Алматы VS Пекин: мы китайцев победим?
Газета “Время” продолжает сравнивать неспортивные возможности Алматы и Пекина провести у себя зимнюю Олимпиаду-2022. В своем первом материале мы проанализировали гостиничные комплексы нашей южной и китайской столиц и попытались ответить на вопрос: у кого больше шансов разместить всех туристов, которые захотят посетить это грандиозное спортивное событие? К сожалению, результат оказался не в пользу Алматы (см. “Время”, “Алматы vs Пекин: мы китайцев победим?”, от 25.2.2015 г.).
Теперь мы решили сравнить транспортный и коммуникационный потенциал двух городов, причем, как и в прошлый раз, с учетом показателей столиц трех предыдущих зимних Олимпийских игр - Турина (Италия) в 2006-м, Ванкувера (Канада) в 2010-м и Сочи (Россия) в 2014 году.
Иностранные туристы, которые захотят приехать на Олимпиаду, смогут попасть в место ее проведения тремя путями - по воздуху на самолетах, железнодорожным и/или автомобильным транспортом. Итак, сравним
Аэропорты
Перед тем как перейти непосредственно к сравнительному анализу, напомним, что Олимпиаду в Турине посетило около 1 млн. человек, в Ванкувере - 325 тысяч, в Сочи - более 1,4 млн. туристов. Отметим также, что у Пекина уже имеется опыт проведения Олимпийских (правда, летних) игр в 2008 году. Тогда столицу Китая посетили 400 тысяч человек.
Аэропорт Турина во время Олимпиады-2006 обслуживал до 10 тысяч пассажиров ежедневно и по 20 тысяч пассажиров в дни открытия и закрытия Игр. В общей сложности за время Олимпиады услугами аэропорта воспользовалось порядка 170 тысяч пассажиров.
Для туристического центра, коим является этот итальянский город, такая нагрузка вполне обычна. Если проанализировать ежегодную статистику аэропорта, то вырисовывается следующая картина: в 2005 году аэропорт обслужил более 3,1 млн. человек и 56,8 тысячи рейсов, в 2006-м - 3,2 млн. человек и 60,8 тысячи рейсов, в 2007-м - 3,5 млн. человек и 62 тысячи рейсов соответственно. То есть увеличение пассажиропотока из-за Олимпиады было не особо ощутимым для туринского аэропорта, и он успешно справился с этой задачей. Однако следует отметить, что этот аэропорт был реконструирован в 2005 году специально к Олимпиаде. Причем общая стоимость реконструкции превысила 90 млн. евро. Сегодня аэропорт Турина принимает и отправляет более 120 рейсов ежедневно.
Из посетивших Олимпийские игры в Ванкувере 325 тысяч туристов 270 тысяч были иностранными, но для международного аэропорта этого города такая нагрузка была тоже по плечу. Не зря же эта воздушная гавань входит в десятку лучших в мире! Ежегодно аэропорт Ванкувера обслуживает более 19 млн. пассажиров и порядка 310 тысяч самолетов. Только за один день, 1 марта 2010 года, на следующий день после закрытия Олимпийских игр, этот аэропорт обслужил свыше 38 тысяч пассажиров! В его реконструкцию перед Олимпиадой было вложено $1,4 млрд.
Блестяще справился с увеличенным пассажиропотоком во время Олимпийских игр-2014 и аэропорт Сочи. Согласно официальным данным, за время Олимпиады он обслужил около 353 тысяч пассажиров, перевалил более 2,8 тысячи тонн багажа. В олимпийском феврале аэропорт провел порядка 5120 взлетно-посадочных операций. Суточные рекорды аэропорта были побиты 24 февраля 2014 года, на который выпали почти четверть всех рейсов того месяца (575) и 10 процентов всех зрителей и участников Олимпиады, прибывших в Сочи самолетами, - более 25 тысяч пассажиров на вылет и прилет. Аэропорт также успешно справился с превышенной на 25 процентов нормативной пропускной способностью аэродрома, которая составляет до 24 взлетно-посадочных операций в час: в тот день он обслуживал 34 взлета/посадки в час. К Олимпиаде сочинская аэрогавань была реконструирована за 655 млн. долларов.
