4914

Предпролётная подготовка

Похоже, дни компании “Гульнар Тур” сочтены. Всего за три месяца из крупнейшего казахстанского туроператора с хорошей репутацией эта фирма пре­вратилась в банкрота, бросившего на произвол судьбы тысячи казахстанских отдыхающих. В минувшие выходные в компании признались: у них нет денег, чтобы вернуть всех туристов на родину.
Информацию об этом 5 июля распространила среди своих членов Казахстанская туристская ассоциация. В КТА ссылаются на объяснительную записку, которую предоставило ТОО “ТК “Гульнар Тур”. В ней компания частично перекладывает вину с себя на обстоятельства, партнеров и казахстанские власти. Вот что пишут в “Гульнар Тур”: “В связи с невыполнением обязательств со стороны партнеров, Time Service, Biblio Globus по обслуживанию туристов, а также невыполнением обязательств киргизской авиакомпанией “С ГРУПП” (несвоевременное обеспечение второго экипажа, постоянные задержки авиарейсов, технические неполадки борта) и последующим предписанием авиационной прокуратуры РК о запрете чартерных рейсов самолетом киргизской авиакомпанией “С ГРУПП” из регионов Казахстана в Анталью (Турция) пришлось вывозить казахстанских туристов с курортов Турции за счет аренды бортов других авиакомпаний и регулярными рейсами. В результате чего ТОО “ТК “Гульнар Тур” понесло серьезные финансовые затраты”.
Из-за этого, поясняют в компании, “Гульнар Тур” не имеет финансовой возможности выполнять свои обязательства перед турагентами и туристами.
В КТА сообщают: сейчас Министерство индустрии и новых технологий и Комитет гражданской авиации (КГА) Минтранскома совместно с казахстанскими авиакомпаниями занимаются вывозом сотен казахстанских туристов из Антальи и Бодрума. Уже выполнено несколько рейсов по возвращению туристов на родину авиакомпаниями “Эйр Астана”, Jet Airlines, SCAT.
Кстати, основной партнер “Гульнар Тур” - турецкая авиакомпания Atlas Jet - также вывозит наших туристов из Турции. Однако для трех тысяч казахстанцев, которые еще не успели вылететь к Анатолийским берегам, отпуск, по всей видимости, срывается. Atlas Jet отказывается везти туристов из Казахстана в Анталью, поскольку “Гульнар Тур” не оплатила их перевозку. Хотя с отдыхающих туропертор деньги взял.
“ТОО “ТК “Гульнар Тур” объявило о своей финансовой несостоятельности. В соответствии с законодательством РК признание финансовой несостоятельности - долгосрочный процесс, поэтому турагентам необходимо принять все меры для решения возникших проблем туристов”, - пишут в КТА.
Мы попытались дозвониться до гендиректора “Гульнар Тур” Али ИСМАИЛОВА, но его мобильный был отключен. Хотя еще несколькими днями ранее он был доступен и в телефонном разговоре с нашими коллегами с телеканала “Астана” заявил, что будет возвращать деньги пострадавшим туристам. “Мы сейчас в поисках финансов. Финансовые вопросы решаем. Я думаю, до понедельника (7 июля. - В.Б.) решим нашу проблему. Людям обязательно будем возвращать деньги. В понедельник будет известно, как будем рассчитываться с людьми. У компании свое имущество есть, своя недвижимость. Это все продаваться будет. Будет возвращаться все. Деньги получат свои”, - уверенно заявил телевизионщикам г-н Исмаилов. По его словам, чтобы решить проблемы всех туристов, компании необходимо 2-3 млн. долларов.
Тем временем глава Лиги потребителей, депутат мажилиса Светлана РОМАНОВСКАЯ сообщила: ее организация подаст на “Гульнар Тур” в суд и будет требовать ареста имущества компании в интересах пострадавших туристов. “Мы будем разбираться с каждым конкретным делом. Сейчас мы готовим иск от определенного круга потребителей по поводу признания данного инцидента как противоречащего действующему законодательству и ущемляющего права потребителей. На основании этого иска, после того как мы его выиграем, мы будем, естественно, требовать, чтобы арестовали все имущество “Гульнар Тур”, для того чтобы в последующем рассчитываться по долгам перед потребителями”, - решительно заявила Светлана Юрьевна.
