Тайны футбольного двора
Как генсек Каныш Аубакиров захватил власть в ФФК
На прошедшей неделе стало окончательно понятно, что генеральный секретарь ФФК Каныш АУБАКИРОВ (на снимке) заполучил абсолютно всю полноту власти в отечественном футболе, завершив тем самым многоходовую операцию, начатую еще 28 ноября прошлого года на президентских выборах (мы предварили их статьей “Вреда от него нет...”, “Время” от 5.11.2016 г.). Фактическое подтверждение этого пришло из Катара, где 14-15 февраля проходил саммит ФИФА: там наш футбол по логике вещей должен был представлять президент ФФК Сеильда БАЙШАКОВ, но вместо него фотографироваться с главой ФИФА Джанни ИНФАНТИНО убыл генсек Аубакиров.
Так начиналась легенда
Выборы президента ФФК с единственным кандидатом - легендарным казахстанским футболистом Сеильдой Байшаковым - прошли довольно гладко. Официально сообщалось, что все члены федерации, а это представители порядка 40 различных юрлиц, единогласно поддержали Сеильду Икрамовича, занимавшего долгие годы пост вице-президента.
Байшаков давно живет футболом, хозяйство знает изнутри, в скандалах не светился. Почему бы и нет?
Однако на этой же выборной конференции (как твердят очевидцы, с подачи генерального секретаря) спешно отредактировали устав федерации, который до этого, кстати, уже существенно переписали в августе 2016-го на предыдущей конференции ФФК, прославившейся тем, что охранники не допустили на нее представителя алматинского “Кайрата”.
Так вот проект главного документа, регламентирующего жизнедеятельность организации, отвечающей за весь казахстанский футбол, в тот день, когда проходила выборная конференция, 28 ноября, судя по всему, мало кто рассмотрел. Возможно, из-за нехватки времени. А кто все-таки окунулся в него, ужаснулся, как это произошло с делегатами от общественного объединения “Спортивный союз глухих”. По иронии только этот союз оказался не слеп и не глух в отношении поправок.
Люди резонно задались вопросом: а зачем вообще избирали президента ФФК, если тут же принимается новая редакция устава, передающая все полномочия главы федерации генеральному секретарю? “Давайте избирать тогда генерального секретаря, а не президента!” - предложил представитель Спортивного союза глухих. Однако его голос лишь отозвался глухим эхом.
Отобрали последнее
Поскольку неоднократно переписанный за последние полгода устав ФФК, в котором должны быть расписаны полномочия каждого должностного лица федерации, ее функционеры по-прежнему скрывают от общественности, нам остается только верить словам Аубакирова, сказанным в интервью порталу Nur.kz под символичным заголовком “Не за власть в футболе нужно бороться, а заниматься его реальным развитием!”. И в нем генсек ФФК сообщает, что в Катар должен был ехать именно... Байшаков.
“Согласно уставу в Федерации футбола административными, хозяйственными и финансовыми вопросами занимается генеральный секретарь, - раскрыл Аубакиров свои права и обязанности в этом интервью по случаю своих 100 дней с момента назначения на должность генсека, а заодно и просветил болельщиков по поводу границ дозволенного недавно избранному президенту ФФК: - Однако я не могу сказать, что все ключевые вопросы замыкаю на себе. Поскольку задача президента федерации гораздо масштабнее. Его главная задача - это укрепление позитивного имиджа, развитие, популяризация и пропаганда казахстанского футбола не только среди населения страны, но и на мировой арене”.
Если перевести с чиновничьего языка на русский, то сказано следующее: все, что есть хорошего в ФФК (бюджет, закупки, кадровые вопросы), находится в сфере интересов генсека, а то, за что можно попасть под критику общественности или даже получить по шапке (безуспешные выступления сборной, неразвитая инфраструктура, развал детского футбола), - это - извольте! - вотчина президента.
Казахстан не Европа?
Казахстанская федерация футбола создана по образу и подобию Европейской ассоциации, впрочем, как и остальные 54 члена УЕФА. Во всех этих структурах главным менеджером является президент. Именно он обладает самыми широкими полномочиями по простой причине - его избирают все члены ассоциаций/федераций. Это общее решение, в результате которого кандидату делегируются права отстаивать интересы всей организации. А генеральный секретарь (кое-где вместо него исполнительный директор) заведует секретариатом - органом, обеспечивающим жизнедеятельность ассоциации, готовящим мероприятия и командующим пресс-службой. Кстати, даже в Азиатской конфедерации футбола действует европейская модель.
Но у нас особый путь. И получилось так, что вся полнота властных полномочий ФФК передана назначенцу, которого никто не избирал, и, следовательно, он не несет ответственности ни перед кем, кроме тех, кто его назначил.
