Жансая АБДУМАЛИК: Я думаю, что парни сейчас поумнели
Чемпионкой мира по шахматам среди девушек в возрасте до 20 лет на недавнем первенстве в итальянском Тарвизио хотели сделать представительницу США Дженнифер Ю. Но наша соотечественница Жансая АБДУМАЛИК не позволила обыграть себя ни при каких обстоятельствах! О шахматах в ее жизни и не только юный мастер откровенно рассказала в эксклюзивном интервью нашей газете.
- Я должна была играть решающий, 11-й тур белыми фигурами, но они что-то там с жеребьевкой сделали, чтобы отдать белый цвет американке, - рассказывает Жансая перипетии прошедшего турнира. - До этого я и Дженнифер сыграли по пять партий белыми и столько же черными. Но предпочтение по правилам отдается тому, у кого большее количество очков перед последним туром и кто по рейтингу выше. А я и рейтинг-фаворитом была, и количество очков у меня было большее. Но вот преимущество почему-то отдали Америке. И это было очень явно сделано, потому что жеребьевку проводят через компьютер, но, получается, в систему иногда организаторы могут вмешиваться!
Все удивились: как такое может быть?! И все понимали: если бы я играла белыми, как и положено, то мне было бы легче.
- Наша сторона выразила какой-то протест?
- Мой тренер был в шоке и, конечно, возмущался: как они могли так сделать против всех показателей?! Но я сказала: “Теперь это уже не важно. Давайте готовиться по новой! Все узнаем после турнира”. Я не стала обращать на это внимания, потому что нельзя было терять эянергию и нервы. Тем более что у нас совсем не было времени: последний тур начинался в 10 утра, а результаты жеребьевки объявили лишь накануне в 21.30! И мы вместо сна перед решающей игрой стали все проигрывать заново - уже против другого цвета.
После турнира я спросила у одного судьи насчет жеребьевки, но он не смог мне объяснить, почему именно так получилось.
- А во время самой игры никаких неожиданностей не было?
- Во время игры вряд ли что-то можно сделать - доска же на виду. Правда, во время игры девочки пытаются импульсивно себя вести, по часам стучат резко, ходят, чуть ли не швыряя фигуры. Так они хотят спугнуть соперницу, произвести на нее впечатление.
- В решающей игре с американкой было что-то подобное?
- Ситуация была такая, что, поскольку я опережала всех соперниц на пол-очка, в финале меня устраивала даже ничья. А американку ничья не устраивала. И вот эта сильнейшая шахматистка, чемпионка мира появляется передо мной: такая большая девочка, где-то метр семьдесят пять ростом, очень красивая, уверенная, в спортивной форме с большой надписью USA. И я так поняла, что она сразу хотела побороть меня психологически. Ну ладно, думаю, прийти - это одно, а вот что ты покажешь - это другое. Я просто сидела за своей доской, настраивалась и не смотрела, что она туда-сюда ходила дефилировала передо мной. И когда ее подготовка закончилась, то в начале игры я уравняла ситуацию, а потом потихонечку начала ее переигрывать. В какой-то момент я решила зафиксировать положение и уйти отдыхать. Предложила ей ничью, но она не согласилась. А спустя ходов 15 сдалась!
- А как вы вообще стали заниматься шахматами? С чего все началось?
- Началось все с папиной мечты стать чемпионом мира! Но родителям было некогда возить его на турниры, он просто занимался в шахматной секции и достиг уровня кандидата в мастера спорта. А когда родился мой брат Санжар, который старше меня на два года, папа (Данияр АШИРОВ, ныне президент Академии шахмат Жансаи Абдумалик. - О. В.) решил вырастить из него чемпиона. Он стал усиленно тренировать его. А заодно и меня. И однажды, когда мне было уже шесть лет, папа показал нам партию Капабланка - Алехин в 33 хода, а потом дал задание повторить ее вслепую. Я повторила. Он удивился: “Как ты это сделала?!” А я просто смотрела на потолок и представляла там шахматную доску. После того случая папа переключился с Санжара на меня, хотя считаю, что брат более талантливый, чем я. У него очень острый и яркий стиль игры.
- Но почему тогда вы, а не он стали чемпионом?
- Просто потому, что у меня характер помягче! Например, нам всегда надо было рано утром просыпаться и идти на тренировку. А просыпаться не хотелось, тем более сидеть с утра, долго думать, напрягаться. Санжар сопротивлялся и иногда просто не ходил: “Не пойду, и все!” А я спокойно вставала, шла и занималась: раз папа говорит - значит, надо слушать... Но, если честно, мне тоже не особо хотелось всем этим заниматься каждый день. Хотелось поспать, понежиться в постели, отдохнуть, хотелось побегать, как всем детям, съездить к бабушке. Но папа грамотно все объяснял, расставлял приоритеты, и я делала так, как он говорил, потому что он взрослый и лучше знает.
- Санжар теперь не жалеет?
- Нет. Он выбрал учебу и уже полтора года учится в Германии на инженера. Еще он у нас чемпион Казахстана по легкой атлетике и тоже мастер ФИДЕ, но насчет шахмат говорит мне: “Ты за нас двоих!” Потому что все равно родителям пришлось бы выбирать - они не потянули бы двух чемпионов. Ведь очень много нервов уходит на переживания, на то, чтобы все объяснить. А еще в материальном плане это очень тяжело.
- А разве государство не помогает?
- На начальном этапе ты должен что-то показать, доказать. А пока докажешь, делаешь все на свои средства. И, наверное, по этой причине мы не будем делать профессионала из моего младшего брата Жангира, которому сейчас 11 лет. Хотя, кажется, из нас троих он самый талантливый в шахматах: в четыре года уже спокойно решал мат в два хода и абсолютно все знал.
