2120

Королевская кухня

Казахстанский футбол, несмотря на непрекращающуюся пандемию, уже вышел как на республиканскую, так и на международную арену. Пусть в меньшей степени, но это можно сказать и о хоккее, где нервы своим болельщикам уже вовсю щекочет “Барыс”. А как в условиях пандемии поживает казахстанская легкая атлетика? Что-то о ней в последнее время ничего не слышно.

Королевская кухня

А ведь она все-таки, как ни крути, королева спорта! И в отличие от нашего футбола, который по ряду причин вообще не в курсе, что такое Олимпиада, казахстанские легкоатлеты - постоянные участники главных Игр четырехлетия, а некоторые даже завоевывают на них медали. Так, по крайней мере, было до недавних пор…

Какие перспективы у нашей королевы в новом сезоне? На что она может рассчитывать на Олимпийских играх в Токио? На эту тему “Время” решило поговорить с заслуженным тренером Казахстана, бывшим генеральным секретарем и вице-президентом Казахстанской федерации легкой атлетики Алексеем КОНДРАТОМ. Сегодня он уже не работает в этой организации, но по-прежнему в курсе всех дел на королевской кухне.

- Новый главный тренер сборной Казахстана по легкой атлетике бронзовый призер Олимпийских игр по десятиборью Дмитрий КАРПОВ в одном из интервью обещал, что будет завоевано десять лицензий на Олимпийские игры в Токио. Как вы считаете, сможем?

- Сейчас у нас три лицензии. Их завоевали Ольга РЫПАКОВА в тройном прыжке, а также ходоки Георгий ШЕЙКО и Айман РАТОВА. Пока это все. Олимпийские нормативы очень высокие. Но можно попасть на Олимпиаду и по рейтингу.

Если судить по прошлому году, то неплохие шансы (процентов на 80) имеют метатель ядра Иван ИВАНОВ и бегун Михаил ЛИТВИН. У мужчин никого больше не вижу. 

Иван Иванов: бросок в Токио.

Ни шестовикам, ни высотникам это не под силу. Про бегунов я вообще молчу. Если говорить о женщинах, то, можно сказать, подарок сделали спринтерше Виктории ЗЯБКИНОЙ. Она недавно стала мамой. Если бы Олимпиаду не перенесли на 2021 год, ей бы проблематично было туда попасть. Ведь она только летом начала тренироваться. А теперь у нее есть шанс, так же, как и у ее подруги Ольги САФРОНОВОЙ. Прыгунья в высоту Надежда ДУБОВИЦКАЯ близка к нужному рейтингу. Могут вытянуть счастливый билет прыгуньи тройным Ирина ЭКТОВА, Мария ОВЧИННИКОВА и бегунья Элина МИХИНА. Есть еще Маргарита МУКАШЕВА, но она недавно родила, и я не знаю, успеет ли восстановиться. Может выстрелить кто-нибудь у женщин в спортивной ходьбе и марафоне. В принципе, Дмитрий Карпов близок к истине. Десять человек, плюс-минус два атлета.

Надежда Дубовицкая взяла высоту.

- А как же наши кенийские легкоатлеты, которые получили паспорт Казахстана? Я имею в виду Нору ДЖЕРУТО, Каролин КИПКИРУИ, Дэйзи ДЖЭПКИМЭЙ, Шэдрака КОЭЧ и тренера-менеджера Кеннета РОТИЧА. Столько было разговоров, что они будут выступать за нас на Олимпиаде…

- Ну это целая история. В Усть-Каменогорске в 2017 году проходил зимний чемпионат Казахстана. И меня, Ольгу Рыпакову, ее мужа, а также генерального секретаря федерации Лашина АЙМАГАМБЕТОВА пригласил на прием аким Восточно-Казахстанской области Даниал АХМЕТОВ, который на тот момент еще не был президентом Федерации легкой атлетики Казахстана (федерацию тогда возглавлял Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ. - А. Т.).

Он нам рассказывал, какие успехи ждут усть-каменогорских волейболисток на международной арене, а затем перешел к легкой атлетике. Аким сказал, что у нас есть только Рыпакова, и больше никого. Выход один - нужно приглашать африканских спорт­сменов. И тогда же он предложил организовать в Усть-Каменогорске профессиональный клуб по прыжкам и пригласить в него как казахстанцев, так и иностранцев. В итоге появился Altay Athletics. Его директором стал Асхат СЕЙСЕМБЕКОВ, который впоследствии занял пост и генерального секретаря Федерации легкой атлетики.

А летом неожиданно для меня приезжают к нам кенийцы-бегуны. Я говорю: вы что творите, IAAF в феврале 2017 года ввела запрет на смену атлетами спортивного гражданства! Но ко мне не прислушались. Попытались сделать африканцам паспорта. Долго у них не получалось.