Напомним, проблема возникла еще в прошлом году, когда в разгар летнего сезона отпусков разорилась турецкая авиакомпания Sky Airlines, из-за чего около одной тысячи казахстанских туристов не смогли вовремя вернуться домой после отдыха на Анатолийском побережье. Тогда же в срочном порядке были приняты поправки в законодательство, запрещающие иностранным чартерным перевозчикам летать в Казахстан, - иностранцам разрешили только регулярные рейсы и отечественным перевозчикам - чартеры (см. “Не сдюжим мы берег турецкий?”, “Время” от 17.7.2013 г.). В “Гульнар Тур” активно выступали против этих поправок, поскольку много лет сотрудничали с турецкими чартерными перевозчиками. Из-за нового закона авиакомпании этой страны теряли хорошие доходы от перевозки казахстанских туристов.
Осенью 2013 года “Гульнар Тур” попыталась взять за рубежом самолет “Боинг-737” в мокрый лизинг, то есть арендовать его вместе с иностранным экипажем. Однако казахстанские власти не дали разрешения на полеты этого лайнера, требуя обязательной его регистрации в реестре воздушных судов Казахстана. Но на это не могли пойти уже иностранные владельцы авиакомпании. В итоге самолет несколько недель простоял в аэропорту Алматы, так и не получив разрешения на вылет.
Накануне лета 2014 года руководству “Гульнар Тур” пришлось смириться с новыми правилами игры. И партнер туроператора - турецкая авиакомпания Atlas Jet - получила разрешение на регулярные рейсы из городов Казахстана на курорты Антальи. Казалось бы, летай - не хочу. Но руководству “Гульнар Тур” этого показалось мало. Как рассказали нам руководители казахстанских турфирм, попросившие остаться неназванными, в “Гульнар Тур” решили возить туристов еще и в турецкий Бодрум. И стали продавать туда туры, еще не имея разрешения на полеты в этом направлении. Под это дело быстренько нашли самолет “Эйрбас-А320” в соседней Киргизии у бишкекской авиакомпании “С ГРУПП” (S Group). Лайнер наспех приписали к одному из казахстанских перевозчиков - Jet Airlines - и стали просить под него разрешение на чартерные перевозки. И - о чудо! - председатель КГА Бекен СЕЙДАХМЕТОВ разрешил полеты этого самолета! Хотя еще прошлой осенью тот же Бекен Сейдахметов категорически не разрешал “Гульнар Тур” брать за рубежом самолеты в мокрый лизинг. Впрочем, летом 2014 года лайнер S Group летал недолго - его полеты все-таки запретили. В итоге “Гульнар Тур” привезла ворох проблем себе и главное - тысячам туристов.
Кстати, как рассказывают в турфирмах, из-за перепетий с “Гульнар Тур” и сильного сокращения конкуренции на туррынке путевки в некогда вполне доступную по цене Турцию уже подорожали на 100-200 долларов. Что касается самого банкрота, он, похоже, доживает последние дни. Ведь после череды скандалов иметь дело с этой компанией согласится только камикадзе.
Поговаривают, что на фирму уже положил глаз крупный российский туроператор...

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы


Телефоны “горячей линии” для пострадавших туристов “Гульнар Тур”:


Министерство иностранных дел РК: +7 7172 720111.
Комитет гражданской авиации МТК РК: +7 7172 240556, +7 708 908 1033, +7 708 908 1011.
Комитет индустрии туризма МИНТ РК: +7 7172 749163.
Национальная палата предпринимателей РК: +7 7172 919300, 597960.
Казахстанская туристская ассоциация: +7 727 2724030, 2724033, 2725872.
Акимат г.Астана: +7 7172 556753.
Акимат г.Алматы: +7 727 3908736, 3908886 (аэропорт).
Акимат Атырауской области: +7 701 4594460, +77782809234.
Акимат Костанайской области: +7 7142 57525, +77051711012.
Акимат Южно-Казахстанской области: +7 7252 213523, 87025096288.
Акимат Актюбинской области: +7 7132 552636.
Акимат Восточно-Казахстанской области: +7 7232 702747, 243893.
Акимат Карагандинской области: +7 7212 420689.
Акимат Павлодарской области: +77777772022, +77052682833.

Поделиться
Класснуть