Инвестиции по-шымкентски
Вчерашние партнеры мистера Хона обвинили его в том, что он является чуть ли не главарем южнокорейской мафии. Чтобы доказать, что это не так, мужчина специально съездил на родину и привез оттуда документ, подписанный генеральным комиссаром корейского агентства национальной полиции, что никогда не вступал в противоречия с законом и не имеет никакого отношения к криминалу и мафии.
Бизнесом-гетто, где все решают паханы и братва, оказался для южнокорейского миллионера ХОН Чи Чжона славный город Шымкент. Предприниматель, на свою беду рискнувший построить на юге Казахстана современный завод по производству перчаток, остался без денег и имущества. Играющий в людоедских бизнес-джунглях Шымкента по правилам цивилизованного мира южнокорейский инвестор схлестнулся с некоронованным вором в законе Рафиком Чимкентским.
Все началось в 2005 году со знакомства преподавателя южнокорейского университета в г. Ансане (Южная Корея) Хон Чи Чжона, а по совместительству владельца серьезного бизнеса в Корее, с гражданином Казахстана Бекзадом НАРМЕТОВЫМ. Турист из Шымкента на чужбине оказался в затруднительном положении, и Чи Чжон по доброте душевной ему помог.
Между мужчинами завязались приятельские, а потом и партнерские отношения. Позже к ним подключился еще один шымкентец Джорабек ЮСУПЖАНОВ. Некоторое время Бекзад и Джорабек занимались перегоном авто из Южной Кореи в Казахстан. Рассказы казахстанцев о перспективах развития предпринимательства на их родине заставили Чи Чжона задуматься о расширении географии бизнеса. Окончательное решение он принял после заявления президента Кореи ПАК Кын Хе о договоренностях с главами Турции, Казахстана и Узбекистана об экономическом сотрудничестве.
- Южнокорейские СМИ напечатали слова Нурсултана НАЗАРБАЕВА, где он приглашал в Казахстан зарубежных инвесторов и обещал низкую налоговую ставку, - вспоминает Чи Чжон. - Я приехал в Алматы и по совету наших консульских сотрудников решил присмотреться к Шымкенту. Мне организовали встречу с заместителем акима области Сапарбеком ТУЯКБАЕВЫМ (ныне председатель правления Kazakh Invest. - З. М.). Он предложил несколько направлений для инвестиций. Я выбрал производство хлопчатобумажных перчаток.
Областные власти выделили землю под строительство перчаточной фабрики на территории индустриальной зоны “Оңтүстік”. Около года ушло на строительство цеха. Оборудование для производства перчаток бизнесмен выписал из Японии. В мае 2015-го техника прибыла в Шымкент.
В ожидании растаможки корейский инвестор поставил товар на временное хранение и параллельно отправил заявку на обещанные для иностранных инвесторов преференции в Министерство по инвестициям и развитию РК. Столичные чиновники раскачивались так долго, что в декабре 2015 года инвестора привлекли за “нарушение сроков временного хранения товаров”. Служители шымкентской Фемиды постановили инвестиционное оборудование стоимостью в 21,5 миллиона тенге конфисковать, а мистера Хона оштрафовать на 200 тысяч тенге.
Через месяц драконовское постановление было отменено. В марте 2016 года предприятие заработало, выдавая до одного миллиона перчаток. Когда же через месяц пришла пора пожинать первые плоды, иностранца ждал новый сюрприз.
- Я не знаю ни казахского, ни русского и для того, чтобы языковой барьер не мешал делу, назначил директором предприятия Юсупжанова, - рассказывает инвестор. - Не вложив в мой проект ни тиына, он и его друг Нарметов продали за 80 тысяч долларов первую партию продукции, а денег мне не отдали. Так бизнес не делается! Я потратил на этот проект более двух миллионов долларов, рассчитывал на прибыль, а тут такое!
По словам иностранного инвестора, он приказал остановить фабрику до полного расчета с ним. Однако партнеры не послушались, и фабрика работала еще месяц. Денег своих инвестор в итоге не получил. Весной 2017 года Юсупжанов продал фабрику за 1,2 миллиона долларов, а Нарметов вырученные от продажи деньги пустил на собственные нужды. Чи Чжон потребовал компенсировать ему все затраты, и тут экономический детектив превращается в криминальный боевик.