А осенью 2018-го на исполкоме новый президент федерации Даниал Ахметов говорит: к новому году кенийцы получат наши паспорта и в 2019-м принесут нам медали! Тут я не выдержал: “Нет, не принесут. Вам разве не сказали о правилах перехода? Во-первых, переходы заморозили. Потом разрешили, но с условиями. Переходить можно только один раз и только тем, кому исполнилось 20 лет. Жить нужно на территории своего нового государства не менее 70 процентов времени в году. И когда вы подаете документы в международную федерацию, то попадаете под трехлетний карантин. Значит, за Казахстан кенийцы смогут выступать не ранее 2022 года”. Ничего страшного, сказал Ахметов, значит, будут выступать за нас на Олимпиаде-2024.

И вот уже полтора года они ходят с паспортами Казахстана.

Кенийские легкоатлетки хотят помочь Казахстану?

- Какая-то темная история...

- Вы правы. В Казахстане они бывают только несколько раз в год. А так живут у себя на родине. Хотя если они сдали, как заявляют, кенийские паспорта, то непонятно, как им это удается. В Кении они могут находиться по закону не более 180 дней в году. А остальные полгода где живут? Как оформляют визы?

- Не так давно в одной из кенийских газет вышел репортаж о сестрах Норе Джеруто и Дэйзи Джэпкимэй, в котором говорится, какая бы сильная сборная была у Кении в беге на три тысячи метров с препятствиями, если бы не отменили в 2020 году Олимпийские игры…

- Получается, что они себя считают членами сборной Кении…

- А получают зарплату в Казахстане, в не самой богатой в финансовом плане Восточно-Казахстанской области?

- Очевидно, так.

- Выходит, что весь профессиональный клуб Altay Athletics тоже живет за счет государства. А как же слова президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, что в условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет и что миллиарды тенге на их поддерж­ку в Казахстане расходуются неэффективно? Не могут сами зарабатывать - пусть закрываются…

- Президент сказал, что не должно быть стопроцентного финансирования клубов за счет бюджета. То есть на определенную сумму они могут рассчитывать. Но, в принципе, все верно.

Вот покинула премьер-лигу по футболу команда “Иртыш”. Что, мир перевернулся? Или вся Павлодарская область теперь стонет и не знает, как жить дальше? Нет. А покинула лигу из-за безалаберности руководства клуба. Покупали легионеров, тратили бюджетные деньги вовсю. Думали: а куда денутся, все равно дадут. А потом раз - и многомиллиардный долг.

- Вернемся к легкой атлетике. В Нур-Султане построили легкоатлетический манеж на семь тысяч зрительских мест. Это даст толчок развитию этого вида спорта в Казахстане?

- Ну, как сказать... Манежей у нас, в принципе, достаточно. В Петропавловске, Усть-Каменогорске, Караганде, Шымкенте есть. В Актобе строится. Нужны в Павлодаре и Алматы, где спортсмены не тренируются, а мучаются. А в Нур-Султане? Конечно, хорошо.

Другой вопрос, что в столице всего шесть-семь тренеров. Это я вместе с пенсионерами насчитал, которые продолжают работать. Но они работают, как правило, в детском спорте. Ни одного человека нет в национальной сборной.

Когда в 2017 году я был еще в комиссии по проекту этого манежа, мне задали вопрос: “А вы сможете его заполнить?” Причем тогда разговор шел не о семи тысячах зрительских мест, а о двенадцати тысячах. “Нет, конечно, - ответил я. - У вас в столице на миллионный город всего шесть-семь тренеров, у которых занимаются по 20-30 человек”. Нужно открывать ДЮСШ, приглашать тренеров. Ну будет национальная сборная на сборы приезжать. Хотя город очень дорогой.

А в Усть-Каменогорске манеж соответствует всем нормам. Посмотрим. Запланировали два чемпионата в следующем году. Подали заявку на проведение чемпионата Азии в 2022-м. Но с этим тоже проблема. Нужно 120-150 судей для всех служб. Они есть, но разбросаны по всему Казахстану. Другое дело Алматы - там 50 человек уже есть. Двадцать пригласили, и уже можно соревнования проводить. А в Нур-Султане шесть-семь человек местных. Даже для чемпионата Казахстана нужно человек восемьдесят. А это расходы. Нужно срочно обучать судей, волонтеров.

- Кроме тренеров и судей, всего хватает?

- Жутко не хватает летних стадионов. Есть только Центральный в Алматы. Но его уже четвертый год обещают закрыть на реконструкцию и ликвидировать беговые дорожки. Мы тогда вообще окажемся в сложной ситуации.

Говорят, что на запасном поле Центрального сделают легкоатлетический стадион. Ну не знаю. Говорили о Туркестане. Но фото мне прислали - пять беговых дорожек. В Караганде прошла реконструкция. Думал, увеличат. Как было шесть дорожек, так и осталось. Положили новые дорожки в Павлодаре. На картинке красивые. Но шесть по прямой и пять по виражам. Стадионы нестандартные. Даже детские соревнования проводить нельзя.

Александр ТРОФИМОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Reuters и AFP, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее