Удавка для бомбилы
В Алматы появятся таксомоторные предприятия, на которых разрешение на работу должны будут получать все, кто занимается частным извозом. Коснется эта мера и приезжих бомбил. Начальник управления пассажирского транспорта акимата южной столицы Талгат АБДРАХМАНОВ (на правом снимке) считает, что их на дорогах города станет существенно меньше, а горожане пересядут на общественный транспорт.
Сегодня автобусами, трамваями и метро пользуются максимум 20 процентов алматинцев, все остальные ездят на частных автомобилях. Как следствие - пробки на дорогах. Поэтому представители акимата постоянно твердят о том, что людей нужно пересадить на общественный транспорт. Но он в большинстве своем несовременен и неудобен, к тому же ездить на нем не всегда безопасно. Однако чиновники уверяют: ситуация поправима.
- На въезде в Алматы появятся четыре новых автовокзала, на каждом из них будут автопарковки на пять тысяч мест, - делится планами Талгат Абдрахманов. - Сейчас решается вопрос о выделении земельного участка в районе Калкамана, около седьмой горбольницы. Туда будут приходить все пригородные автобусы, к этому месту мы подведем ветку метро. Эти меры ограничат количество машин, въезжающих в Алматы из области. Мы же не можем просто запретить им это делать. Нужно создать какие-то условия.
- Ежедневно в Алматы въезжает двести тысяч автомобилей. И парковки проблему не решат - мест слишком мало, и далеко не все захотят ими пользоваться.
- Парковок, конечно, не хватит. Поэтому мы и развиваем пригородный транспорт. Жители области будут добираться в Алматы на автобусах, а не на машинах.
- Но ведь многие приезжают в Алматы таксовать, а не любоваться красотами нашего города...
- Таксование - это тоже проблема, оно должно быть упорядочено. Эти водители зарабатывают деньги, но при этом никто не отвечает за безопасность пассажиров, которых они перевозят. Никто не знает, трезв ли такой “таксист”, есть ли у него права. Мы хотим организовать в городе таксомоторные предприятия, где все, кто занимается извозом, должны будут получать разрешение. Например, человек живет в Талгаре, но каждый день таксует в Алматы. Он должен будет приехать в этот парк, пройти осмотр и получить разрешение на работу. Сейчас мы как раз рассматриваем вопрос лицензирования такого вида деятельности. До сих пор можно было зарегистрироваться в налоговом комитете в качестве частного предпринимателя, взять патент и свободно работать на дороге и при этом ни за что не отвечать.
- А если бомбилы из области будут и дальше работать без разрешения?..
- Тогда они будут подпадать под статью “Незаконная предпринимательская деятельность”. Таких “таксистов” будут останавливать дорожные полицейские, представители транспортной инспекции и штрафовать.
- Вы говорили, что уже летом на основных магистралях Алматы появятся выделенные полосы для общественного транспорта и машин экстренных служб. Власти стали очищать проспект Абая от припаркованных машин, грозились, что вскоре нельзя будет оставлять автомобили и на других алматинских улицах. Планы не поменялись?
- Для того чтобы убрать с наших улиц машины, нужно решить вопрос с парковками. Нельзя просто взять и запретить. Места для стоянки будут организованы на перпендикулярных к магистральным улицах. Летом мы начнем исследовать город на предмет того, где именно такие стоянки должны появиться. Тогда же станет понятно, какие улицы можно сделать односторонними. Управление природных ресурсов уже организует в центре города платные автостоянки, постепенно их будет все больше. Пока мы будем прилагать усилия к тому, чтобы упорядочить парковку, по крайней мере, следить за тем, чтобы автомобили не стояли в два ряда.
А на днях в Алматы прошел семинар, на котором говорили о возможном внедрении в городе системы скоростных автобусных перевозок. Быстрые автобусы движутся со скоростью 25 километров в час по специальным выделенным полосам, время в пути занимает от 10 до 20 минут, а пассажиропоток составляет от пяти тысяч человек в час. Это своеобразное метро, только на поверхности, и строительство его стоит в 10-20 раз дешевле.
- Так появятся ли скоростные автобусные перевозки в Алматы? - интересуюсь я у моего собеседника.
- Обязательно, но пока мы не можем говорить о конкретных сроках. Нужно провести исследования, подготовить проект. На это уйдет немало времени. Пока же рассматриваем все предложения. Сейчас мы продолжаем строительство метро, в 2014-2015 годах начнем реализовывать проект по строительству легкорельсового транспорта. По уже существующим рельсам по улице Толе би будут ходить современные скоростные трамваи. Кроме того, в этом году в Алматы появятся 400 новых автобусов, в следующем - будем внедрять систему электронного билетирования пассажиров.
Оксана АКУЛОВА, фото Тимура БАТЫРШИНА и с сайта Tengri-news, Алматы