Клоака замедленного действия
В Уральске паводком может окончательно размыть дамбу, отделяющую от Урала Анискино озеро - бывший отстойник сточных вод.
За две последние недели марта в Западно-Казахстанской области выпало снега больше, чем за всю зиму. Земля, промерзшая к этому моменту на полтора метра в глубину, при условии дружной весны просто не в состоянии будет впитать всю высвобождающуюся влагу. По прогнозу РГП “Казгидромет”, в последних числах марта в Западно-Казахстанской области в связи с сохранением повышенного температурного фона и выпадением осадков ожидается формирование паводка, талого стока, возможны разливы и подтопления. Акиматы области и Уральска дали указание всем службам ЧС привести свои расчеты в состояние боевой готовности, в городе круглосуточно идут уборка и вывоз снега. Однако есть угроза, по сравнению с которой подтопление нескольких частных домов покажется просто детской шалостью. Речь о старом накопителе и отстойнике канализационных вод, известном в народе как Анискино озеро.
Анискино озеро - накопитель брошенный, но незаконсервированный. От Урала его отделяет узкая дамба, устроенная в середине прошлого века как раз для того, чтобы стоки не попадали в третью по величине водную артерию Европы.
Тревогу подняли участники НПО “Таза Булак”. Общественники занимаются экологическими вопросами не первый год. Они утверждают, что с каждой новой весной проблема обостряется. Урал - река своевольная и капризная. Каждый год она немного изменяет русло, а последние несколько лет течение на излучине бьет прямо в дамбу.
- От Урала до дамбы осталось буквально несколько метров, - говорит председатель НПО Арман БЕКТЕНОВ. - Я разговаривал со специалистами - гидрологи утверждают, что за год Урал “съедает” до 22 метров берега. Если в этом году река разольется хотя бы до прошлогоднего уровня, вода зайдет в озеро. И, соответственно, выйдет оттуда, унося всю грязь.
Когда-то Анискино озеро служило аварийным накопителем сточных вод городского управления водопровода и канализации. Территориально объект находится на землях Уральска, в районе поселка Зачаганска. По информации областного департамента экологии, в последнее время сточные воды в это озеро не сливали. Во всяком случае, официально. Однако и в прошлом, и в позапрошлом годах были зафиксированы неоднократные случаи самовольного слива канализационных отходов из вакуумных машин. Вместо того чтобы везти свой груз на КНС, водители сливают содержимое септиков и выгребных ям в водоем. Отстойник находится в свободном доступе, не огорожен, поэтому подъехать к нему не составляет никакого труда.
Вместо того чтобы, как делают во всем цивилизованном мире, его законсервировать или начать очищать, городские власти просто забыли об этом озере. Что, в общем-то, немудрено: горожане о проблеме отстойника знать не знают, а немногочисленные экоактивисты, как ни стараются, серьезных волнений мэру доставить не могут. В результате все отходы, скопившиеся за несколько десятилетий, прочно осели на дне водоема и... ждут своего часа, чтобы пуститься в большое плавание.
- Пока этот отстойник просто остается неочищенным, речь идет только о его состоянии и состоянии прибрежной флоры и фауны. Но когда дело коснется Урала, пострадают сотни километров прибрежной зоны и тысячи, десятки тысяч людей, - утверждает Арман Бектенов.
Общественник считает, что выход грязной воды в Урал несет сразу несколько опасностей. Первая и еще не самая страшная - это аммиак и водород. По этим показателям пробы воды из озера превышают нормы в несколько раз!
- Мы добились анализа проб воды. Его проводили специалисты департамента экологии, - рассказывает Арман Бектенов. - По их данным, лабораторные анализы проб, взятых 11 июля 2017 года, показали превышение по водородному показателю в 1,04 раза, по биохимическому потреблению кислорода (БПК) - в 2,8 раза и по аммиаку - в 4,5 раза.
Однако главная проблема Анискиного озера в том, что в него на протяжении нескольких десятилетий сливали отходы гальванического производства.
- В нашем городе несколько предприятий работало на оборонку, - продолжает Арман Бектенов. - Все отходы они сливали в это озеро. На дне водоема - огромное количество ртути, цинка, осмия и высоковалентного хрома. Это опаснейшие канцерогены! Период их распада - не меньше 50 лет. Учитывая, что уральские оборонные предприятия работали до середины 90-х, несложно подсчитать, что до того момента, как они станут относительно безопасными, нужно как минимум еще лет десять. Если же сейчас вся эта отрава окажется в Урале, то рост онкологических заболеваний - это самое меньшее, что грозит жителям прибрежных населенных пунктов.
Несмотря на все эти страшилки, в городской администрации хранят по поводу Анискиного озера поистине олимпийское спокойствие. И причин тому несколько. Во-первых, наличие канцерогенов в водоеме никем не доказано. В архивах заводов просто нет данных по этому поводу. Не исключено, что информация существует, но недоступна: со многих документов предприятий, работавших на оборонку, гриф “совершенно секретно” не снят до сих пор. Вопрос о наличии канцерогенов в воде могла бы снять экспертиза, которую тазабулаковцы готовы провести даже за свой счет. Но и этого им сделать пока не дают. Причины находят самые разные: невозможность проехать к озеру (хотя по дамбе проходит совершенно нормальная дорога), нехватка времени или отсутствие специалистов. Последним штрихом стало временное отсутствие акима города. Градоначальник уехал в командировку, а без него разрешение на экспертизу никто подписать не посмел.
- Наконец нам пошли навстречу и вроде бы комиссию создали, - говорит Арман Бектенов. - Но за несколько недель ее существования решение проблемы не продвинулось ни на сантиметр. Мы периодически встречаемся в акимате, обсуждаем ситуацию, но никаких решений до сих пор не принято: экспертиза не назначена, пробы не взяты. А времени остается все меньше.
И последняя проблема в списке экологов - невозможность найти владельца злополучной дамбы.
- Мы обращались в различные инстанции. Никто не признает эту дамбу своей. Из информации департамента экологии известно, что она была построена в 70-х годах прошлого века. Ее назначение - предотвращение попадания сточной воды из озера в Урал, - объясняет Арман. - Городской отдел ЖКХ сообщил нам, что “указанный гидротехнический объект на балансе отдела не состоит, соответственно, информации по данному объекту в отделе не имеется”. Департамент экологии направил в управление юстиции запрос, чтобы выяснить, кто же отвечает за состояние дамбы, но нам пока никакой информации ни от кого не поступало.
Между тем до потепления осталось совсем немного. По прогнозам синоптиков, вскрытие Урала ото льда ожидается 8-13 апреля. Уровень воды прогнозируется до 6 метров. Когда река пойдет на подъем, укреплять дамбу будет поздно. Останется только уповать на то, что она продержится хотя бы эту весну.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора и Ярослава КУЛИКА, Уральск