3951

Мы крайне удручены

В процессе подготовки материала о размерах агентских, выплачиваемых казахстанскими клубами футбольным посредникам (см. “Гонорар за гонор”, “Время” от 26.7.2016 г.), мы связывались не только с официальными лицами Федерации футбола и агентами, но и с руководителями клубов, которые до опубликования статьи предпочли взять паузу. Теперь они решили высказать свою точку зрения на поднятую нами проблему.

Директор ФК “Тобол” Талгат БАЙМУРАТОВ, у которого в обнародованном списке ФФК значатся шестеро игроков, за чье трудоустройство клуб обязывался выплатить посредникам по нынешнему курсу 124,255 миллиона тенге, сообщил “Времени” следующее:
- Мы полагаем, что посредники действительно получают много. С другой стороны - мизерная часть футболистов работает без представителей, поэтому без услуг посредников совершить переход игрока практически невозможно.
Клуб в вопросе выплат занимает предельно простую позицию - они не превышают порога, рекомендованного УЕФА. Также клуб все финансовые операции проводит исключительно в правовом поле, не производит серых выплат или выплат в конвертах.
ФК “Тобол” предпринимает все меры по ограничению запросов посредников, добиваясь минимально возможных выплат. Как правило, клуб не производит выплаты посредникам единоразово. Платежи разбиты на транши, и в случае досрочного прекращения отношений игрока с клубом агент не может претендовать на всю сумму.
Так, к примеру, услуги посредника Алассане Н’ДИАЙЕ будут стоить вполовину меньше от приведенной в документе суммы.
От редакции уточним, что рекомендованный УЕФА порог составляет 10 процентов от суммы годовой зарплаты футболиста. Следовательно, эти шестеро должны были получить за год работы в “Тоболе” 1 миллиард 242 миллиона тенге. Получается, что либо в Костанае порог УЕФА завышен, либо бюджет “Тобола” гораздо больше, чем значилось в маслихатовском отчете, опубликованном в областной газете (около 2,5 миллиарда тенге). Почему? Да потому, что в команде не шесть игроков, а 24. И кроме окладов футболистам и гонораров агентам есть еще куча других расходов, в том числе и дорогостоящие перелеты на выездные игры. Но не будем углубляться в этот вопрос. Пусть этим занимаются те, кому положено следить за расходованием госсредств. Ну или, может быть, у костанайцев есть тайные спонсоры, которые насыпают деньги “Тоболу” без меры и сожаления.
Кстати, наши источники утверждают, что избирательность федерации в засветке только части клубов и игроков обусловлена взаимоотношениями этой организации с некоторыми агентами, которые до сих пор не поняли, в какие двери надо заходить после заключения посреднических договоров. В это трудно не поверить. Ведь сейчас у того же “Тобола” не шесть новичков, а 19! То есть явно кандидатов в список отбирали по каким-то известным только ФФК параметрам.
Между тем селекционная работа костанайцев с момента, как клуб возглавил Талгат Баймуратов, всегда поражала любителей футбола своей масштабностью. Ни один год меньше одиннадцати футболистов не менялось в составе. Но с переводом в регион бывшего акима Актюбинской области Архимеда МУХАМБЕТОВА у Баймуратова словно открылось второе дыхание. До этого его личным рекордом было 14 игроков, то есть трансферных договоров за год (в 2013 году). Теперь же - 19!
Хотя мы допускаем, что это не сам Талгат Акимжанович перебрал. Дело в том, что в прошлом сезоне новый аким Актюбинской области Бердибек САПАРБАЕВ раскритиковал в СМИ растранжиривание бюджетных средств в ФК “Актобе” и велел клубному руководству избавиться от высокооплачиваемого балласта (зарплаты игроков от 61 тысячи долларов до 75). После этого вслед за госслужащим Мухамбетовым на Костанайщину пожаловали экс-актюбинцы Виктор ДМИТРЕНКО, Дмитрий МИРОШНИЧЕНКО, Чиприан ДЯК, Артурас ЖУЛПА и Сергей ХИЖНИЧЕНКО. Тут вроде все законно - ведь футболисты трудоустроились не в акимат, а в “Тобол”.
В нашей стране считается, что в футбольной кухне разбираются почти все казахстанцы. И априори все акимы. Но это не так. Все досконально знают и понимают только два руководителя областей - это уже упомянутый Архимед Мухамбетов и аким Акмолинской области Сергей КУЛАГИН. Остальные из ныне действующих акимов, в подчинении которых есть футбольные клубы Премьер-лиги, как бы обидно это ни звучало для них, все-таки дилетанты.
На фоне этого становится непонятно, почему “Окжетпес”, на который из бюджета области выделяется 1 миллиард тенге плюс 500 миллионов добавляется спонсорами, завершил первый этап чемпионата на четвертом (еврокубковом) месте, а “Тобол” с такими дорогостоящими игроками плетется на восьмом месте.
- Как ФК “Тобол” относится к факту публикаций в свободном доступе данных о выплатах посредникам? - обратились мы к руководству клуба.
- ФК “Тобол” крайне удручен тем, в каком виде опубликована данная информация. На наш взгляд, подобного рода список может быть опубликован, если он будет отражать, какие суммы тот или иной клуб в общем тратит на услуги посредников, без указания конкретных персон. Вполне резонно ожидать, что некоторые из указанных в данном документе людей захотят подать в суд на ФФК, учитывая конфиденциальный характер данных. Само существование этих данных - свидетельство честной финансовой политики клуба. ФК “Тобол” работает над тем, чтобы в установленные регламентом сроки регистрировались финансовые документы в ФФК, политика клуба была прозрачной, а также находилась в рамках правовых положений и регламентов, - заявил директор клуба Талгат Баймуратов.
У нас больше вопросов нет. Может, у кого-то другого появятся? А то мы тоже удручены...

Игорь НЕВОЛИН, фото с instagram Sergei_tsyrin, Алматы

Поделиться
Класснуть