- В 2008 году после первой серьезной победы, когда вы стали чемпионкой мира среди девочек, президент страны подарил вашей семье квартиру в Алматы. А что сейчас?
- После того серьезных подарков не было. Просто тогда мы очень нуждались в жилье, потому что жили в арендованной квартире. А потом были только какие-то денежные премии. В этот раз мне подарили цветы и передали поздравительное письмо от министра. Но на самом турнире в Италии за первое место вручили в качестве приза 2500 евро.
- Кстати, было время попутешествовать по Италии?
- На этом чемпионате мы играли 11 туров, и у нас было два выходных дня. В первый выходной организаторы устроили экскурсию в Австрию за 240 километров, а во второй - в Венецию, куда надо было ехать 220 километров. Я не захотела никуда ехать, мне показалось, что больше устану от этих поездок, отвлекусь, а мне надо было сфокусироваться на победе. Ведь, несмотря на то, что я была на этом турнире шахматисткой с самым высоким рейтингом - 2428 баллов, поволноваться пришлось, поскольку по составу это был самый сильный чемпионат мира за все время. В этот раз играли 89 девушек, из них 17 чемпионок мира из разных стран, очень много чемпионок Азии и Европы. Все собрались потому, что в 2016 году многие, и я в том числе, пропустили чемпионат по той причине, что проходил он в Индии. Многие побоялись их специфической еды и не очень хороших бытовых условий...
- Смотрю на вас - скромная девочка с застенчивым взглядом, длинной косой, тихим голосом... Но откуда такая скрытая сила и уверенность в себе?
- Эти качества в меня с детства закладывали родители (мама Жансаи Алма АШИРОВА. - О. В.). Они каждый день говорили нам, что мы лучшие, что рождены для того, чтобы быть успешными людьми. И по-другому не может быть: даже если бы я занималась не шахматами, а чем-то другим, все равно была бы успешной! А силы берутся из тренировок, и тренируюсь я немало.
- Как проходит ваш день?
- Просыпаюсь часов в 7-8, иду в бассейн, плаваю полтора часа с тренером индивидуально. В последнее время еще стала ходить на профилактический массаж, потому что мы, шахматисты, долго сидим, а это вредно. Затем отправляюсь домой на обед, потом в свою Академию шахмат на тренировку. Занимаюсь там около двух часов с тренером Рустамом ХУСНУТДИНОВЫМ, он капитан женской сборной Казахстана по шахматам, международный гроссмейстер. Далее еще часа полтора занимаюсь сама, а потом еще часа три по скайпу с моим главным тренером Захаром ЕФИМЕНКО. Это украинский гроссмейстер, чемпион Олимпиады по шахматам 2010 года, он до сих пор является игровым шахматистом. Я у него первая и пока единственная ученица из молодежи, а до этого он был секундантом чемпиона мира Владимира КРАМНИКА… И такой график у меня уже лет 12.
- Не чувствуете себя белой вороной среди сверстниц?
- Нет. Я же крутая (смеется)! Если говорить о внешности, то мне очень комфортно без косметики на лице. И ходить с косой мне нравится, это же очень красиво! Разве нет? И потом я думаю, что парни сейчас поумнели и им тоже уже не нравится, что нет в девушках индивидуальности, что они все одинаковые и вообще выглядят вульгарно.
- А у вас есть подруги, с которыми можно пойти, скажем, в кино, клуб или просто погулять?
- Конечно есть! Но я редко куда-то хожу, потому что не любитель всего этого и вообще человек домашний. Тем более скоро у меня опять начнется напряженное время. С 20 по 30 декабря будет чемпионат мира среди женщин всех возрастов по быстрым шахматам - рапиду и блицу, который пройдет в Саудовской Аравии в Эр-Рияде. А в 2018 году в российском Ханты-Мансийске пройдет взрослый чемпионат мира среди женщин, и у меня настрой на безоговорочную победу! Об этом я мечтала с самого детства. И еще в следующем году будет много других важных шахматных мероприятий, поэтому успокоюсь и отдохну уже только в 2019 году.
- А вообще когда-нибудь успокоитесь?
- Думаю иногда, что успокоюсь, остановлюсь, но потом мне кажется, что нет (смеется). Потому что я иногда пытаюсь отдыхать, но проходит дня три-четыре, и мне так хочется шахматы потрогать - они же мои родные! И даже сны мне снятся: я вижу разные жизненные ситуации, разных людей, но постепенно все люди превращаются... в шахматные фигуры на доске.
- А когда замуж выйдете, прекратите играть?
- Замуж выйду, думаю, не скоро. А то это будет меня отвлекать от моего плана.
- ...?!
- Хочу пойти в депутаты мажилиса. Я уже узнавала, что баллотироваться можно с 25 лет. Мне кажется, что это интересно, и потом передо мной будет открыто много дверей, для того чтобы я могла людям реально помогать. Эта идея возникла у меня в 8 лет, когда я стала чемпионкой мира среди девочек и меня пригласили в Астану посмотреть, где сидит и работает наш президент, где депутаты принимают важные для страны решения.
- А ближайшая мечта какая? Какой подарок хотите получить на 18-летие?
- Хочу, конечно, сотовый телефон, чтобы можно было нормально через Интернет общаться с друзьями-шахматистами со всего мира. Но родители сказали, что я телефон еще не заслужила. Мне надо стать гроссмейстером среди мужчин или перевалить отметку рейтинга 2500. Сказали: сделаешь - получишь!
- Расстроились?
- Сначала да. А потом пошла… в шахматы поиграла и успокоилась!
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА и из семейного архива АБДУМАЛИК, Алматы
Вместо P.S. 18 лет Жансае Абдумалик исполнится 12 января 2018 года.