменовалась испорченным Наурызом: 22 марта начальник департамента Ен, его заместитель Елдос АГИТАЕВ, а также руководитель отдела лицензирования и аттестации Кайрат КАСЕНЕВ предстали перед судом, который определил им меру пресечения. Ен и Касенев были отправлены под арест в СИЗО, где находятся по сию пору, а Агитаев, как человек, “давший полный расклад преступлений”, остался на воле под подпиской о невыезде. Еще чуть позже та же участь постигла Чемпалову. Впоследствии к теплой компании фигурантов “дела о системном взяточничестве” (как выразился начальник финпола) присоединилась предприниматель Г. ТАЙРБЕРГЕНОВА, которую считают посредницей в даче взятки. В целом же сотрудники ДГАСКа, которые поначалу ходили под статьями о получении взяток и злоупотреблениях должностными полномочиями, сегодня уже считаются членами организованной преступной группировки.
За что же в ДГАСКе брали взятки? По мнению следствия, за выдачу предприятиям лицензий на право ведения строительно-монтажных работ. Сумма незаконной мзды распределялась по категориям: за лицензию третьей категории требовалось заплатить 3 тысячи долларов, вторая стоила вдвое дороже, а первая - вообще 10 тысяч долларов.
- Оказалось, что эту информацию следователям сообщили предприниматели, которые обратились в департамент с жалобами на руководство департамента, - говорит З. Аишева. - Однако выяснилось, что практически все эти жалобы зафиксированы уже после того, как обвиняемые были арестованы. А потом вышло так, что сведения из этих обращений недоказуемы. Иначе всех “жалобщиков” пришлось бы привлекать еще и по статье о взяткодательстве. Но их не привлекли!..
По нашим сведениям, Агитаев, признательные показания которого легли в основу дела, сообщил о 39 (!) юридических лицах, передавших ему деньги для последующего распределения между членами ОПГ.
Как же поступили с этой информацией в финполе? А очень просто: вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против взяткодателей. Однако следов этого документа нет практически никаких и нигде. И уж точно их не найти в регистрационной базе данных. Дело просто… не было закузировано! С юридической точки зрения все это означает, что дела просто не было. И, возможно, еще свидетельствует об истинном положении дел в сфере борьбы с укрывательством преступлений.
Подобных ляпов следствия предостаточно. Чего стоит только история с обвинением Касенева в преступлении, которое было совершено 16 сентября прошлого года (речь идет о документе на выдачу лицензии предприятию КБ “Вектор”). Выяснилось, что Касенев был принят на должность двумя днями позже и к подготовке документа и его подписанию в принципе не может быть причастен.
- Агитаев вообще чуть не выскочил из этой переделки, так как ему уже было уготовано освобождение от уголовного преследования за “деятельное раскаяние”, - рассказывает адвокат Заира Аишева. - Этот ход удалось предотвратить, потому что ничего подобного там не было. Задержание Агитаева со взяткой было. А каким образом в газете на столе Ена оказался конверт с деньгами - непонятно до сих пор. Уверена, что было одно: провокация против Ена.
Категоричность суждений адвоката вполне объяснима и лежит, по сути, в той же плоскости, что и нахрапистость следователей финпола. Конечно, каждый из них делает свое дело. Вопрос в другом и, по сути, главном - в законности, которая должна быть везде и во всем.
Стас КИСЕЛЁВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Статья по теме:
"А Ен его знает..." см. "Время" от 27.03.2014 г.