Подъем с переворотом
За неполных три месяца, прошедших с выборной конференции, власть в руках Каныша Аубакирова окрепла настолько, что уже в самой федерации нет сил, чтобы хоть немного приземлить деятельного генсека. Из руководства выдавлены сразу два вице-президента, заменены несколько членов исполкома, хотя все кандидатуры получили одобрение членов ФФК на выборной конференции. Сам генеральный секретарь оброс еще одной должностью - первый вице-президент. Но и это еще не все.
Костяк исполкома подобран так, что из семи его постоянных членов только двое не являются сотрудниками федерации. Из оставшихся пяти трое - подчиненные Каныша Аубакирова, четвертый - он сам, а пятый - Сеильда Байшаков, которого теперь уже лишили даже представительских функций. Это позволяет протаскивать любые решения или блокировать неугодные инициативы как от других членов исполкома, так и от клубов через Профессиональную футбольную лигу (ПФЛК). Кстати, мы уже рассказывали, как на практике с презрением собственных регламентов такой исполком узаконивает нелегитимные решения (см. “Искусственный офсайд”, “Время” от 11.2.2017 г.).
Финансовый туман...
Все эти перемены вряд ли пошли на пользу нашему футболу. В частности, впервые за последние годы федерация не выложила финотчетность за отчетный период. На новом сайте ФФК даже исчезла такая опция. Теперь никто не сможет узнать, почему вдруг у ФФК резко упали налоговые отчисления. В частности, за 2015 год федерация перечислила в бюджет более 447 млн. тенге в виде НДС, а в 2016-м - всего 352,7 млн. И это при том, что фонд “Самрук-Казына” по-прежнему выделяет деньги на спорт номер один, а сама федерация, как похвалился в уже упомянутом интервью Аубакиров, существует на средства УЕФА.
А ведь финансы, напомним слова Аубакирова, - это его сфера ответственности, как и кадры, про которые хочется поговорить отдельно.
…и кадровый облом
С приходом Аубакирова федерация находится в перманентном поиске внутренних врагов и предателей, якобы сливающих все внутренние разборки в СМИ. В такой обстановке многие по-настоящему футбольные люди отказываются работать. Тотальное недоверие не может не угнетать профессионалов. Один из последних специалистов, оставшихся в футболе, Азамат АЙТХОЖИН, который сегодня возглавляет ПФЛК (являющуюся вроде бы независимой структурой, отвечающей за внутренние турниры и взаимодействие с клубами), боюсь, тоже вряд ли надолго задержится. Создается впечатление, что он уже попал под прицел только лишь за свое здравомыслие. Заседания совета ПФЛК, формально никак не подчиняющегося ФФК, в последнее время проходят под чутким контролем и руководством Аубакирова. Что там делать генеральному секретарю, в круг обязанностей которого Профессиональная футбольная лига никак не входит?
Кстати, сам Каныш Кайдарович тот еще кадр! Он умудрился предложить провести Суперкубок (матч, в котором, как известно, встречаются победитель чемпионата и обладатель Кубка Казахстана) раньше... финала Кубка! И это не единственный совет человека, наделенного почти неограниченными властными полномочиями.
В общем, на фоне всего этого бедлама разбирающиеся в футболе люди и покидают федерацию. Недавний демарш одного из спонсоров детских турниров Берика КАНИЕВА наглядное тому подтверждение (см. “Я устал, я ухожу”, “Время” от 14.2.2017 г.).
С другой стороны, в федерацию не вернулся руководитель “Астаны” Саян ХАМИТЖАНОВ, впервые в истории страны выведший свой клуб в групповой этап Лиги чемпионов, сделавший для продвижения казахстанского футбола больше всех, вместе взятых, нынешних функционеров. Как не попал даже в члены исполкома ФФК и председатель попечительского совета “Кайрата” Кайрат БОРАНБАЕВ, демонстрирующий на примере своего клуба перспективную модель развития казахстанского футбола.
Сейчас в ФФК образующиеся вакансии заполняются специалистами другого плана, среди которых есть и... осужденные по скандальному “делу ЕХРО” на 5 лет с отсрочкой наказания в связи с наличием малолетних детей. То есть Аубакиров, видимо, подбирает таких спецов, с которыми ему будет комфортно работать.
И вот что еще примечательно, коль уж мы заговорили о кадрах. Генеральный секретарь взял моду возить своих детей в качестве переводчиков на гостевые матчи национальной сборной. Оплачивается ли их труд за счет ФФК, я не знаю, но сам этот факт воспринимается сотрудниками федерации без особого энтузиазма.
Что делать?
Согласно регламенту в первой половине года должна собраться конференция ФФК, члены которой уполномочены вносить изменения в устав. Обычно она созывалась в марте-апреле. Следовательно, в оставшееся время еще можно подготовить проект поправок, чтобы вернуть настоящие президентские полномочия Сеильде Байшакову, законно возглавившему ФФК 28 ноября сроком на четыре года. Но как все сложится на деле? И осмелится ли кто-то выносить сор из избы...
Игорь НЕВОЛИН, фото со страницы Каныша АУБАКИРОВА в Facebook, Алматы