Теперь рассмотрим показатели и потенциал пекинского аэропорта Beijing Capital. Он является крупнейшим аэропортом столицы Китая и вторым по пассажиропотоку в мире. Ежедневно обслуживает более 1700 рейсов - до 83 млн. пассажиров в год. Во время летних Олимпийских игр 2008 года Beijing Capital обслуживал ежедневно 1600 рейсов, при этом общее количество туристов, прибывших на Олимпиаду воздушным транспортом, составило 98 420 человек.
Между тем в октябре 2018 года в столице Поднебесной планируется открыть новый аэропорт Дасин стоимостью $11,4 млрд. с семью взлетно-посадочными полосами, который будет способен обслужить до 2000 рейсов в сутки. Таким образом, в 2022 году воздушные гавани Пекина смогут обслуживать ежедневно порядка 4000 рейсов и свыше 556 тысяч пассажиров.
А что же воздушные ворота Алматы?
В 2014 году Международный аэропорт нашей южной столицы обслужил всего 4,5 млн. пассажиров - в среднем свыше 12 тысяч человек в сутки. Интенсивность полетов составляет в среднем до 200 взлетно-посадочных операций в сутки. Пропускная способность в часы пик - порядка 1500 человек в час. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы.
В 2007 году рядом с существующим аэропортом было начато строительство нового терминала. Его первую очередь планировалось сдать в 2008 году, и согласно планам проектировщиков аэропорт Алматы-2 в 2010 году должен был обслужить порядка 2 млн. человек, а в 2015-м (когда планировалась сдача второй очереди) - уже 6 млн. пассажиров. Однако стройка была заморожена.
В 2011 году некая малайзийская компания пообещала построить за пять лет в 100 км от Алматы пассажирский аэропорт площадью 150 тысяч кв. м, способный обслуживать 30 млн. пассажиров в год.
В 2012 году европейская компания Lufthansa Consulting предложила свой проект реконструкции действующего аэропорта и достройки нового терминала. В результате пропускная способность алматинской воздушной гавани выросла бы до 3400 пассажиров в час. Работы планировалось завершить к 2017 году.
В марте 2014 года правительство одобрило проект строительства в 48 км от южной столицы в поселке Жетыген нового аэропорта пропускной способностью до 10 млн. пассажиров в год на первоначальном этапе с возможным увеличением до 40 млн. человек. Строительство должно начаться в 2017 году. Стоимость проекта - 1,5 млрд. долларов. Однако с того момента никаких новостей о дальнейшей судьбе данного проекта нет.
Если предположить, что все перечисленные проекты будут реализованы в запланированные сроки, то к 2022 году общая пропускная способность двух алматинских аэропортов превысит 39 000 пассажиров в сутки. До показателей пекинских аэропортов, конечно, далеко, но для проведения Олимпиады - более чем достаточно.
Самое главное, чтобы новый проект расширения действующего аэропорта не постигла судьба его предшественника, так как гавань с ее сегодняшним потенциалом если и справится с олимпийской нагрузкой, то с очень большим трудом. Почему? По словам экспертов, самая основная проблема заключается в том, что львиная доля зарубежных рейсов из Европы прибывает в Алматы преимущественно ночью, так как во многих странах Старого Света действует запрет на полеты в ночное время (по данным ИКАО, по состоянию на 2012 год более 250 национальных и международных аэропортов мира ввели те или иные формы эксплуатационных ограничений на полеты в ночное время). Получается, что на обслуживание европейских туристов у Алматинского аэропорта будет 6-8 часов ночного времени. В результате он в эти часы будет работать с максимальной нагрузкой - 1500 пассажиров в час - и обслуживать в результате 9-12 тысяч человек. Это больше, чем в Турине, но меньше, чем в Сочи...
Количество обслуженных пассажиров в 2014 г.
Среднесуточное количество обслуженных рейсов в 2014 г.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Подведем итоги второго раунда “Аэропорты”. С учетом оптимистичных прогнозов в отношении олимпийских перспектив южной столицы мы полагаем, что оба претендента на проведение зимней Олимпиады-2022 должны справиться с авиапотоком туристов, поэтому присуждаем и Пекину, и Алматы по одному очку. Поскольку в первом раунде победила китайская столица, общий счет - 2:1 в пользу Пекина.