В начале мая 2017 года Бахтияр МУМИНЖОНОВ, который работал у мистера Хона переводчиком, привел к патрону двух товарищей. Это были Рафик БИКБАЕВ, известный в криминальном мире как Рафик Чимкентский, и его товарищ Батраз ФАРНИЕВ. Без пяти минут вор в законе Бикбаев, проявив неожиданную для Чи Чжона информированность и заинтересованность, пообещал поговорить с должниками и убедить их вернуть потраченные деньги вместе с фабрикой. Иностранец повелся, и в середине мая хлопотуны пригласили Чи Чжона в один из частных домов Шымкента. Там его ждали вчерашние партнеры Нарметов, Юсупжанов, а также его переводчик и пара-другая незнакомцев. Рафик Чимкентский принялся разносить Юсупжанова и Нарметова, а его подручные несколько раз ударили должников.
- Они согласились отдать мне долг, а Рафик потребовал, чтобы фабрику переписали на моего переводчика Муминжонова, - вспоминает иностранец. - Через несколько дней Рафик снова вызвал меня на встречу. Это было на одной из дач. На Нарметове были наручники, а у Юсупжанова руки замотаны скотчем. Муминжонов рассказал мне, что эти двое признались Рафику, что заказали мое убийство. Я не смог сдержать гнев, ведь я столько для них сделал, и влепил Бекзаду с Джорабеком две пощечины.
Наивный, он и не догадывался, что момент, когда он раздает оплеухи обидчикам, один из приспешников Бикбаева тайком снимает на камеру. Следующей серией дурного детектива стала встреча на одном из шымкентских кладбищ. Именно здесь, по словам Рафика и его команды, должен был произойти расчет с Чи Чжоном.
- Когда Хон подъехал к назначенному месту, наперерез ему выскочил Юсупжанов, - зачитал в обвинительной речи прокурор Нурлан ЕШЕНКУЛОВ. - Юсупжанов показал на автомобиль Хона и стоящего неподалеку Сергея, личность которого следствием не установлена. В этот момент из-за могил выпрыгнули вооруженные люди в камуфляже и бросились к машине Хона, но тот успел скрыться на своем авто. Следствие доказало, что все это было еще одной инсценировкой преступной группировки, руководимой Бикбаевым. Роли штурмовиков выполняли члены его банды. Полагаю, их целью было запугать Хона, чтобы он навсегда забыл о долгах и уехал в Корею.
Вот только тогда зарубежный инвестор об этих хитросплетениях не знал. Поэтому без задней мысли через день-два согласился на новое рандеву с “благодетелем”. На этот раз Бикбаев не миндальничал и рассказал ему новую байку о том, что по милости Хона якобы Юсупжанов и Нарметов накатали в полицию заявление на Бикбаева и будто теперь у Рафика из-за этого проблемы, а его помощника даже арестовали по этому делу. Главарь ОПГ предупредил, что если его проблема не решится, он потянет за собой и Чи Чжона. В доказательство серьезности своих намерений он показал Хону видео, где тот хлещет по щекам своих обидчиков, и добавил, что копия есть у следователей.
- Рафик сказал, что у него есть свои люди в полиции и он это дело разведет за 50 тысяч долларов, - рассказывает Чи Чжон. - В противном случае, по его словам, у меня будут проблемы не только с полицией, но и с криминальным миром.
Напуганный до смерти предприниматель пообещал найти деньги, а сам после разговора срочно вылетел в Корею. Уже на родине мужчина взвесил все и обратился в дипломатическую службу. Лишь после того, как в дело вмешались не последние на дипломатическом и политическом горизонте чины, заработал маховик правосудия. На 12 участников и режиссеров разводок завели уголовные дела. Четверо - Юсупжанов, Нарметов, Муминжонов и Фарниев - уже на скамье подсудимых. Рафика Чимкентского объявили в международный розыск и в начале сентября 2017-го задержали в России. Сейчас он ждет этапирования.
Хон Чи Чжон в надежде на справедливость не покидает Казахстан и даже строит планы на будущее. Иностранец все еще верит, что ему вернут его детище и удастся наладить в Шымкенте цивилизованный бизнес. Ну а пока этого не случилось и на свободе как минимум еще семеро бандитов, познакомивших корейского инвестора с тем, как делают деньги в Шымкенте, он ходит по шымкентским улицам только в сопровождении охраны.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент