Мы будем долго гнать велосипед…
Прошедший в минувшие выходные “Тур Алматы” до сих пор вызывает жаркие споры как среди любителей велоспорта, так и среди простых горожан, имеющих собственное представление о здоровом образе жизни. Одни от этой международной велогонки без ума, других любые велосипедисты как класс жутко раздражают, а третьим всякие там массовые соревнования в выходные дни мешают свободно перемещаться по городу. Каждому, увы, не угодишь… Но надо…
Все эти претензии алматинцев мы высказали вице-президенту Казахстанской федерации велоспорта Аманбеку КУЛЬЧИКОВУ (на снимке).
- Уже в первый день велогонки многие жители Алматы были крайне возмущены неудобствами, которые им создали велосипедисты. Город, по их словам, был полностью парализован. Люди не могли двигаться на своих авто в центре города, опаздывая на запланированные свидания, встречи и мероприятия. Что вы можете на это сказать?
- Да, проблемы с проездом автомашин в городе были. Но такое происходит во всех городах Европы, где проходят велогонки. “Тур Алматы” - это не велопробег, это международная велогонка, которую показывает канал Evrosport. А это многомиллионная аудитория! Люди должны это понимать. Это же их город! Неужели сложно один раз в год заранее скорректировать свой маршрут. Выехать, куда им надо, чуть раньше. Ведь гонка начиналась в 12 часов. И во время велогонки дороги постоянно не были перекрыты. Да, задержки случались. Это из-за того, что разрывы между группами велосипедистов были очень большими. А полиция просто не имела права открывать дорогу, пока последний гонщик не минует перекресток.
- Но ведь в прошлые годы таких проблем во время “Тура Алматы” не было…
- Это потому, что раньше перекрывалась, по существу, одна улица. А в этот раз мы решили провести первый этап велогонки именно в центре города.
- А не лучше ли выехать за город, к примеру, на капшагайскую трассу? И никому велосипедисты мешать не будут…
- А что мы там будем показывать? Степи? Кому нужна такая гонка? Мы, наоборот, хотели, чтобы мир увидел, что Казахстан - это не Афганистан или Пакистан. Туристы, которые первый раз оказались в Алматы, были удивлены красотой города. Они ведь раньше думали, что люди здесь живут в юртах, а ездят на верблюдах и лошадях. Так что наша задача была не просто организовать гонку ради гонки. Наша цель намного шире. Мы, к примеру, хотим, чтобы казахстанцы хотя бы один раз в неделю пересели с авто на велосипеды, ведь в том же Алматы из-за переизбытка машин дышать нечем… И конечно, было бы здорово, чтобы алматинцы стали частью этого спортивного праздника, выйдя всей семьей поболеть за наших велосипедистов. В Европе люди даже специально в отпуск идут, чтобы попасть на велотур.
- Многие и у нас уже пересели на велики. Но недовольные все равно будут…
- Безусловно. Но мы из-за них не будем ломать то, что с таким трудом за это время было сделано для имиджа города и страны. В следующем году первый этап “Тура Алматы” опять пройдет в центре города. Это точно. Но мы, конечно, учтем все наши недочеты. Уже решили, что надо будет сократить первый этап на один круг. Возможно, немного поменяем маршрут. Может быть, проведем
командную разделку. Новшества будут. Но такую велогонку, как “Тур Алматы”, в любом случае терять никак нельзя. А что касается недовольства горожан… Что ж, будем вести с ними диалог. Объяснять им, что в этот день город должен быть без машин.
- А какой бюджет у “Тура Алматы”?
- Несмотря на заметное повышение курса доллара, бюджет остался на уровне 2015 года. Но когда денег на организацию гонки в связи с девальвацией тенге не хватает, то помогают спонсоры.
- И все же назовите хотя бы примерную сумму?
- Если говорить грубо, с учетом всех обстоятельств, то выходит где-то чуть более миллиона долларов.
- Ходили разговоры о том, чтобы финиш “Тура Алматы” сделать не на Медеу, а на Шымбулаке. Это было бы очень круто!
- Все вы знаете (смеется)! Такие задумки есть. Но в детали пока посвящать вас не буду. Скажу только, что планируется также сделать коммерческий заезд на Шымбулак с участием бизнесменов - страстных любителей велоспорта.
- Слышал об идее создания Азиатского велотура путем соединения “Тура Алматы” и “Тура Китая”. Насколько это реально?
- Вы знаете, что гранд-туры сейчас есть только в Европе. Поэтому и возникла такая идея. Диалог с китайской стороной уже состоялся. Первые шаги в этом направлении сделаны. Когда появятся новые детали в организации супермногодневки Silk Way Tour, мы вам обязательно сообщим.
- Впервые за шесть “Туров Алматы” на пьедестале не оказалось казахстанцев. Вам, как вице-президенту Федерации велоспорта Казахстана, не обидно?
- Это международная гонка. И мы создаем одинаковые условия для всех. Приехали очень сильные команды. Поэтому мы и сделали такой нелегкий маршрут. Но двое наших молодых гонщиков из национальной команды попали в десятку на втором этапе. Это очень хорошо. Значит, в будущем они могут попасть в основной состав “Астаны”. Поэтому мне не то что не обидно, я даже рад за них. Тем более вы знаете, что лучшие казахстанские гонщики в это время выступали на чемпионате мира в Австрии.
- Вы довольны их выступлением в Инсбруке?
- В принципе, да. Алексей ЛУЦЕНКО занял в разделке 13-е место. Это очень хороший результат, учитывая не совсем подходящий для него рельеф гонки. Кстати, азиатских гонщиков из других стран не было даже в первой полусотне.
- А вообще когда наши велосипедисты, я имею в виду казахстанцев, а не легионеров из “Астаны”, будут побеждать на крупных международных стартах?
- А вы забыли, что Алексей Луценко завоевал два золота на Азиатских играх? Кроме этого у нас в Индонезии были еще серебро и бронза. Велосипедный спорт Казахстана сейчас на очень хорошем уровне. Луценко отдохнет и начнет целенаправленно готовиться к Олимпиаде-2020. Вы помните, как он готовился к Играм-2016? Леша был в великолепной физической форме, но получил травму и не поехал в Рио. 2019 год будет очень жарким в борьбе за олимпийские путевки. Мы хотим получить две-три лицензии на шоссе, парочку - на треке и одну - в маунтинбайке.
Александр ТРОФИМОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы