Во имя отца - от сына
По вступившему в силу приговору суда у Владимира ЕЛЬЧИЩЕВА (в центре) должны были конфисковать все в пользу государства.
Костанай продолжают сотрясать все новые и новые скандалы, связанные с фигурантами печально известного “Цонного дела”. Почти два года назад в рамках этого громкого судебного процесса получили сроки крупные чиновники областного масштаба, которые поживились за счет незаконной покупки на бюджетные деньги недвижимости у предпринимателя Владимира ЕЛЬЧИЩЕВА. А сегодня стало известно: все та же фамилия вновь стала источником больших неприятностей - только теперь уже для обладателей судейских мантий...
По нашим сведениям, в результате этой истории могут зашататься кресла под большими биями в специализированном межрайонном экономическом суде Костанайской области. Оказывается, решением судьи Романа ГАЛИМЖАНОВА еще в марте прошлого года был удовлетворен иск отца осужденного предпринимателя к... сыну - да-да, тому самому Владимиру Ельчищеву, отбывающему сейчас срок в Кушмурунской колонии общего режима! Цена вопроса - более 40 миллионов тенге (якобы долг сына перед отцом) плюс свыше 13 с половиной миллионов (сумма неустойки) да еще два раза по полмиллиона на оплату госпошлины и труда адвоката. Итого - почти 55 миллионов тенге.
А теперь - внимание: взыскание происходило на фоне вступившего в силу приговора по “делу о ЦОНе”, в рамках которого ВСЕ имущество осужденного Ельчищева подлежало конфискации. Тем не менее ответчик сразу и безоговорочно признал этот явно гигантский - по меркам абсолютного большинства казахстанцев - отцовский иск. Суд свершился в один день, иск полностью удовлетворен. Прокуратура не углядела в решении ничего подозрительного. Апелляции не было, кассации тоже. Словом, решение вступило в законную силу. О нем никто и никогда прежде не упоминал, хотя скандалы по поводу имущества Ельчищева в прошлом году разгорались не единожды (см. “Приговор дороже денег” и “Тихо-мирно, под шумок…”, “Время” от 15.11 и 1.12.2012 г.).
И надо же было такому случиться: в самый последний момент, на исходе срока опротестования судебного вердикта, Генеральная прокуратура вдруг закинула в Верховный суд протест на это скандальное решение костанайского экономического суда! И добилась своего. Причем в постановлении надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам ВС формулировки по поводу решения костанайского суда оказались более чем жесткими:
“…признание иска направлено против интересов государства по исполнению приговора суда в части конфискации имущества осужденного”.
“…судом первой инстанции допущено грубое нарушение норм закона… повлекшее создание условий для увода от имущественной ответственности… осужденного Ельчищева”.
“…суд не учел, что исковое заявление подано в целях сохранения части имущества осужденного Ельчищева, которое подлежит конфискации по вступившему в законную силу приговору суда”.
Ну а мы о чем говорили в целой серии журналистских расследований в течение двух последних лет? Все о том же!
Теперь же зададимся вопросом: кому это было нужно и кто все обеспечил?
Как хотите, а без пристального внимания ключевых фигур местных правовых структур ко всему, что связано со скандальным “делом о ЦОНе”, тут никак не могло обойтись. И если кто-то полагает, что бывший прокурор области Абдукадыр КАРИМ (ныне ушедший на заслуженный отдых) и экс-председатель облсуда Баглан МАКУЛБЕКОВ (теперь судья Верховного суда РК) элементарно проглядели иск, в котором дважды значится фамилия Ельчищев, то я готов аплодировать потрясающей наивности этих людей.
Въедливый читатель вправе спросить: а существует ли в природе причина, по которой скандальный иск остался незамеченным? Могу предположить, что, наверное, да, но я как журналист могу о ней только догадываться. Интересно было бы услышать ответы на этот вопрос из первых уст, однако из Костаная до их обладателей дотянуться практически невозможно.
А посему со своими вопросами я для начала обратился к действующему председателю Костанайского облсуда Галымжану МЫРЗАКЕ, который об отмене Верховным судом скандального постановления межрайонного судьи Галимжанова узнал от... автора этих строк. Убедившись, что так оно и есть, г-н Мырзаке признал:
- Да, ситуация вызывает серьезные вопросы, и теперь мы будем решать, как реагировать на постановление надзорной коллегии.
Какой в итоге окажется эта реакция, пока неизвестно, но мы не преминем сообщить о ней читателям.
Тем временем я попытался узнать в департаменте по исполнению судебных решений, были ли взысканы с ответчика Ельчищева 55 миллионов в пользу его отца. Оказалось, что директор департамента Нуржан БИМЕНДИН на больничном, а его подчиненные заняты переездом в другое здание. Со слов пресс-секретаря департамента Екатерины САЛАЙ, в департаменте об этом исполнительном производстве сведений пока нет. Так что, ждем-с.
Нам осталось лишь напомнить, что “цонное дело” стоило карьеры и свободы нескольким крупным костанайским чиновникам - руководителю аппарата областного акима Анатолию ТВЕРДОХЛЕБОВУ (лишен свободы на семь лет) и директору облдепартамента экономики и бюджетного планирования Марии ЩЕГЛОВОЙ (получила пятилетний срок заключения). Серьезные подозрения в обществе по поводу “дела о ЦОНе” витали вокруг экс-акима области, а ныне сенатора Сергея КУЛАГИНА, который был вынужден в интервью нашей газете (см. “Уход - не самый плохой для меня вариант”, “Время” от 4.6.2011 г.) уверять всех в своей непричастности к деяниям подчиненных и крупному хищению бюджетных денег.
Тот самый дом, первый этаж которого породил “Цонное дело”.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай
23.07.2013